Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 23

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.02.2024
Размер:
3.89 Mб
Скачать

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС)

Г.М. Шаповалова

«ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА» В КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА:

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Монография

Владивосток Издательство ВГУЭС

2020

УДК 316.774:654.1 ББК 67.401.114

Ш23

Рецензенты: С.Г. Верещагин, д-р полит. наук,

канд. юрид. наук, профессор

В.В. Яровенко, д-р юрид. наук,

профессор.

Шаповалова, Галина Михайловна

Ш23 «Цифровая культура» в концепции глобального

информационного общества: теоретико-правовой аспект : монография/ Г.М. Шаповалова ; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. – Владивосток, 2020. – 176 с.

ISBN 978-5-9736-0588-9

В условиях глобального информационного общества рассмотрены проблемы совершенствования механизмов законодательного регулирования «цифровой культуры», унификации правовых дефиниций, а также методы и средства сохранения, организации доступа и обеспечения безопасности «цифрового наследия» на российском и общемировом уровнях, при этом учитывается огромная роль информационных технологий, телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и др. Особо акцентирована значимость международных правовых актов ЮНЕСКО как основы для системы российского права в сфере «цифровой культуры».

Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, может быть полезна научным и практическим работникам в сфере юриспруденции, культурологии, информационных технологий, а также всем, кто интересуется проблемами современной «цифровой культуры» виртуальной реальности.

ISBN 978-5-9736-0588-9

©

©

УДК 316.774:654.1 ББК 67.401.114

Г.М. Шаповалова, текст, 2020

ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», оформле-

ние, 2020

2

Культура – это цемент, скрепляющий все достижения.

Н. Крупская

ВВЕДЕНИЕ

Наступила эпоха массовой информатизации, т.е. организаци- онно-обеспеченного процесса удовлетворения информационных потребностей общества на основе внедрения информационнокоммуникационных технологий почти во всех областях человеческой жизнедеятельности. Этому способствовал провозглашенный двадцать лет назад курс государственной политики на формирование в России информационного общества, т.е. на более качественное общественное развитие, сопровождаемое созданием высокоразвитой информационной инфраструктуры как суперсистемы, состоящей из множества организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств электронного межведомственного взаимодействия органов власти. Этому способствовали успехи и достижения одной из самых перспективных IT-отрасли как фактора общественных преобразований, приводящих к кардинальным изменениям в жизни государства и всего человечества. Эпоха цифровых трансформаций характеризуется широкими возможностями свободно передавать и принимать информацию в реальном режиме времени (оnline), например, доступ к таким сетевым информационным ресурсам, как государственные информационные системы, информационные системы отраслей экономики, информационные системы банковского сектора экономики, информационные ресурсы науки, образования, здравоохранения (телемедицина), доступк цифровым арт-объектамсферы культурыимногоедругое.

Сфера культурной жизни современного общества– одна из приоритетных в государственной политике, в которой ключевая роль отводится национальной культуре как фактору разностороннего развития и самореализации личности, повышения значимости духовно-нравственного содержания потенциала каждого человека и общества, а также сохранения национальной идентичности, самобытностивсех народовиэтническихобщностейРоссии.

3

В рамках концепции «цифровая культура» необходимо подчеркнуть важное значение создания и сохранения культурных ценностей, культурного достояния, культурного наследия народов России, а в ближайшей перспективе стремления к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в культуру мира во всех ее формах. В данной концепции, в условиях современного мироздания, заметны феноменальные изменения, особенно в связи с переходом к стандартам 5G, 6G мобильной связи и широкополосного Интернета, стремительное увеличение скоростей в телекоммуникационных каналах, что обеспечивает такой ритм жизни, что большая часть общества в ближайшей перспективе получит возможность ощутить себя в мире «виртуальной реальности» или «дополнительной реальности». Очевидна практическая значимость мобильных приложений, погружающих нас в сетевые сервисы и сетевые услуги, и это, бесспорно, вносит неоценимый вклад в сферу «цифровой культуры». Нельзя не отметить и развитие робототехники, нейросетей, машинного зрения, а также наращивание когнитивных технологий и искусственного интеллекта и их неоценимую роль в сфере «цифровой культуры». Информационные технологии все активнее внедряются в сферу культуры, не только качественно оцифровывая объекты классической (традиционной) культуры, но и создавая новые шедевры «цифровой культуры», которые безусловно, в перспективе перейдут в фонды «цифровое наследие».

Таким образом, актуальность исследуемой темы определяется и тем, что в совокупности с появлением таких лингвистических феноменов, как «виртуальная реальность», «дополнительная реальность», «электронные библиотеки», «виртуальные музеи», «цифровые архивы», «цифровое наследие» и многое др., часть которых в рамках нормативных правовых актов в ближайшей перспективе обязательно будет закрепляться законодателем как правовые дефиниции. Если рассматривать дефиниции как способ организации юридической материи, особенно учитывая опыт законодательной деятельности за последние годы как на федеральном, так и на региональном уровнях, где предпочтение отдается специальным статьям, которые, как правило, так и называются «Основные понятия».

4

Понятие «цифровая культура» на протяжении последних лет находится в фокусе внимания современной российской культурной политики и законодательства в сфере культуры, подразумевающей деятельность государственных органов по сохранению, актуализации, популяризации культуры в разных ее формах. В России уже давно сделаны первые шаги по формированию правовой основы для регулирования сферы «цифровой культуры». В постановлении Правительства РФ от 3 марта 2012 г. «О федеральной целевой программе “Культура России (2012–2018 годы)”» подчеркивается, что сегодня внедрение информационнокоммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли соответствуют поставленной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации задаче формирования информационного общества и повышения на этой основе качества жизни граждан. «Информационные технологии должны сыграть важнейшую роль в обеспечении максимальной доступности для граждан Российской Федерации культурных благ, участии граждан в культурной жизни общества вне зависимости от уровня доходов, социального статуса и места проживания, а также в обеспечении доступности культурных благ для граждан, в том числе с ограниченными возможностями».

Сегодня государственная культурная политика руководствуется в данной деятельности соответствующими принципами и нормами, что было предписано в указах Президента РФ: от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» и от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», где в качестве одной из основных целей национальной стратегии предусматривается повышение роли России в мировом культурном пространстве при развитии информационного общества.

В 2018 году Министерством культуры РФ был сделан прогноз развития сферы культуры до 2036 г., предполагающий «совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов в сфере культуры, необходимых условий для реализации творческого потенциала нации, цифровизации услуг и формирования информационного пространства, создание необходимых условий, направленных на обеспечение максимальной доступности культурных благ; сохранение культурного наследия

5

России; повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры». Для достижения поставленных задач предлагается «обеспечить широкое внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны (виртуальные концертные залы, оцифровку книжных фондов, цифровые гиды и онлайнтрансляции». В результате продвижения государственной политики, согласно указу Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», был разработан и утвержден национальный проект «Культура», при нем Паспорт проекта Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. В проект, реализация которого началась 1 января 2019 г., включены три подраздела – федеральные проекты: «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура».

6

Глава 1. КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

1.1. Концепция формирования информационного общества в России: Государственная программа «Информационное общество 2011 2020 гг

В современных условиях российское общество начало движение к качественно новому состоянию, определяемому как информационное общество – постиндустриальное общество, новая историческая фаза развития цивилизации, где главными продуктами производства являются информация и её высшая форма – знания [97]. В России фокусирование политики государства на формирование информационного общества обозначилось в

1980 1990-е годы, подтверждением чего стал процесс разработки Концепции информатизации общества. Проект Концепции характеризуется в первую очередь проводимой в стране перестройкой социально-экономических отношений, демократизацией общественной жизни в России, что было политически и социальноэкономически обосновано. В реальности процессы информатизации и внедрение информационных технологий в России протекали в сложных социально-экономических условиях, но при этом существенно способствовали модернизации прежних представлений, стереотипов и моделей взаимоотношений между политическими институтами и институтами гражданского общества, властью и обществом.

Реализация Концепции информационной политики государства послужила основой, в которой заложена стратегия устойчивого развития, т.е. поставлены конкретные цели, сформулировано ряд задач, определены способы и механизмы реализации, спрогнозированы результаты информационного воздействия на соци- ально-экономическое, политическое и культурное развитие Рос-

7

сии и ее безопасность в информационной сфере. Объективно же требования коренного изменения инфраструктуры и характера информационного обеспечения практически во всех сферах общественной жизни было обусловлено реальными локальными и глобализационными факторами. Проект разрабатывался на конкурсной основе с участием ведущих учёных по специальному решению Политбюро ЦК КПСС от 15 июня 1988 г., в обсуждении которого принимали участие институты Академии наук СССР и Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике [225, c. 324].

Эволюционное развитие государственной политики информатизации нашло отражение в законодательных актах, регулирующих отношения в информационной сфере, например, в Гражданском кодексе [75], федеральных законах «О средствах массовой информации» (1991) [59], «О государственной тайне» (1993) [61], «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации» (1995) [64], «Об участии в международном информационном обмене» (1996) [66], «Об информации, информатизации и защите информации» (2006) [69] и многих других.

Объективно назрела необходимость в стратегическом документе, определяющем направления построения информационного общества, и 15 октября 1998 г. Комитетом Государственной Думы по информационной политике в тандеме с Постоянной палатой по государственной информационной политике при Президенте Российской Федерации была принята Концепция информационной политики как составной части внешней и внутренней политики государства, охватывающей все сферы жизнедеятельности общества [98].

Основываясь на нормах Конституции Российской Федерации и Декларации прав и свобод человека и гражданина, долгосрочной стратегической целью информационной политики был определен переход к новому этапу развития России – построению информационного общества. Основные этапы движения России к информационному обществу виделись через:

– реформирование информационного производства на основе управления информацией как важнейшим ресурсом социальноэкономического, политического и культурного развития;

8

развитие общественных и личных информационных потребностей, сферы информационных и телекоммуникационных услуг;

открытость информационной политики как главной предпосылки последовательного демократического развития страны и т.д. Исключительно важным следует считать тот факт, что Концепция государственной информационной политики ставила интересы граждан и общества как более приоритетные по сравнению с интересами государства.

На основе Концепции информационной политики в 1998– 1999 гг. была разработана (но, к сожалению, не утверждена) Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» [99], которая позиционировалась как программа создания условий для перехода страны к информационному обществу. Концепция предполагала три стратегических направления движения России к информационному обществу: информатизация системы образования, формирование

иразвитие индустрии и соответствующей инфраструктуры информационных и телекоммуникационных услуг, наполнение информационной сферы духовно-нравственным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, с учетом огромного культурного наследия и неиссякаемого творческого потенциала народов, веками проживающих вместе на этой земле.

Вопросы дальнейшего формирования и разработки конструктивной политики России естественным образом соотносились с общемировыми тенденциями построения информационного об-

щества глобальное пространство диктует различные варианты межгосударственного сотрудничества, обеспечиваемого ролью большого числа международных институтов и интеграционных объединений [119, c. 122].

На этапе формирования информационного общества приоритетное место занимает возможность использования информационных и телекоммуникационных технологий в обеспечении как эффективности государственного управления, так и качества предоставления государственных и муниципальных услуг соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федера-

9

Соседние файлы в папке книги2