Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6.ЛЕКЦИЯ_РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.02.2024
Размер:
325.12 Кб
Скачать

Русское искусство второй половины XIX века

Характерной тенденцией в русской культуре второй половины ХІХ века становится стремления обозначить, провозгласить «больные вопросы современности». Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский – в литературе, русский театр – через Островского, русская музыка – усилиями «Могучей кучки», эстетика – благодаря революционным демократам, прежде всего Чернышевскому, способствовали утверждению реалистического метода как основного в художественной культуре середины и второй половины XIX века.

Во второй половине XIX столетия критическое отношение к действительности, остросоциальная направленность становятся характерными и для живописи, в которой формируется новая художественная система видения, названная критическим реализмом.

Менее бурно в этот период развиваются скульптура и архитектура. Как уже говорилось, с конца 30х годов XIX века классицизм себя изживает. Архитектуру второй половины XIX века обычно называют ретроспективным стилизаторством или эклектикой. Архитекторы стали использовать мотивы и закономерности архитектурных стилей прошедших эпох – готики, ренессанса, барокко, рококо и другие.

Период эклектики в развитии архитектуры длился почти 70 лет, с конца 1830х годов до рубежа следующего столетия. В этот период распространение получает «неоготика» ЦЕРКОВЬ В ПАРГОЛОВО, в Петербурге (А.П. Брюллов), ЦАРСКИЕ КОНЮШНИ и ВОКЗАЛ В НОВОМ ПЕТЕРГОФЕ (Н.Л. Бенуа).

Распространенным становится стилизации на темы русского зодчества – «русский стиль». Его первый этап называется «русско-византийским стилем», наиболее ярко выраженным в творчестве К. Тона (храм Христа Спасителя в Москве, 1839–1883). Его второй этап именуют по псевдониму архитектора Иван Павловича Петрова – Ропе́т«ропетовским», хотя еще до него этот стиль разрабатывал профессор Академии художеств A.M. Горностаев. На этом этапе вновь входят в моду шатровые завершения, узорочье декора, «мраморные полотенца и кирпичная вышивка», как назвал эти мотивы современник. ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВО «НА КРОВИ» в Петербурге (Храм Спаса на Крови (А.А. Па́рланд), ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В МОСКВЕ (А.А. Семенов и В.О. Шервуд), ЗДАНИЕ ВЕРХНИХ ТОРГОВЫХ РЯДОВ в Москве (ныне ГУМ) (А.Н. Помера́нцев), ЗДАНИЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В МОСКВЕ (Д.Н. Чичаго́в) – типичные образцы этого стиля. В зданиях подобного типа нарушено соотношение между вполне современной планировкой интерьеров и подражательной, под старину (усеянной башенками, шатрами, фигурными наличниками – атрибутами древнерусской архитектуры), фасадной «оболочкой». Часто брали за образец русское деревянное зодчество, распространяя его принципы на архитектуру дач, коттеджей, городских домов (ДОМ ИГУМНОВА В МОСКВЕ, арх. Н.И. Поздеев). Третий этап «русского стиля» – «неорусский», разрабатывается уже в системе модерна.

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца  в Кронштадте, построенный в 1913 году архитектором Василием Косяко́вым, один из последних храмов в неорусском стиле, прототипом которого стал храм Святой Софии в Константинополе. Морской Николаевский Собор задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Это самое высокое здание в Кронштадте. Внешняя длина 83 метра, ширина — 64 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров.

Существовало направление, ориентированное на древнегреческую архитектуру: ЦАРИЦЫН ПАВИЛЬОН В ПЕТЕРГОФЕ (А.И. Штакеншне́йдер), НОВЫЙ ЭРМИТАЖ В ПЕТЕРБУРГЕ (Лео Кле́нце).

Характерным было и увлечение итальянским Ренессансом, барокко и рококо.

В духе неоренессанса решено ЗДАНИЕ БАЛТИЙСКОГО ВОКЗАЛА В ПЕТЕРБУРГЕ (А.И. Кракау), НИКОЛАЕВСКИЙ ДВОРЕЦ В ПЕТЕРБУРГЕ (А.И. Штакеншне́йдер), ОСОБНЯК ШТИГЛИЦА В ПЕТЕРБУРГЕ на Английской набережной Невы (А.И. Кракау). Образ флорентийского палаццо XV века воссоздает ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА В ПЕТЕРБУРГЕ на Дворцовой набережной (ныне ДОМ УЧЕНЫХ) (А.И. Резанов). Его фасад отделан рустом, а интерьеры оформлены в «барочном», «русском духе» и т. д. В духе неоренессанса и необарокко исполнены некоторые интерьеры Зимнего дворца после пожара 1837 г. (арх. А. Брюллов).

В необарочном стиле построен ДВОРЕЦ КНЯЗЕЙ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ В ПЕТЕРБУРГЕ на Невском проспекте у Аничкова моста, перестроен фасад Мариинского театра в Петербурге (В.А. Шретер).

Египетские мотивы (Египетские ворота в Царском Селе, арх. А. Менелас) или «мавританские» (дом кн. Мурузи в Петербурге, арх. А. Серебряков) рождены экзотикой Востока.

В 1870–1880е годы введение металлических покрытий, каркасных металлических конструкций вызвало к жизни так называемую рациональную архитектуру с ее новыми функциональными и конструктивными концепциями, с новым соотношением конструкции и художественного образа. Главной стала техническая и функциональная целесообразность – в связи с появлением новых типов зданий: промышленных и административных, вокзалов, пассажей, рынков, больниц, банков, доходных домов мостов, театрально-зрелищных сооружений, выставочных залов и пр.

Кризис монументализма в искусстве второй половины XIX века сказался и на развитии монументальной скульптуры. Скульптура, конечно, не исчезает вовсе, но памятники становятся или излишне патетичными, дробными по силуэту, детализированными, чего не избежал и МИХАИЛ ОСИПОВИЧ МИКЕ́ШИНПАМЯТНИК «ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ РОССИИ» в Новгороде (1862), ПАМЯТНИК ЕКАТЕРИНЕ II в Петербурге (1873, статую Екатерины II исполнил М. Чижов), ПАМЯТНИК БОГДАНУ ХМЕЛЬНИЦКОМУ в Киеве (1888) или камерными по духу, как ПАМЯТНИК ПУШКИНУ в Москве (1880), скульптор AЛЕКСАНДР MИХАЙЛОВИЧ ОПЕКУ́ШИН. (Правда, отметим, что его камерность была оправдана тем, что монумент планировали поставить в глубине бульвара, а не прямо на просторе Тверской улицы.)

Во второй половине XIX века развивается станковая скульптура, в основном жанровая. Она становится более повествовательной и выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина (МАТВЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ ЧИЖО́В «КРЕСТЬЯНИН В БЕДЕ», 1872, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ; ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕКЛЕМИ́ШЕВ «ДЕРЕВЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ», 1896; ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ КАМЕ́НСКИЙ «ПЕРВЫЙ ШАГ», 1872, ГРМ).

В эту пору благодаря творчеству таких мастеров, как ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛАНСЕРЕ и АРТЕМИЙ ЛАВРЕНТЬЕВИЧ ОБЕР, получает развитие анималистический жанр, что сыграло большую роль в развитии русской реалистической скульптуры малых форм (Е.А. ЛАНСЕРЕ «ЗАПОРОЖЕЦ. ПОСЛЕ БИТВЫ», 1873; «Ловля дикой лошади» 1878) и декоративной скульптуры (А.Л. ОБЕР «Борзая с лисицей», 1879; «БЫК-ПОБЕДИТЕЛЬ», 1885; «ЛЕВ»; «БАБА-ЯГА», 1898).

Наиболее известным русским скульптором-реалистом этого времени был МАРК МАТВЕЕВИЧ АНТОКОЛЬСКИЙ (1843–1902), который, как верно подмечено исследователями, подменяет отсутствие монументальных средств выразительности изображением «монументальных личностей» – свидетельство этому статуи «ИВАН ГРОЗНЫЙ» (1870, бронза, ГРМ, мрамор, ГТГ), «ПЕТР I» (1872, бронза, ГРМ, ГТГ), «УМИРАЮЩИЙ СОКРАТ» (1875, мрамор, ГРМ), «СПИНОЗА» (1882, мрамор, ГРМ), «ХРИСТОС ПЕРЕД НАРОДОМ» (1874, бронза, ГРМ, мрамор, ГТГ), «МЕФИСТОФЕЛЬ» (1883, мрамор, ГРМ), «ХРИСТИАНСКАЯ МУЧЕНИЦА» («НЕ ОТ МИРА СЕГО», 1887, мрамор, ГТГ), «ЕРМАК» (1888, бронза, ГРМ), «НЕСТОР-ЛЕТОПИСЕЦ» (1889, бронза, ГРМ, 1890, мрамор, ГТГ). Исполненные по заданной программе, они лишь символ определенной личности.