Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
51, 52, 53, 55.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
05.02.2024
Размер:
56.25 Кб
Скачать

51. Бандитизм

Статья 209 предусматривает ответственность за три формы бандитизма:

создание банды,

руководство ею и

участие в банде и совершаемых ею нападениях (некоторые авторы пишут о четырех формах бандитизма, выделяя в качестве двух отдельных форм участие в банде и участие в нападениях1).

Основным объектом всех форм бандитизма является общественная безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних угроз общеопасного характера.

Дополнительным объектом бандитизма в юридической литературе называют здоровье или имущественные интересы граждан, а равно имущественные интересы государственных и коммерческих организаций, предприятий или учреждений, порядок управления и др. Полагаю, что речь идет о факультативном объекте.

Под бандой понимается организованная устойчивая вооруженная группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации. Как говорится в п. 2 указанного выше Постановления Пленума, банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения.

Об устойчивости банды могут свидетельствовать, в частности, такие признаки, как:

  • стабильность ее состава,

  • тесная взаимосвязь между ее участниками,

  • согласованность их действий,

  • постоянство форм и методов преступной деятельности,

  • длительность ее существования и количество совершенных преступлений.

Признак вооруженности банды предполагает наличие у ее участников огнестрельного или холодного оружия (в том числе метательного) как заводского, так и самодельного изготовления, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее участников и осведомленности их об этом.

На практике встречались ситуации, когда оружие имелось у всех членов организованной группы, а состав бандитизма судом исключался из обвинения на том основании, что не была доказана осведомленность о наличии оружия, и каждый из членов банды якобы имел оружие исключительно для самообороны, другим о нем не сообщал.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил (пункт 5), что использование участниками нападения непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака их вооруженности. При решении вопроса о признании оружием предметов, используемых участниками банды при нападении в качестве оружия, следует руководствоваться положениями Закона РФ «Об оружии», а в необходимых случаях и заключением экспертов.

В литературе высказывается мнение, что в случаях, когда оружие, боеприпасы, взрывные устройства не были обнаружены, вооруженность банды может устанавливаться по материальным следам их применения во время нападений. Во всяком случае, не всегда таким образом можно добыть необходимые доказательства.

П. 7 постановления. Создание банды предполагает совершение любых действий, результатом которых стало образование организованной устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан или организации. Эти действия могут выражаться в сговоре, приискании соучастников, финансирования, приобретении оружия и т.п.

Создание вооруженной банды является оконченным преступлением независимо от того, были ли совершены планировавшиеся ею нападения.

Когда действия лица по созданию банды в силу пресечения их правоохранительными органами или по другим, не зависящим от этого лица, причинам не привели к созданию банды, они должны квалифицироваться как покушение на создание банды.

Руководство бандой - принятие виновным решений, связанных с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности банды, а также руководство совершением ею конкретных нападений (п.8).

По конструкции состав является усеченным.

Субъективная сторона состава бандитизма, предусмотренного ч. 1 ст. 209, характеризуется умышленной виной, прямой умысел.

Целью виновного является создание вооруженной группы (банды) для нападений на граждан или организации, как правило, по корыстным побуждениям.

При этом Верховный Суд РФ уточняет, что ст. 209 УК РФ не предусматривает в качестве обязательного элемента состава бандитизма каких-либо конкретных целей осуществляемых вооруженной бандой нападений. Это может быть не только непосредственное завладение имуществом, деньгами или иными ценностями гражданина либо организации, но и убийство, изнасилование, вымогательство, уничтожение либо повреждение чужого имущества и т.д.

В таких случаях содеянное квалифицируется по совокупности преступлений (ст. 209 и ст. 105, 131, 167 и пр.).

Субъектом бандитизма, предусмотренного ч. 1 ст. 209, могут быть только вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Рассматриваемое преступление относится к категории особо тяжких преступлений.

В ч. 2 ст. 209 предусматривается ответственность за такую форму бандитизма, как участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях.

Объективная сторона ч.2 ст. 209 УК РФ характеризуется:

  • Непосредственное участие виновного в сборах банды, совершаемых нападениях;

  • Выполнение участником банды иных действий, направленных на обеспечение ее успешного функционирования (снабжение оружием, транспортом, ведение разведывательской работы, подыскивание объектов нападения);

  • Действия иных лиц, не являющихся членами банды, но которые осознают, что принимают участие в преступлении, совершаемом бандой.

С объективной стороны участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях предполагает не только непосредственное участие виновного в сборах и разборках банды, а также в совершаемых ею нападениях, но и выполнение участником банды иных действий, направленных на обеспечение ее успешного функционирования: снабжение оружием или транспортом, ведение разведывательной работы, подыскивание объектов нападений и т.п. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ как бандитизм должно квалифицироваться участие в совершаемом нападении и таких лиц, которые, не являясь членами банды, сознают, что принимают участие в преступлении, совершаемом бандой.

Действия лиц, не состоящих членами банды и не принимавших участия в совершенных ею нападениях, но оказавших содействие банде в ее преступной деятельности, квалифицируются по ст. 33 и соответствующей части ст. 209.

Субъективная сторона и субъект предусмотренного ч. 2 ст. 209 бандитизма аналогичны признакам состава бандитизма, предусмотренного ч. 1 ст. 209.

Если в вооруженном нападении участвовали лица в возрасте от 14 до 16 лет, они подлежат уголовной ответственности лишь за те конкретные преступления, ответственность за которые наступает с 14 лет.

Участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или совершаемых ею нападениях относится к категории особо тяжких преступлений.

В некоторых случаях руководители банд сами не принимают участия в совершаемых нападениях, а лишь дают задание остальным участникам преступной группы по реализации преступного замысла. Значительно чаще руководители сами активно участвуют в нападениях. Следовательно, неизбежно возникает вопрос:

как квалифицировать действия лиц, организовавших и (или) руководивших бандой и одновременно участвующих в совершаемых нападениях?

Согласно разъяснениям ВС РФ, «действия создателя банды, участвовавшего в ее нападениях, охватываются диспозицией ч. 1 ст. 209 УК РФ и дополнительной квалификации этих действий по ч. 2 ст. 209 УК РФ не требуется». Как указала Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в Постановлении № 567п97 по делу Фурсова и др., «дополнительная квалификация действий осужденных по ч. 2 ст. 209 УК РФ в данном случае является излишней, поскольку уголовная ответственность за создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан предусмотрена более строгая, чем за участие в такой банде и совершаемых ею нападениях».

В ч. 3 ст. 209 предусматривается ответственность за названные выше виды бандитизма при квалифицирующих признаках, т.е. когда деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 209, совершены с использованием своего служебного положения. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ (п. 11), под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения следует понимать использование лицом при создании банды или руководстве ею, участии в ней или совершаемых ею нападениях своих властных или служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п.

Использование лицом своего служебного положения означает не только выполнение тех прав и обязанностей, которые предоставляются соответствующим лицам по закону, но и использование возможностей, вытекающих из их служебного положения (связи, авторитет, возможность контактов с нужными людьми и т.д.). Эти лица могут иметь различный служебный статус: занимать должностное (например, сотрудники правоох.органов, работники органов власти и управления) или не должностное положение (например, работники охранных, коммерческих организаций, банков).

Формы содействия также могут быть различными: финансирование деятельности банды, предоставление информации об объектах и лицах, мерах, предпринимаемых правоохранительными органами по пресечению преступной деятельности, в том числе и оперативной информации, снабжение оружием, боеприпасами, транспортными средствами, совершение действий по подстраховке и прикрытию как деятельности банды в целом, так и ее членов при совершении ими отдельных преступлений и т.д. Представленная ими информация может быть самой разнообразной. Например, сведения, передаваемые инспектором ГИБДД, могут относиться к виду и количеству грузов, провозимых в конкретных автомашинах, следующих мимо его поста, с тем, чтобы банда совершила разбойное нападение именно на водителей этих автомашин и похитила перевозимый ими груз. Члены банды – сотрудники полиции могут информировать о проводимых оперативно – розыскных мероприятиях и тем самым препятствовать разоблачению банды.

В Постановлении указывается, что ст. 209 устанавливает ответственность только за создание банды, руководство ею и участие в ней или в совершаемых ею нападениях, но не предусматривает ответственность за совершение членами банды в процессе нападения преступных действий, образующих самостоятельные составы преступлений, в связи с чем в этих случаях следует руководствоваться положениями, согласно которым при совокупности преступлений лицо несет ответственность за каждое преступление по соответствующей статье или части статьи УК.

Отграничение бандитизма от незаконного вооруженного формирования.

  1. Особенности субъективной стороны. В диспозиции ст. 209 УК законодатель указывает на наличие цели создания банды – (нападение на граждан…». В ст. 208 УК РФ цель не указывается.

  2. Как банда, так и НВФ, обладают обязательным признаком вооруженности. Но степень и характер вооруженности НВФ и Б. различается между собой. Банда считается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом всех остальных членов банды. В НВФ признак «вооруженности» присущ всему формированию.

  3. В юридической литературе признаком банды называется предварительная соорганизованность и устойчивость группы лиц, объединенных в банду. В организации и деятельности незаконного вооруженного формирования, по мнению некоторых ученых, устойчивость не относится к конститутивным признакам. Но есть и противоположная т.зр.: НВФ характеризуется признаком относительной устойчивости. Вооруженность в НВФ должна быть как минимум такой, чтобы хотя бы несколько вооруженных участников при поддержке остальных могли бы провести операцию по типу военной (в постановлении Верховный Суд РФ также указывает именно на несколько человек, вооруженных)

Соседние файлы в предмете Уголовное право