Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

андреевский

.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
18.01.2024
Размер:
20.52 Кб
Скачать

Степан Семенович Андреевский родился в 1760 году на Черниговщине. Сейчас это место является селом.

В начале жизни у Степана была другая фамилия – Прокопович, но он решил ее сменить на фамилию Андреевский, с которой и вошел в историю медицины и не только.

Отец Степана Семеновича служил священником, что повлияло на место обучения сына, который окончил Киевскую Духовную академию. В 1778 году он резко изменил жизненный курс и поступил в Кронштадтскую медицинскую школу при морском госпитале, лекарским учеником. В связи с этим, об Андреевском говорили, что тот променял теплые южные ночи на порывистый ветер балтийского острова.

Впрочем, вскоре юношу перевели в Санкт-Петербург, в Генеральный сухопутный госпиталь.

А в 1781 году началась его профессиональная деятельность. Степан Семенович вернулся на свою родину- снова на юг. Тогда он был подлекарем Черниговского легкоконного полка. Он не только избавлял от болезней, он еще и занимался исследованиями. И вскоре появился на свет его научный труд – медико-топографическое описание местности с перечнем антисанитарных факторов и способов избавления от них.

Труд назывался – «Обсерваций», он же «Медико-топографическое описание Черниговской губернии».

В 1786 году молодой человек назначается штаб-лекарем Санкт-Петербургского сухопутного госпиталя. Он снова в Санкт-Петербурге, но совсем ненадолго. Судьба перебрасывает Андреевского, и он вместе со своим помощником, подлекарем Василием Григорьевичем Жуковским, едет в Уфимскую губернию, в Челябинск. В то время там начинается беда.

В Уфимской губернии бушует эпидемия ранее неизвестной болезни, от которой погибают и животные, и люди. 26-летний медик возглавляет экспедицию для изучения этой болезни и принятия соответствующих мер.

Из всех возможных путей Андреевский выбрал самый радикальный. И, возможно, самый героический. Андреевский и Жуковский ездили по всей округе, по населенным пунктам и селам. Изучали болезнь, вскрывали трупы животных, смотрели, какие органы поражены. Они составляли отчеты, разрабатывали меры профилактики, методы лечения. Однако даже спустя два года работы с пациентами метод передачи моровой болезни лекарям до конца не был ясен. Возбудителя смогут обнаружить только значительно позже, а пока рассматривать приходилось разные версии. Одни предполагали, что болезнь надувает ветром, другие считали, что виноваты опасные насекомые. Проведя тщательные наблюдения, отважный исследователь сам себя заразил «материей, взятой из язвы больного», фактически привил себе эту болезнь. Вот как описывали тот момент: «После утренней молитвы он надрезал себе руку рядом с локтем, занес туда эту «материю», улегся и принялся ждать»

Процесс шел мучительно. Впоследствии доктор писал: «Расстройство и помешательство мыслей, соединенные с превеликим страданием, воспрепятствовали мне сохранить в памяти тогдашнее мое состояние во всем существе его». Лечили сибирскую язву припарками и примочками, кровопускание было в ходу — понятно, что антибиотиков тогда не было. использовались разного рода окуривания.

Все это время за ним наблюдал – рискуя тоже заразиться – подлекарь Василий Жуковский. Можно сказать, что Жуковский своим старательным, самоотверженным ухаживанием спас ему жизнь.

К счастью, все обошлось. Степан Семенович выздоровел, а медики приступили к массовой вакцинации, а новой болезни, наконец, дали название – сибирская язва. Его придумал сам Степан Семенович – этот недуг тогда зверствовал и за Уралом.

Окончательно выяснилось, что болезнь эта – инфекционная, что она передается не только от животного к животному и от животного к человеку, но и от человека к человеку. Что бороться с ней следует с помощью вакцины.

Можно сказать, что Андреевский – первооткрыватель болезни. А Челябинск часто называют «родиной сибирской язвы».

В 1792 году Степан Семенович возвращается в Санкт-Петербург и становится членом медицинской коллегии. Зоной ответственности Андреевского становится медицинское образование, он становится педагогом. Он создает Карантинный устав, пишет инструкцию для врачебных управ.

В 1794 году у Степана Семеновича новое спецзадание. В то время в отечественной фармакологии огромную роль играли специальные медицинские ботанические сады. Требовалось эту тему прояснить, сделать выводы и принять меры по улучшению.

Господин Андреевский объездил их все. Отдал нужные распоряжения. И уже через год многие лекарственные травы, получаемые ранее из-за границы, успешно выращивали на российской земле.

22 сентября 1795 года Степан Семенович был награжден Орденом Святого Владимира 3-й степени. В 1804 г. по его проекту была создана Медико-хирургическая академия, первым директором которой он являлся до 1808 г. В 1806 году Андреевский был награжден Орденом Святой Анны 2-й степени.

В 1807 году Андреевский неожиданно оставляет медицину и поступает на службу в Министерство финансов.

А вскоре – новая и столь же неожиданная перемена. Бывший доктор принимает назначение на должность вице-губернатора Гродно и Киева. А в 1811 году переезжает в Астрахань. Там он уже гражданский губернатор.

Главным делом Андреевского как губернатора была борьба с антисанитарией. Он выступал одновременно и как городской руководитель, и как доктор. При нем были устроены деревянные тротуары, завершено строительство городского канала.

По просьбе С.С. Андреевского в губернию была направлена группа сенатских землемеров, которая провела точное отмежевание всех частновладельческих рыболовных вод, что позволило выделить незанятые места для свободного лова рыбы государственным крестьянам и мещанам. С.С. Андреевский запретил хищнический способ добычи тюленя в Каспийском море, принял меры по развитию шелководства в районе реки Ахтубы.

Совершенствовалась медицина. В аптеках стали появляться современные медикаменты, а в больницах – столь же современное оборудование. Питание больных улучшилось, для них стали готовить по рекомендациям врачей.

Был основан Оспенный комитет, и в результате в 1816 году все астраханские дети были привиты против этой болезни. А вакцин производилось столько, что излишек отправляли на Кавказ.

Привели в порядок укрепления. И в результате избавили город от ежегодного паводка, оставляющего гигантские гниющие лужи.

До нас дошли многочисленные проекты губернатора, которые он не успел реализовать: «Об установлении торговой компании с Персией и прочими областями по Каспийскому морю», «Замечания по делам Хивы, Бухары и Туркмении», «Об устройстве в Астрахани водоходной школы» т.д.

Астрахань стала другим городом.

Активная деятельность С.С.Андреевского на посту Астраханского гражданского губернатора была прервана преждевременной смертью 19 декабря 1818 г.

Незадолго до смерти С.С. Андреевский составил завещание: «Не имея ни злата, ни серебра, ни драгоценных камней и дорогих вещей, я умоляю друга моего не тревожить праха моего подозрениями в помещении оных, столовое же серебро, коего весом я имел не более 12 фунтов, принесено будет в тот священный храм, при коем бренное тело мое погребено будет, а белье, носильное платье и прочие пожитки, останутся в пользу неимущих».

Степан Семенович Андреевский внес огромный вклад в борьбе с сибирской язвой, он также побывал и педагогом, и губернатором, что положительно повлияло на развитие медицинского образования и медицины в целом в Архангельске и Челябинске. Именем Степана Андреевского назвали сквер в центре Челябинска, где установлен памятник врачам, спасающим пациентов с ковидом.

Соседние файлы в предмете История ветеринарной медицины