Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

9695

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
3.07 Mб
Скачать

Пятого сентября 1944 года в ночном ожесточённом бою за плацдарм на западном берегу реки Нарев Дмитрий Комаров погиб. Похоронен в селе Заторы (юго-восточнее польского города Пултуск).

Приказом Министра обороны СССР он был навечно зачислен в списки личного состава Благовещенского танкового училища.

Именем героя названа одна из улиц в городе Шахунья. Также в городе установлен памятник герою. Его имя носит Черновская школа № 98 Канавинского района города Нижнего Новгорода, в которой он учился. Школа № 1 в Шахунье также носит имя героя. На школе имеется мемориальная доска. Возле школы установлен бюст героя.

На станции Чёрные Броды в честь подвига бесстрашных танкистов воздвигнут обелиск.

Список источников и литературы

1. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. И. Н. Шкадова. М.: Воениздат, 1987. Т. 1.

В. А. Витохин,

г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

ВОСПОМИНАНИЯ ВИТОХИНА ПАВЛА ИВАНОВИЧА О ВОЕННОМ ДЕТСТВЕ

Во второй четверти XX века произошла самая большая трагедия в истории человечества, устроенная руками самих людей – Вторая мировая война. Девятого мая 1945 года советский народ одержал безоговорочную Победу над фашистской Германией, развязавшей её.

Мир изменился через 70 лет: появились новые отрасли науки, технологии, повысилось качество жизни людей. Однако память о военной трагедии советского народа должна оставаться неизменной. Бытует мнение,

41

что история циклична и то, что было, произойдёт вновь. Знание истории должно помочь нам не допустить повторения войны. Великая Отечественная война затронула каждую семью в СССР, поэтому все обязаны помнить о ней сегодня и впредь. Она привела к огромному числу жертв, разрушению жилых домов и памятников архитектуры, вражеской оккупации и геноциду народов, живших на территории СССР. Каждый из наших современников обязан помнить, за что боролись и умирали наши прадеды.

Необходимо напомнить современникам, как жили люди в 1941–1945 гг., особенно те, кому пришлось выживать в оккупации или концентрационных лагерях. Одним из них был мой дедушка – Витохин Павел Иванович. Он родился 20 мая 1935 года и, будучи ребёнком, пережил войну от начала до конца. Отец его был призван в ряды советской армии для защиты Родины, а мать с детьми осталась в оккупированном городе Белгороде. Оккупация города длилась 650 дней, моему деду в это время было всего шесть лет.

Белгород – старинный русский город, основанный в 1596 году на меловых кручах Северского Донца. Мел имел особое значение для советской промышленности: он был необходим для строительства Московского метро, Московского и Горьковского автозаводов и пр. В 1935 году началось строительство электростанции, в 1939 – котлостроительного завода[1].

В ходе первого этапа Великой Отечественной войны немецкая армия «Юг» провела наступление, результатами которого стал захват Украины и, соответственно, лишение Советского Союза и его армии промышленной и сельскохозяйственной базы. Однако молниеносное наступление фашистов было сорвано: Красная Армия, несмотря на тяжелейшие потери, мужественно и ожесточённо сопротивлялась. Вместе с тем 19 сентября 1941 года советские войска оставили город Киев, 16 октября немцы заняли город Одессу, а 24 октября города Харьков и Белгород[2].

Жизнь в оккупации. Для белгородцев потянулись мучительные дни и месяцы фашистской оккупации. Среди тех, кто её пережил, был и мой дедушка – Павел Иванович Витохин. Он вспоминает: «Это было как гром

42

среди ясного неба. Да, мы знали, что фашист идёт прямиком на Москву, но надеялись, что доблестная Красная Армия сможет отстоять наши земли. Но чтобы такое огромное расстояние было пройдено за 5 месяцев? Как нож сквозь масло, немецкая армия проникала через земли Отчизны. Потом этот нож рассёк и Белгород. Фашист пришёл в октябре 1941 года, но в это время ему не удалось прочно закрепиться в городе».

В Белгороде, как и во всех оккупированных городах, был установлен режим террора. В нем разместили концентрационный лагерь, гестапо, тюрьму, установили виселицу; парк города был превращён в огромное место захоронений. По неполным данным, в городе к 1943 году было уничтожено 3000 военнопленных, 2500 человек угнано в Германию, около 2000 сгорели в сараях Камышитового завода, 2500 похоронено в Дальнем парке. На Базарной площади было повешено 120 человек, в том числе партизаны, среди которых был дядя моего деда И.М. Витохин, многие известные и уважаемые в довоенном Белгороде люди [3].

П.И. Витохин говорит об оккупации Белгорода. «Состояние всего и вся можно описать одним словом – разруха. Жизнь под гнётом оккупантов была ужасна. Большая часть стариков и детей существовали или, можно сказать, выживали в блиндажах, ямах без окон и дверей. Топили мы, чтобы согреться, бурьяном. Ели траву, листву с деревьев, дикие плоды и ягоды, чтобы не умереть с голоду. Одевались в одежду довоенных дней, которая со временем превращалась в лохмотья. Дети ходили в мешковине, без портков. С ранней весны до поздней осени они босые бродили в поисках пищи».

Особенно сильно дедушке запомнился бункер Андрея Власова. (Военачальник, уроженец Нижегородской губернии, участник битвы за Москву; в 1942 году попал в плен, стал сотрудничать с фашистами. В 1946 году был осужден за государственную измену и приговорен к смертной казни). Витохин Павел Иванович вспоминает: «Бункер Власова, на многие километры зимой 1941–1942 годов, был одним из самых тёплых мест. Меня и маму иногда пускали туда работать, и это был шанс согреться».

43

Из воспоминаний П.И. Витохина: «Перед Великой Отечественной войной в Белгороде проживало около 34 тысяч человек. Новое вторжение оккупантов в 1942 году сопровождалось полным разрушением города и уничтожением населения, после которого в живых осталось лишь 1500 человек: старые, больные люди и малые дети».

Шло время, фашисты оккупировали значительную часть европейской части России, но в 1942 году начались сражения под Сталинградом, в которых советская армия полностью развенчала миф о несокрушимости немецкой армии. Заложники оккупации получили надежду, но до окончательного освобождения было ещё далеко. Из воспоминаний Павла Ивановича: «В ночь перед новым 1943 годом фашисты выгнали меня из ямы и посадили в одной рубашке (тогда мне было 8 лет) на башню танка, и устроили «карусель». При этом захмелевшие немцы хохотали до тех пор, пока я, окоченевший, не свалился в сугроб. Я не чувствовал своих рук и ног, ко мне подбежала мама, но её ударили автоматом и кинули в солому для немецких лошадей-тяжеловозов. Я выжил, в отличие от 2000 тысяч военнопленных и гражданского населения, которые в это время были заживо сожжены немцами на Камышитовом заводе, в качестве новогоднего «фейерверка». Оккупация длилась до 1943 года.

В 1943 году немцы готовились к решающему сражению «Цитадель». Павел Иванович вспоминает: «День и ночь через Белгород проходила немецкая армада (танки, пушки, пехота), уничтожая все и всех огнём и снарядами тяжёлой техники. Живых людей немцы заставляли рыть окопы, ямы на 15–20 человек. Днём без пищи всех гнали работать, а ночью загоняли в ямы. В те годы зимы были суровые, мороз доходил до -35–42 ° С. Около немецких полевых кухонь, обезумевшие от голода и холода ползали трудно узнаваемые люди. Командному составу немцев быстро сооружали жилые помещения, отделывали их тёсаным деревом, обивали высококачественной кожей с запахом кофе».

44

Весной 1943 года образовалась линия фронта в форме дуги протяжённостью более 500 км глубиной на запад – 200 км, и проходила она по территории шести областей на площади 65 000 км2. В центре дуги находился город Курск, поэтому эту линию фронта стали называть «Курская дуга»[1]. Пятого июля 1943 года началась битва на Курской дуге, крупнейшее противостояние Великой Отечественной войны. Двенадцатого июля 1943 года под Белгородом на Прохоровском пшеничном поле произошло танковое сражение. Слова Павла Ивановича: «Хотя от Белгорода до Прохоровки 60 километров, но ровно месяц в Белгороде гудела земля. Люди не плакали, они смотрели сухими глазами, в след уходящей на запад войне. В тылу после неё оставались разруха, голод да пепел пожарищ на земле».

Двадцать четвертого июля немецкое наступление под Курском операция «Цитадель» провалилась. Пятого августа 1943 года были освобождёны города Белгород и Орёл [1].

Жизнь после войны. В августе 1943 года белгородская земля была полностью освобождена от немецко-фашистских оккупантов. Враг нанёс Белгородскому краю тяжёлый урон: была выжжена земля, разрушены предприятия, затоплены шахты, уничтожены жилые дома, школы, больницы, разграблены колхозы и совхозы. Огромный ущерб был нанесен и городу Белгород. Когда из него был изгнан последний гитлеровец, солдаты – освободители увидели страшную картину: город лежал в развалинах, в нем не сохранилось ни одного целого дома.

Фашистские оккупанты нанесли огромный ущерб и сельскому хозяйству. Имущество колхозов и совхозов было разграблено, скот угнан в Германию, постройки сожжены. На Белгородчине осталось меньше десятка тракторов и комбайнов, только около 2 тысяч голов крупного рогатого скота, 200 свиней. Более 8 миллиардов рублей составил материальный ущерб, нанесённый гитлеровцами Белгородскому краю [1].

Именно в то время в 1946 году на колхозном поле на раненной лошади дедушка возил воду в металлической бочке. Голод, холод, педикулез и

45

другие бытовые проблемы не сломили его желания научиться управлять трактором. В 1954 году он получил удостоверение тракториста и каждый год в летние школьные каникулы, а потом и до призыва в ряды Советской Армии работал на колхозных полях на тракторе «ХТЗ».

Сегодня Белгород – город-герой, город первого салюта [3]. В 2007 году ему было присвоено почётное звание Российской Федерации – « Город воинской славы», награждён орденом Отечественной войны I степени [4]. Это очень современный город, утопающий в зелёных садах и парках, с красивой архитектурой, с населением 380 тысяч человек.

Мой дедушка – Витохин Павел Иванович жив: сейчас ему 79 лет, из них 57 он работал. Он был директором Художественного фонда, под его руководством были построены: мемориальный комплекс «Курская дуга», памятники танкистам-героям СССР, диорама «Огненная дуга», дворец бракосочетания Белгорода и др. Так дедушка отдал дань, почтил память тех советских людей, которые его освободили и спасли. Сегодня он – замечательный преподаватель профессионального училища № 4, член клуба моржей. Мой дедушка – Витохин Павел Иванович замечательный, и о нем можно рассказать ещё много интересного. Рядом с ним, уже более 50 лет, по жизни идёт моя бабушка Ольга Алексеевна Витохина ‒ кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Белгородского университета кооперации, экономики и права.

Для Белгорода дедушка – человек-легенда, один из немногих, оставшихся в живых после немецкой оккупации. Жизнь с самого начала была непростой, но он выстоял, выжил. Встретив войну ребенком, он был таким же, как и советские солдаты Великой Отечественной войны: не сломленными под натиском и гнетом врага, жившие лишь во имя великой цели – Победы. Я очень им горжусь и очень его люблю.

Дедушка многому меня научил. Самый главный его урок – помнить подвиг советской армии, подарившей жизнь и свободу не только ему, но и миллионам людей всего мира, чтобы они смогли построить семьи, а их

46

потомки чтили память тех, кто отдал свои жизни ради защиты Родины. Он говорит: «История – хороший учитель и воспитатель, и тем более та, которая оставила свои зарубки и отметины в каждом городе, селе, в каждой семье, в сердце каждого гражданина».

Список источников и литературы

1.Белгородский край в истории СССР: Уч. пособие для учащихся 7–10 классов. Воронеж: Центр. чернозёмное кн. изд., 1988.

2.Наш остров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nash-ostrov.ru/pamyatniki-

posvyashchjonnye-kurskoj-bitve

3.Гончаренко Ю.И. и др. Здравствуй, Белгород! /Ю.И. Гончаренко, Л.Я. Дятченко, И.Г. Пархоменко, Ю.Н. Шмелев. Воронеж: Центр. чернозёмное кн. изд., 1983.

4.Прохоровка[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Life Journal. http://af1461livejournal com.

К. В. Гизятулова,

г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА Г. БАЛАХНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Никогда нам не забыть те суровые военные годы, потому, что они были испытанием воли, мужества, сил и умения советских людей, потому, что дорогой ценой оплачена слава Победы.

Память вновь и вновь заставляет возвращаться нас к тому героическому времени.

Ранним воскресным утром 22 июня 1941 года никто из балахнинцев еще не знал о том, что на западных границах нашей страны уже шли ожесточенные кровопролитные бои с гитлеровцами. Только в двенадцать часов дня все радиостанции Советского союза объявили о том, что войска фашистской Германии вторглись на нашу землю. Вероломное нападение агрессора нарушило мирную обстановку созидательного труда советских

47

людей. Руководство фашистской Германии, ставившее своей целью физическое истребление нашего народа, бросило против СССР

многомиллионную, хорошо технически оснащенную армию. Наступил час великого испытания для нашей Родины, для нашего народа.

С началом войны в Балахнинском районе были организованы призывные пункты. В первые дни войны балахнинский военкомат отправил на фронт около 700 добровольцев. Всего за годы войны на фронт ушло свыше 22 тысяч балахнинцев, в т.ч. 1053 женщин. Кроме общей мобилизации проводились партийно-комсомольские. Защищать Родину ушло 2400 членов партии и комсомольцев, из них – 1818 были добровольцами[1]. Балахнинцы воевали на всех фронтах ВОВ, сражались в партизанских соединениях и с честью пронесли гордое имя советского солдата-освободителя от Москвы до Берлина.

История еще не знала такого размаха организационной работы в тылу, какую показали наши люди во время Великой Отечественной войны.

Трудности, возникшие в начале войны, заключались в том, что враг за короткое время оккупировал значительную часть страны, где находился промышленный потенциал СССР. Фронт испытывал острую нужду в боевой технике, оружии, боеприпасах, обмундировании, снаряжении.

«Всё для фронта, всё для победы!» Этот девиз военного времени помнят все. В самые короткие сроки все промышленные предприятия района перестроили свою работу на выполнение военных заказов. Балахнинский бумкомбинат с началом войны стал, по сути дела, единственным производителем газетной бумаги в стране, а государство нуждалось в бумаге не менее, чем в снарядах. На балахнинской бумаге печатались «Правда», «Красная звезда», десятки армейских и дивизионных газет, миллионы листовок[2]. В первый период войны комбинат переживал кризис: ушли на фронт квалифицированные мастера и рабочие, в цехи пришли женщины, постоянными стали перебои с электроэнергией, сырьём, трудности в снабжении остродефицитными материалами, особенно сукном и

48

подшипниками для бумагоделательных машин. Все это приводило к длительным простоям оборудования. Комбинат в первую военную зиму был вынужден самостоятельно решать проблему топлива и сырья, мобилизовать на лесозаготовки весь коллектив, обратиться за помощью к сельским труженикам района.

В кратчайший срок по льду через Волгу до Ковровского лесопункта была проложена узкоколейная дорога, по которой начала поступать еловая древесина. В снабжении Балахнинского бумкомбината материалами помог ЦКВКП (б), куда обратился секретарь Горьковского обкома М. И. Родионов [1]. Когда подали электроэнергию, комбинат работал круглосуточно. По ночам комбинат тонул во тьме светомаскировки, ощетинившись стволами зенитных орудий. В этих трудных условиях первых месяцев войны на балахнинском комбинате возникли фронтовые бригады. «Рулон бумаги – те же снаряды», «Одна тонна бумаги – это 125 тысяч экземпляров газет для воинов Красной Армии» – под такими девизами трудились балахнинцы. Систематически перевыполняла производственные задания и считалась лучшей среди других женская фронтовая бригада, возглавляемая сеточницей А.Г. Стариковой. Образец самоотверженной работы показывала стахановка А.Ф. Разживина. Одной из первых она освоила мужскую профессию варщика целлюлозы и работала на варочных котлах. Подчинив свою деятельность интересам фронта, коллектив Балахнинского комбината с наименьшим числом рабочих достиг выработки бумаги в 1941году более чем 420 т. в сутки [2]. В 1942 году рабочие и служащие Балахнинского комбината явились инициаторами Всесоюзного соревнования предприятий целлюлознобумажной промышленности за наращивание производства бумаги.

От четкой работы деревообрабатывающих комбинатов и лесозаводов зависели сроки отправки снарядов на фронт. Балахнинская мебельная фабрика снабжала спецукупоркой Горьковский автозавод. На третий квартал 1941 года было спущено задание по изготовлению спецукупорки в количестве 370 тысяч ящиков. На 15 августа 1941 года оно было выполнено

49

на 34%. Наркомат лесной промышленности РСФСР телеграфировал к Горьковскому обкому партии о принятии необходимых мер и оказании помощи предприятиям треста и незамедлительного выполнения спецзаданий [2]. Тяжело в первый период войны складывалась ситуация в бумажной отрасли региона, которая была представлена 18 крупными бумкомбинатами и фабриками. Самыми крупными были Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат и Балахнинская картонная фабрика. По приказу наркомата от 9 августа 1941 года на Балахнинской картонной фабрике организовывалось производство двух типов литых подвесных бензобаков к самолетам. Коллектив фабрики теперь должен был работать в кооперации с Горьковским авиационным заводом № 21. Сроки устанавливались очень жесткие. Директору Балахнинского комбината В.А. Кожевину предлагалось изготовить по заявке и чертежам картонной фабрики станки для отжима, ошкуровки и обрезки, произвести всё литье, необходимое для оборудования цеха по выработке бензобаков и командировать для установки слесарей и монтеров. По распоряжению наркомата целлюлозной и бумажной промышленности на Балахнинскую фабрику своевременно были поставлены все основные материалы, за исключением матриц. Но из-за прокладки коммуникаций и водопровода, наладить производство бензобаков в установленные сроки не удалось. Как следует из протокола совещания у заместителя комиссара бумпрома В.З. Смоляницкого от 26 сентября 1941 г., Балахнинская картонная фабрика должна была обеспечить их выпуск любой ценой в период с 1 до 15 октября. Производство бензобаков для самолетов в этот раз надо было начать вовремя. Ускоренное развитие военного производства в регионе требовало в первую очередь наращивания энергетических мощностей [2].

На первом этапе войны выход искали в строжайшем контроле за распределением электроэнергии, её перераспределении в пользу оборонных предприятий. В Горьковской области по-прежнему основным производителем электроэнергии оставалась ГОГРЭС. Её рабочая мощность в

50

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]