Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6445

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
21.11.2023
Размер:
794.7 Кб
Скачать

19

распространение исторических знаний через появление исторических сюжетов и мотивов в неисторических публикациях. Информация, посвященная истории, обычно появлялась на страницах журналов в виде объявлений об открытии и описаний фондов библиотек, научно-популярных статей о истории наук и проч.

Автор проанализировал историческую тематику произведений художественной литературы. Русские писатели стремились не только отразить, но и дать свою трактовку русской истории. С помощью фактов и исторических примеров прошлого показывались пороки современного общества, что служило актуализации и популяризации исторических знаний. Историко-литературные сочинения, авторами которых являлись представители «высшего» общества раскрывали позитивную роль государства и монархической власти, ее историческую оправданность и неизбежность. Художественная литература, как часть духовной культуры общества, являлась вторым структурным элементом распространения представлений об истории. На основе анализа исторических сюжетов показано, что исторические знания играли значительную роль в жизни общества. История становилась формой самоосмысления и самовыражения социума, а исторические знания - частью общественного сознания правящего сословия Росси XVIII в.

Третья глава «Историческая проблематика в периодической печати XVIII века» посвящена изучению роли периодической печати в процессе популяризации, пропаганды, распространения и актуализации исторических знаний. В главе отдельно рассмотрены сюжеты всеобщей истории, нашедшие свое отражение на страницах журналов, вопросы и проблемы российской истории, а также формирование вспомогательных исторических дисциплин.

В первом параграфе «Темы всеобщей истории в периодической печати» автор характеризует общеисторическую тематику, представленную в академических и научно-популярных журналах XVIII в. Выделяется несколько групп статей: сочинения, касающиеся периода античности (внутри

20

этой группы выделяются речи выдающихся полководцев и общественных деятелей, историко-культурные вопросы античного периода, общеисторические сюжеты античности: от политического строя и государственного устройства до религиозных культов и описания быта, воспитания детей); статьи о развитии государств средневековой Европы, представленные несколькими направлениями (история королевских и княжеских родов, описание жизни и деятельности великих королей, освещение политического развития отдельных государств и городов, начиная с древнейших времен, история религии и церкви). Большинство статей, посвященных всемирной истории, являлись переводными, хотя встречались и оригинальные сочинения. Значительная часть работ научно оформлена: имеет четкую структуру, ссылки на источники и научную литературу, с указанием названия сочинения, тома и страницы. Публикации знакомили читателей с новыми тенденциями исследования в области исторической науки, помогали распространению новой научной литературы, поддерживали интерес читателя, формировали его историческую память и историческое сознание. Делается вывод о том, что обобщение опыта научной работы, освещение мировой истории положительно сказывалось на формировании собственной терминологии и методологии русской исторической науки.

Второй параграф «Вопросы российской истории в периодике»

раскрывает механизм пропаганды и актуализации вопросов отечественной истории в российском обществе. Этот процесс проходил по нескольким направлениям. Во-первых, публикация проблемных, дискуссионных вопросов (они касались древнейшей истории славян и образования Древнерусского государства), которая привлекала внимание читателей и способствовала их дальнейшему изучению. Во-вторых, привлечение внимания к основному источнику по древнерусской истории - летописям. Журналы не только давали характеристику этому источнику, подчеркивая его информативность, ценность и уникальность, но и указывали «пробелы» или спорные вопросы, требующие скорейшего изучения. Зачастую в

периодических изданиях звучат прямой призыв к исследованию летописей. В-третьих, публикация сюжетов, связанных с внешней политикой Петра I или историей пограничных территорий, актуализировала историю, связывая ее как с потребностями государства, так и с современными международными событиями. В-четвертых, на страницах журналов часто публиковали источники по русской истории (отрывки из летописей, актовый материал, переписку выдающихся деятелей и проч.), что делало их доступными для изучения широкого круга читателей. В-пятых, существовавшие в некоторых журналах «отделы», посвященные обозрению недавно изданных книг, извещали читателя о новых исторических сочинениях. Заметки содержали не только краткое описание книги, но и отрывки из нее, редакционную оценку, место исследования среди подобных произведений.

Все статьи, касающиеся русской истории, разделены на группы. Вопервых, материалы, посвященные этногенезу славян, природе и характеру русской государственности; во-вторых, периоду укрепления Московского государства; в-третьих, новейшей истории России; в-четвертых, военной истории.

Область древней истории в трудах ученых данного периода имела наиболее научную форму выражения: четко поставленные проблемы, системы доказательств, методы работы с основным источником.

Делается вывод, что статьи, посвященные позднему средневековью и новому времени, носят скорее описательный характер, так как основные источники были еще не изучены, не выработаны методы работы с ними. Но и здесь уже выделяются основные области для исследования: социальная структура общества допетровского времени, военная история Российского государства, его экономическое развитие (внешняя и внутренняя торговля), развитие образовательных учреждений.

В третьем параграфе «Вопросы местной истории, краеведения, частных дисциплин истории в периодических изданиях» представлено формирование вспомогательных исторических дисциплин и областей знаний,

22

еще не выделившихся из истории в самостоятельные отрасли, и роль в этом процессе периодических изданий XVIII в. Все изученные статьи данного блока можно разделить на краеведческие, этнографические, заметки по исторической и экономической географии, археологические, генеалогические. В специальную группу выделены статьи научнопопулярного характера по истории научных изобретений, архитектуры, культуры.

На основе анализа историографических источников, показано, что значительное количество изученных нами статей носят краеведческий и историко-этнографический характер. Судя по изученному материалу, уже к 1780-м гг. такие исследования приобрели четкую структуру и порядок описания. Краеведческие сочинения обычно содержали характеристику местности, природных условий и местоположения города, этнического состава коренных жителей, когда и кем был основан город, рассмотрены взаимоотношения жителей с соседями, даны характеристики экономического и социального развития всего уезда, а также архитектуры и духовной жизни края.

В историко-этнографических работах давалось описание природных условий, коренного и «пришлого» населения, природных ресурсов, административной структуры, промыслов и сельского хозяйства, традиционной культуры и образования. В результате этнографических исследований было собрано большое количество уникального материала по народам Сибири, Севера и Поволжья, проживавшим в Российской империи. Краеведческие исследования явились началом провинциальной историографии.

Во второй половине XVIII в. в России происходило становление археологии. Проводились первые научные исследования, началось формирование исследовательского подхода к археологическим памятникам и понимания археологических древностей как исторического источника. Публикации по данной области знаний принадлежали как российским, так

23

западноевропейским ученым. Они несли полезную информацию для российских ученых-историков и для «любителей древностей», знакомили с достижениями в этой области зарубежной науки, объясняли смысл и значение археологических данных для исторической науки.

На основе историографического анализа публикаций 1728 - 1793 гг. можно сделать вывод, что изменялась не только содержательная часть работы, методология и методы исторического исследования. В сочинениях конца 1720-х - первой половины 1740-х гг. исторический материал появлялся не как основной, а как сопровождение, историческая справка, сопутствующая центральной информации. Основная цель такой «справки» - дать дополнительную информацию, заинтересовать читателя. Соответственно научный аппарат таких статей не был оформлен.

С середины 1750-х г. с открытием первого журнала Академии наук ситуация меняется. Появляется большое количество публикаций, связанных непосредственно с исторической наукой. Основной их целью было привлечь читателя к изучению родной истории. В большинстве текстов есть ссылки на источник информации: документ (с указанием, где автор его взял) или исследовательскую литературу (с указанием автора, названия, тома и иногда страницы сочинения). Сноски оформлялись либо в тесте, либо внизу страницы под «звездочками» или под строчными латинскими буквами. Автор не просто излагал какие-либо факты, но и по-своему интерпретировал их, т.е. выстраивал предположение.

Таким образом, периодическая печать всесторонне отражала развитие исторической науки в России: главные вопросы, новые направления и научные дисциплины и т.д., а также являлась важным средством популяризации, распространения и актуализации исторических знаний, способом формирования исторического сознания России XVIII в.

В заключении подведены общие итоги диссертационного исследования, сделаны основные выводы. Научная историческая мысль и историко-политические взгляды являлись структурными элементами

24

исторического знания. Формами его существования и проявления были

монументальные и узкоспециальные исторические сочинения, среди которых

можно выделить следующие типы:

-«публицистические», характеризующиеся акцентированием внимания на современной истории государства, практическим, прикладным характером исторических исследований, незначительной источниковой базой, сходством с «речами» или «дневниками»;

-«научные», отличительной чертой которых стала воспитательная функция. Основное внимание уделялось русским летописным источникам, а главный исследовательский метод - лингвистический (сравнение по созвучию древних и современных языков, разных народов). Авторы «научных» сочинений придавали большое значение роли личности в истории, главным для них стала не связь исторических изысканий с государством, его современной политикой, а отражение реальных фактов и проблем русской истории;

-«академические» работы, характеризующиеся конкретной научной целью, последовательным использованием методов критического анализа, широкой источниковой базой, научным обоснованием основных выводов, оформлением текста согласно научным требованиям;

-«научно-популярные», обладающие практическим, прикладным характером, не связанным с политической государства, а ориентированным на его хозяйственно-экономическую деятельность; а также историческая тематика, отразившаяся в не исторических сочинениях.

Формирующиеся исторические знания базировалось на исторических и историко-политических концепциях, с одной стороны, и на научной историографии, с другой. Нами выделено несколько этапов в развитии исторических, историко-политических и историко-философских концепций и представлений в соответствии с тремя волнами проникновения идей

западноевропейского просвещения в Россию. Первая из них связана с идеями немецких мыслителей; вторая - с французской идеологией; третья - с формированием новой социальной базы русского просвещения. Особенность распространения данных концепций в России заключалась не в их последовательной смене (как на Западе), а в одновременном, часто асинхронном развитии.

Изменялась динамика понимания исторического процесса. В начале века господствовало мнение о поочередном возвышении замкнутых цивилизаций, при этом общеисторическое пространство представало как неизменное, постоянное, в котором сосуществовали относительно замкнутые общества, развивающиеся по законам, сходным с этапами жизни человека: рождение, юность, взросление, расцвет, старость и смерть. С середины столетия история представлялась как линейное поступательное движение от первобытных состояний к образованию семьи и первых обществ, от появления государств, к их расцвету и могуществу. В такой схеме общественного развития ведущую роль играли «лучшие» представители человечества, то есть дворянство. В 80-х гг. XVIII столетия выдвигались теории, в которых государственная экономика считалась основой общества, а купцы - силой, стимулирующей его эволюцию.

Государственные научные учреждения являлись базовым элементом структуры распространения исторических знаний. Они укрепляли и расширяли представления об истории в обществе, способствовали ее становлению как учебной дисциплины, основывали научные школы и способствовали внутриисторической специализации. Исторические знания, формирующие историческую память, пропагандировались и распространялись через образовательную и исследовательскую деятельность Санкт-Петербургской Академии наук, Московского университета, библиотек и домашнего образования, а так же издание исследовательской и художественной литературы, публикаций на историческую тематику в периодической печати.

26

Таким образом, исторические знания становились важным условием осмысления человеком и обществом своего места и роли в истории. Они явились ведущей доминантой общественного сознания эпохи, выражаясь в исторических, историко-политических и историко-философских концепциях мыслителей того времени, а также в публицистических и художественнолитературных сочинениях. Их формирование проходило в главных научных центрах страны - Санкт-Петербургской Академии наук и Московском университете. Особенно большую роль в распространении, популяризации и актуализации исторических знаний сыграла периодическая печать XVIII в.

По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:

1.Старикова, Н.В. Формирование исторического самосознания в России [Текст] /Н.В. Старикова// Этническая культура: образ жизни и образ мысли: материалы докладов седьмой межвуз. конф. по культурологи /Нижегор. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2001.- С. 132-134.

2.Старикова, Н.В. Мыслители XVIII в. о специфике русской государственности [Текст] /Н.В. Старикова// Проблемы взаимодействия этнических культур: история и современность: мат. докл. восьмой межвуз. конф. по культурологи /Нижегор. архитектур.- строит, ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2003. - С. 114-116.

3.Старикова, Н.В. Отражение теории общественного договора и естественного права в концепциях Ф. Прокоповича и В.Н. Татищева [Текст] /Н.В. Старикова// Проблемы взаимодействия этнических культур: история и современность: мат. докл. восьмой межвуз. конф. по культурологи /Нижегор. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2003. - С. 128-131.

4.Старикова, Н.В. Русская общественно-историческая мысль XVIII в. [Текст] /Н.В. Старикова// Отечественная история XIX-XX веков: историография, новые источники: мат. региональной межвуз. науч.-

практ. конф. /Нижегор. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород:

ННГАСУ, 2003. - С. 29-32.

5.Старикова, Н.В. Развитие исторических теорий в России в XVIII в. [Текст] /Н.В. Старикова-'/ Проблемы формирования исторического сознания. Мат-лы IV всероссийской науч.-практ. конференции /ВолгоВятская акад. гос. службы. - Н. Новгород: ВВАГС, 2004. - С. 97-98.

6.Старикова, Н.В. Идеал государственного устройства в сочинениях М.М. Щербатова [Текст] /Н.В. Старикова// Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие СИ. Архангельского: XIII чтения памяти члена-корреспондента АН СССР СИ. Архангельского /Нижгор. гос. пед. ун-т. - Н. Новгород: НГПУ, 2004. - Часть I. - С. 181-184.

7.Старикова, Н.В. Некоторые сюжеты древнерусской истории в русских журналах XVIII в. [Текст] /Н.В. Старикова// Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие СИ. Архангельского: XIV чтения памяти члена-корреспондента АН СССР СИ. Архангельского /Нижгор. гос. пед. ун-т. - Н. Новгород: НГПУ, 2004. - Часть II. - С. 42-47.

Подписано в печать 16.05.2006. Формат 60x90 1/16 Бумага газетная. Печать трафаретная. Объем1,8 п.л. Тираж 100 экз. Заказ №_81_

Отпечатано в полиграфическом центре Нижегородского государственного педагогического университета Н. Новгород, ул. Ульянова, 1.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]