Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1880

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.11.2023
Размер:
236.71 Кб
Скачать

На правах рукописи

АХМЕДОВА ЛАУРА СЕРГЕЕВНА

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ВИЗУАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПОЛЯ ГОРОДА

18.00.01 – Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Нижний Новгород - 2009

Работа выполнена в Самарском государственном архитектурностроительном университете

Научный руководитель

кандидат архитектуры, доцент

Данилова Элина Викторовна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Норенков Сергей Владимирович

кандидат архитектуры, доцент

Стадников Виталий Эдуардович

Ведущая организация:

«НИИТАГ» г.Москва

Защита состоится 2009 года в часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.07 при Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете по адресу: 603950, г.Н.Новгород, ул.Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.

Автореферат разослан ______ марта 2009 года

Ученый секретарь

 

диссертационного совета,

 

кандидат архитектуры, доцент

Н.А.Гоголева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В последние десятилетия стремительно меняется внешний облик городов мира, открывая себя влиянию новых технологий, стилистических поисков, архитектурных и градостроительных концепций. Из сфер искусства, науки и технологий в архитектурное пространство городов выходят предметные результаты творческой деятельности людей, создавая новые пространственные и структурные единства, обладающие качеством динамики, преобразующие архитектурный облик города и формирующие подвижные смысловые «поля» городской среды. В конце ХХ века в городах-мегаполисах формируется принципиально новая среда обитания – информационная, которая в управлении социальными общностями в архитектурном пространстве города может оказать стабилизирующее действие, создать благоприятную, толерантную среду обитания, стимулировать активность людей; но может воздействовать иначе

– создавать среду конфликтную, агрессивную, угнетающую.

Архитектурные объекты, принадлежащие к средовым структурнопространственным полям, объединяются общим признаком – в той или иной форме они содержат текстовую или иную визуальную информацию, взаимодействующую с архитектурным объектом, которая транслируется социуму для ориентации в сложноорганизованной среде мегаполиса. Эта информация проектируется архитекторами и дизайнерами, и заказ общества на нее велик. Среди архитекторов и дизайнеров, позиционирующих себя как новаторы, работающие с новыми технологиями, известны Р.Коолхас, С.Холл, З.Хадид, Ф.Мойзер, Д.Погаде, К.Янг и ряд других за рубежом и в России, к примеру - А.Асадов, И.Воскресенский, Д.Савельев; архитектурные бюро ОМА, инженерно-дизайнерские фирмы ag4, Meuser Architektur und Kommunikations-Design, ряд других. Все это свидетельствует о том, что явление использования информационной среды города как инструмента архитектурного и средового формообразования становится все более распространенным в России, а в мире – почти общепринятым. Следовательно, актуальность предпринятого автором исследования является достаточно высокой, очевидной.

Постановка проблемы исследования: Современная архитектурная наука представляют обширное знание архитектуры города с древнейших времен до

современности. В то же время реализуемые на Западе новые технологии в архитектурном формообразовании создают впечатление чего-то абсолютно нового, не связанного с прошедшими эпохами развития городов и информационной ролью архитектуры. Автор по мере сил постарался доказать, что это не так. На многочисленных примерах истории архитектуры, градостроительства и дизайна в диссертации доказывается, что облик современного города, его высокотехнологичной архитектуры – продукт эволюционного исторического развития феномена – визуального информационнокоммуникативного поля городов.

Теоретическая база исследования: Информационная роль архитектурного объекта в городе освещалась в трактатах и трудах таких ученых архитекторов и градостроителей, как Витрувий, Л.Б.Альберти, Л. да Винчи, А.Палладио, Ф.Блондель, К.дю Кенси, Дж.Рескин, Г.Вельфлин, Г.Земпер, К.Зитте, Э.Э.Виоле- ле-Дюк, О.Шуази, З.Гидион, П.Ауд, К.Линч, Н.Певзнер, Л.Кан, У.Харди, Ч.Дженкс, К.Фремптон, Б.Чуми, А.Латур, другие. Ее затрагивают и отечественные ученые, исследующие современные проблемы архитектуры и градостроительства в эволюции их развития, – И.Азизян, С.Айдаров, Г.Айдарова, И.Бондаренко, Ю.Бочаров, А.Вайтенс, В.Владимиров, Ю.Волчок, А.Гельфонд, В.Глазычев, Э.Данилова, И.Добрицына, М.Золотарева, А.Иконников, Т.Каракова, Ю.Косенкова, Л.Коган, А.Кудрявцев, И.Лежава, В.Нефедов, С.Норенков, О.Орельская, А.Раппопорт, Т.Ребайн, Г.Ревзин, Т.Славина, И.Страутманис, В.Хайт, С.ХанМагомедов, Н.Шукурова, Д.Швидковский, С.Шумилкин, З.Яргина и другие.

Вопросы взаимодействия архитектуры и информационных технологий исследуются в работах таких авторов, как Р.Курал, К.Курокава, Р.Вентури и Д.Скотт-Браун, А.-С. Шульц, Р.Клокер, Д.Кулиш, И.Воскресенский, А.Ефимов, А.Вергунов, Н.Лекарева, Е.Смоленская, В.Текутьев, ряда других.

Информационное поле города как проявление законов синархии и управления массовым сознанием рассматривается в исследованиях философов - М.Хайдеггера, М.Фуко, М.Кагана, Г.Померанца, Ю.Борева, В.Бычкова, Б.Земляного, Е.Крашенинниковой, С.В.Норенкова, других.

Автор также опирался на труды ученых-инженеров, архитекторов, светодизайнеров, изучающих новые технологии в области создания комфорта

городской среды – В.Келера, В.Лукхардта, Х.Божкова, Г.Папагалова, Л.Орловой, В.Филина, Н.Щепеткова и других ученых.

Цель исследования: выявить особенности исторической эволюции визуального

информационно-коммуникативного поля в архитектурной среде города на основе

его типологических, ментальных и архитектурно-пространственных характеристик.

Задачи исследования заключаются в следующем:

- изучить историческую эволюцию текста и знака в архитектуре как средства передачи информации и средства художественной выразительности;

-обосновать исторические этапы формирования визуального информационнокоммуникативного поля архитектурной среды города в зависимости от этапов

социально-экономического развития общества;

 

 

- выявить особенности

трансформации визуального

информационно-

коммуникативного поля в архитектурной среде города

на

этапе перехода от

индустриального к постиндустриальному городу

в контексте развития

информационных технологий в архитектурном формообразовании объекта. Объект исследования: визуальное информационно-коммуникативное поле

современного города как архитектурно-пространственный феномен.

Предмет исследования: исторические архитектурные закономерности формирования и трансформации информационного поля города и его типологические, ментальные (сущностные) и архитектурно-пространственные характеристики.

Границы исследования – процесс зарождения и развития информационного поля городской среды рассмотрен на примерах древнего, европейского, русского и американского городов в соответствии с хронологией развития фаз информационного обмена – от устно-письменной фазы (2 700 лет до н.э.) до электронной (начало ХХI века).

Гипотеза исследования заключается в том, что информационная функция изображений, знаков и текста в структуре архитектурного объекта с древности влияет на формирование облика города и, отражая социальные, идеологические, навигационные, коммерческие задачи развития сообщества, активно участвует в изменении как собственно архитектурного объекта, так и самого облика (образа)

города, на современном этапе выходя в открытое городское пространство и формируя новый архитектурно-пространственный феномен – визуальное информационно-коммуникативное поле города.

Методологическая основа работы: системный подход и историкоэволюционный метод выявления закономерностей трансформации визуального информационно-коммуникативного поля архитектурной среды города в сочетании с графоаналитическим методом моделирования его архитектурнопространственных характеристик.

Методика исследования: основана на комплексном изучении текстового, графического, иллюстративного материала в отечественных и зарубежных архитектурно-строительных изданиях, включая периодическую печать. В исследовании также используются визуальные и фотометрические методы изучения архитектурной среды, сравнительный анализ внутренней структуры и конструктивных особенностей объектов визуального информационнокоммуникативного поля на основе фотоизображений, чертежей и 3-Д моделей архитектурной среды города.

Научная новизна исследования в том, что в нем впервые на многочисленных зарубежных и российских примерах показано становление и трансформация визуального информационно-коммуникативного поля города в его архитектурнопространственных параметрах и элементах; выявлена роль текстового и знакового слоя в формообразовании архитектурного объекта и городского пространства; определены тенденции изменения визуального поля городов в контексте развития информационных технологий в постиндустриальном обществе на современном этапе.

Научное и практическое значение работы: проведенное исследование расширяет научное знание о новых направлениях развития современной высокотехнологичной архитектуры; показывает значение информационной роли архитектурного объекта на пути трансформации его в визуальное информационнокоммуникативное поле городской архитектурной среды. Вводится и расшифровывается новая терминология, формирующая словарь новейшей высокотехнологичной архитектуры. Полученные результаты позволяют выявить значение формообразующей роли информационных технологий в новейшей

архитектуре ХХ1 века. Отдельные фрагменты исследования могут найти применение в учебных лекционных курсах.

Для теории впервые вводится понятие визуальное информационнокоммуникативное поле города как архитектурно-пространственный феномен, определяемый взаимодействием сложнодифференцированных потоков социальной, идеологической, навигационной, коммерческой информации, визуально выражающий в городской архитектурной среде уровень развития сущностных сил общества.

На защиту выносятся результаты исследования, раскрывающие теоретическое содержание эволюции текста, знаков и изображений в архитектуре на историческом пути их трансформации в визуальное информационнокоммуникативное поле городской среды:

1.Закономерности проявления взаимодействия текста и знака в архитектуре на каждом этапе исторического развития;

2.Исторические этапы формирования информационно-коммуникативного поля города в связи с социально-экономическим развитием общества;

3.Типы художественных образов города на основе эволюции его визуального информационно-коммуникативного поля;

4.Особенности современного визуального информационно-коммуникативного поля в архитектурной среде во взаимосвязи с развитием высокотехнологичного архитектурного объекта в городе-мегаполисе.

Апробация и внедрение результатов исследования выполнены в научных публикациях (всего 11, из них 2 – в изданиях, рекомендованных ВАК РФ), а также путем участия в 7 научно-технических конференциях – в СГАСУ в 2006, 2007, 2008 годах; во Всероссийской научно-практической конференции ««Конкурсы в профессии архитектора», Самара, 2007; международной конференции «Инновационные методы в архитектурном образовании», Самара, 2008; международной конференции «Архитектура и туризм–2008», Самара, 2008; Х1 международной конференции «Архитектор. Город. Время» Санкт-Петербург, 2009. Результаты апробированы в учебном процессе по специальности «архитектура» и «дизайн».

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из двух томов: первый том включает текстовую часть (150 стр.) – введение, три главы, общие выводы, библиографический список (175 наименований, в том числе – 18 зарубежных и 15 сайтов Интернет); второй том включает 58 графоаналитических таблиц и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Архитектура информационного пространства исторического города» исследуется в историческом ракурсе роль текста, знаков и изображения в архитектуре как способа передачи информации, а образ города в историческом времени – через архитектуру, городское пространство, элементы среды, арт-дизайн, искусство – в цивилизационном контексте. В мире исторически выделились четыре субглобальные цивилизации: западная, арабская, индийская и дальневосточная. Все субглобальные цивилизации имеют (по Г.С.Померанцу) единый набор – это единая священная книга, единый язык этой священной книги, иногда два языка, которые понимаются элитой, и у них есть свой шрифт. И тогда возникает единое пространство информации. Границы Запада – это латиница (и кириллица), развившиеся от финикийского письма. Мир ислама – это арабская вязь. Дальневосточный мир характеризуется иероглифами. Индийская цивилизация

– границы распространения шрифта деванагари.

Текст, письменность появляется как способ сохранения и передачи информации. Первые системы письменности складывались лишь с возникновением городов и государств. Информацию необходимо было привязать к месту, где она была актуальна (появились указатели, как правило, на столбах, надписи на стационарном архитектурном сооружении). Часть информации, наоборот, было необходимо передать на значительное расстояние и как можно скорее (появился жанр письма, возникла почта), третья часть информации имела целью передачу опыта, знаний (возникли книги, карты, чертежи), четвертая часть удовлетворяла потребности передать в удобной форме богатство, капитал (возникли деньги). В исторической последовательности рассматриваются изобразительные формы письменности; иероглифы, клинопись; шрифты на основе алфавита, который насчитывает четыре тысячелетия, начиная с первого буквенного алфавита, который появился около ХУ1 века до н.э. у семитских племен. Прямым предшественником

латинского алфавитов является греческое капитальное письмо, появившееся в УШ веке до н.э., в свою очередь от усовершенствования финикийского письма. Его дальнейшее совершенствование прошло ряд этапов (образование законченной графической формы буквенно-звукового алфавита Древней Греции к 1У век до н.э.; формирование совершенного по своим художественно-графическим качествам маюскула - римского капитального шрифта к 1 век до н.э.; полное завершение формирования графики строчных букв каролингского минускула к УШ веку; создание гуманистического письма гуманистического минускула и гуманистического курсива к Х1У-ХУ векам; создание наборных шрифтов типа ренессанс-антиква к ХУ-ХУ1 векам; далее создание новых типов шрифтов на основе антиквы, появление гротеска (рубленого), египетского (брусковый) и других – к началу Х1Х века, дальнейшее развитие гротесков; возрождение старых форм наборных шрифтов; создание ленточной антиквы, антиквы-гротеска и других в ХХ веке; воспроизведение в цифровом виде имеющихся шрифтов и создание новых во второй половина ХХ века.

По способу построения, по форме, воспринимаемой визуально, искусство шрифта скорее относится к геометрическому орнаменту, к архитектуре.

Именно с архитектурой и орнаментом тектонически, ритмически, композиционно связан шрифт, когда он размещен на фасадной плоскости здания, на гранях обелисков, во фрагментах поверхностей триумфальных арок и выходит в городское архитектурное пространство.

Как средство художественной выразительности тексты, знаки и изображения

осуществляли функции передачи навигационной, социальной идеологической (властной) и коммерческой информации, визуально выражающейся в городской

архитектурной среде. Анализируя навигационную составляющую архитектурного пространства, автор рассматривает по историческим эпохам знаки, архитектурные и ландшафтные навигационные ориентиры, развивавшиеся в соответствии с развитием дорожно-транспортной системы в пространстве расселения и в пространстве городов – постепенное насыщение и растущее многообразие дорожных и уличных указателей, формирование знаковых систем правил автомобильного движения. Выражением связности и передачи информации между населенными пунктами автором отдельно рассматривается история почты и

формирование знаковой системы почтовой связи в исторических городах различного типа. Визуальные коммуникации рассматриваются автором как знаки, регулирующие поведение человека в городском пространстве по правилам, задаваемым самим социумом. Обозначение локаций, обозначение границ – развивались как знаковые и символические системы (геральдические) в зависимости от принадлежности городского пространства. Автором рассматривается формы взаимодействия текста и изображений с архитектурным объектом и городским пространством такие, как картуши, гербы, эмблемы, торговые марки, брэнды.

Архитектурно-пространственное выражение идеологической функции власти в городах в историческом ракурсе до начала ХХ века рассматривается на примерах храмовой архитектуры и архитектуры дворцово-парковых комплексов как архитектурно-пространственное выражение потестарной (властной) функции. Эти общественно значимые постройки определяли символическое содержание городского строительного искусства. Идеологическая составляющая информации в историческом городе архитектонически проявлялась во всех пространственных искусствах – в архитектуре, в монументальном искусстве всех эпох, во всех связанных с ним текстах. Из особенностей организации потестарной функции в исторических городах можно в русле нашего исследования выделить несколько типов визуальных городских сред, чувственно воспринимаемых через организованное архитектурное пространство (древние деспотии через исторические графические реконструкции, художественные изображения на основе древнейших археологических раритетов - древние города; античные города (по руинам и дошедшим документам) – греческие республики (полисы) и римская империя; средневековый город (тройственная власть церкви, феодала и городского самоуправления, цеховых общин); капиталистический город (усиление власти производителей товаров, развитие индустрии, укрупнение капитала, его самодвижение и власть). В каждый из этих периодов визуальный образ города меняется с помощью особых средств – текстов, знаков и изображений, связанных с ритмикой архитектурных сооружений.

Исследуя трансформацию исторических текстовых и знаковых изображений в их связи с архитектурой можно выделить четыре линии развития: в контексте

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]