Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Старая Пермь Дома. Улицы. Люди, 1723-1917

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
19.11.2023
Размер:
34.49 Mб
Скачать

А. А. Дмитриев писал в 1889 году о пребывании Сперанского в Перми: «Прибыв из Нижнего Новгорода в Пермь, М. М. Сперанский остановился в отведенной ему квартире в доме купца Ивана Николаевича Попова, на берегу Камы, против набережной площадки, ныне известной в народе под кличкой «Загона».(...) Попов, бывший хозяин дома, жил в нижнем этаже, Сперанский поместился в верхнем. Во флигеле дома квартиру снимал член духовной консистории, настоятель Соликамского Троицкого Истобенского монастыря отец Иннокентий. Эти-то два лица и сделались первыми знако­ мыми М. М. Сперанского на новом месте жительства. Вскоре третьим лицом, близким к знаменитому изгнаннику, сделался местный купец Дмит­ рий Емельянович Смышляев.(...) Прожив около трех недель у Попова, Спе­ ранский, при всем благорасположении к хозяину, вынужден был приискать себе на зиму более теплую квартиру. Он нанял ее в доме Ипанова, на углу Торговой улицы и Верхотурского переулка(...). Этот дом еще в 1837 году был снесен за ветхостью. Здесь Сперанский прожил до самого выезда из Перми, до окончания пермской ссылки...»

Всю биографию дома следует разделить по огненному рубежу 1842 года, то есть до и после пожара в Перми.

До пожара после Поповых этим домом владел пермский откуп­ щик Иван Савельевич Данейкович, зять знаменитого харьковского миллионера, винного откупщика Кузина. Данейкович был страстным охотником и имел до сотни борзых, которых, ради сохранения лег­ кости тела, постоянно держал впроголодь, за что они, по словам Д. Д. Смышляева, угощали соседей, не один раз в день, таким адским концертом, который можно было выносить только в силу привычки и безысходности положения.

После Данейковича в доме жил тоже откупщик Игнатий Осипо­ вич Шемиот, женившийся в Перми на дочери совестного судьи Ива­ на Матвеевича Солодовникова.

При доме имелся большой фруктовый сад.

В 1840-х годах дом П. А. Попова, сильно пострадавший от пожа­ ра 1842 года, приобрел от городского общества в обмен на другое здание известный уральский просветитель, общественный деятель Михаил Гавриилович Сведомский. Он был одним из трех сыновей протоиерея Петропавловского собора Гавриила Сапожникова, чье имя

ности многих государственных и общественных комитетов и комиссий.

М.Г. Сведомский являлся родным братом деда известных художников братьев П. А. и А. А. Сведомских, большую часть жизни проживших в Риме, но иногда приезжавших в Михайловский завод, свое пермское име­ ние, доставшееся им в наследство от отца Александра Павловича Сведомского.

М.Г. Сведомский, видимо, и восстановил погоревший дом П. А. По­

пова в том виде, который дошел до нашего времени, после чего не без выгоды продал его почтовому ведомству.

Более полувека в дореволюционный период и несколько лет - в советский в восстановленном доме и флигеле при нем находилась Пермская почтово-телеграфная контора. На квартире своего дяди - почтальона, занимавшего одну из маленьких комнат конторы, жил одно время юный Федя Решетников, будущий известный русский писатель.

Это интересно (из истории пермской почты):

При открытии губернского города Перми в 1781 году недалеко от Пет­ ропавловского собора было небольшое здание почты. По сведениям госархива, в Пермской губернии на 1801 год имелось 76 почтовых станций, кото­ рые обслуживали 1096 лошадей.

С ростом города и читающего населения маленькое почтовое отделе­ ние перестало справляться с нагрузкой. Специально для почтовой конторы в 1839 году было построено двухэтажное каменное здание на Торговой (Советской), 8, рядом с удельной конторой. После пожара 1842 года почто­ вая контора была помещена во вновь отреставрированном здании на углу ул. Монастырской (Орджоникидзе), 15 и Обвинской (25-го Октября), 1, где она и находилась до середины 20-х годов XX века.

Е. А. Вердеревский в 1857 году в своих записках «От Зауралья до Закавказья», отмечая, что «почта работала неплохо», писал: «В Перми чита­ ются журналы и газеты, которые(...) получаются здесь из Петербурга в десятый день...»

В 1861 году в здании почтовой конторы был открыт телеграф. Вот как это событие описывал протоиерей Е. А. Попов: «...Архиепископ служил водосвятный молебен в телеграфной станции; быстрота известий поразила всех: иные даже из ученых людей полагали, что, например, весть из Перми

вана первая установка правительственной связи. 6 декабря 1895 года состоялось открытие телефонной связи для всеобщего пользования при почтово-телеграфной конторе. Со всех частных лиц за каждый разговор взималась плата по 15 копеек. Разговор не должен был превышать трех минут.

На 1 января 1900 года в Перми значилось 214 абонентов и 225 теле­ фонных аппаратов.

Через 14 лет телефонная станция переехала в двухэтажный каменный дом купца А. Д. Степанова на Покровской (Ленина), 38; 15 служащих обеспечивали ее работу, несмотря на устаревшее оборудование. Заведую­ щий Дмитрий Семенович Матюхов имел квартиру при телефонной стан­ ции.

По сведениям сотрудников почты, которые служили там в 1925-1930 годах, почта с 1 октября 1925 года до 1930 года помещалась в бывшем доме Барановой на углу Коммунистической, 51 и Комсомольского проспекта, 15.

В апрельском номере газеты «Звезда» за 1930 год было помещено изве­ щение: «Пермская окрконтора связи извещает все учреждения, организа­ ции и население Перми, что почта переехала в новое помещение: угол ул. К. Маркса и Ленина, вход с ул. К. Маркса. Телеграф временно, впредь до объявления, остается в старом помещении. Там производится выдача письменных отправлений до востребования...»

Наконец, в 1931 году было сдано в эксплуатацию здание для главпоч­ тамта на углу ул. Ленина, 28 и 25-го Октября, 9 (см.: Акцизное управление.

Ул. Покровская).

Освободившееся в середине 1920-х годов от многолетнего при­ сутствия неспокойного почтово-телеграфного учреждения здание, ви­ девшее некогда М. М. Сперанского, Ф. М. Решетникова, В. Г. Коро­ ленко и других выдающихся деятелей, посещавших наш город и заходивших сюда за почтой, получило новых хозяев. Вначале оно поступило в распоряжение Камского речного пароходства. Так, в 1938 году в нем располагались резиденция начальника политотдела пароходства и военизированная охрана. Через десять лет, в 1949 году, бывший дом Попова заняло управление снабжения КРП. В 1970- 1980-е годы здесь находились управления Пермуглесбыта и Запуралкомплектоборудования. В наше время в этом здании, памятнике истории и культуры XVIII века, находится ряд организаций.

Уезжая из Перми, В. Е. Вердеревский продал свой дом владель­ цам губахинских и кизеловских шахт Протопоповым. Борис Прото­ попов был математиком, преподавал в духовной семинарии; умер в 1875 году. Владелицей шахт стала его жена, Елизавета Федоровна, урожденная Дангер, властная и жестокая женщина.

Управлять шахтами ей помогали два сына. Один из них умер от злоупотребления наркотиками. Однажды она получила жалобу из Губахи от канцелярских служащих на несправедливую оплату труда и решила послать в Губаху дочь Ольгу, которая должна была на месте разобрать жалобу. Та, посмотрев, в каких условиях живут и работают шахтеры, пришла в ужас от увиденного. Дома она назвала мать бесчеловечной эксплуататоршей. После окончания гимназии Ольга уехала учиться в Петербург и там вышла замуж за револю­ ционера П. Н. Лепешинского; мать лишила ее наследства. Когда Лепешинского приговорили к ссылке, Ольга Борисовна последовала за ним. Она, действительный член Академии медицинских наук, ста­ рая большевичка, родилась в доме на Сибирской, 2 и жила в нем до 1888 года. О своей жизни О. Б. Лепешинская написала в книге «Путь в революцию».

В 1889 году Протопопова умерла, обоих сыновей тоже не было в живых. Дом перешел к купцу Хотимскому, а вскоре - к золото- п р о м ы ш л е н н и к у

В.И. Шайдурову.

Вздании, начиная со времен трактира «Славянский базар», всегда были гости­ ничные номера и ре­ стораны. Централь­ ные номера и ресто­ ран были у Протопо­ повых и Шайдурова;

с1903 по 1908 год Центральные номера

С?тара л

м ь

Ъ о м а . лицы . <сА>оди.

тз-1дп

 

 

принадлежали П. Я. Алалыпину. С 1909 года этот дом перешел к В. Д. Ветошкину, владельцу парохода «Максимилиан», который со­ вершал рейсы между Пермью и Верхней Курьей. С 1906 по 1908 год, помимо номеров, здесь находилась фотография Зинаиды Метаниевой, а с 1908 по 1916-й - типография Александра Петровича Камен­ ского. После революции здание было занято общежитием железно­ дорожного техникума.

В 1920-е годы здесь размещались гостиница «Уральская» и рес­ торан «Заря». Как писала газета «Вечерняя Пермь», «31 января 1928 года приехал в Пермь В. В. Маяковский. (...)С вокзала его привезли в гостиницу «Заря», на другое утро Маяковский пересе­ лился в гостиницу горкомхоза № 1 (бывшие Королёвские номера) в комнату № 13, так как Маяковский любил играть в биллиард, а в гостинице «Заря» его не было».

Сейчас в бывшем доме Вердеревского и Протопоповых располо­ жен Пермский филиал Транскапиталбанка.

с:;"

 

I'

□ ИЬДа !!■===

Ж Г О В Я Я т М Н Я Ш

к_?__'I гг! ЕЧ

_ УпМонастырская (брджоникцдзе), 19

 

Ч1Е ? дореволюционной Перми было несколько общественных, или,

у* 1 как их называли, торговых, бань (примерно одна баня на

каждые 10 тысяч человек); причем в каждом третьем дворе была своя баня. При гостиницах имелись душ и ванны.

До нашего времени дожило только здание Кашинской бани, од­ ной из старейших торговых бань, которая действовала более 100 лет. Оно является памятником градостроительства и архитектуры; сейчас в нем размещается конструкторское бюро и другие организации.

В1874 году Василий Петрович Кашин от имени жены Екатери­ ны Павловны подал заявку в Городскую управу «на устройство во­ допровода и установку паровой машины(...) для бани на Монастыр­ ской, 19». В 70-х годах XIX века дом был одноэтажным и только в 1904 году его надстроили вторым этажом. Здание стоит ниже троту-

ара, на втором этаже —рельефная каменная кладка, художественно выполненный кованый чугунный парапет; чердачный этаж - в виде мезонина. В свое время оно было украшением Монастырской улицы.

В 1903-1904 годах в печати появилась такая реклама:

В1923-1926 годах это была баня № 1, позже - баня № 3, а во время Великой Отечественной войны - городской санпропускник. В 1941 году в наш город стали поступать эвакуированные; люди нахо­ дились в пути много суток; не было мыла, не хватало дров (а отопле­ ние в основном было печное), стирать и гладить белье было нечем. Жителей стали одолевать вши. К счастью, борьбу с этой напастью быстро организовали в Кашинской бане, которая стала называться санитарным пропускником. Все жители города, все отъезжающие и приезжающие в обязательном порядке проходили через него.

Вначале 1990-х годов, после передачи по телевидению о первых банях города, откликнулись наследники Кашиных - Ломановы. Они принесли фотографии и поведали следующую историю: «Своих де­ тей у Кашиных не было, и они усыновили мальчика Николая, дали ему медицинское образование. Его внуки и правнуки живут сейчас

внашем городе и сохранили воспоминания своего деда о Екатерине Павловне и Василии Петровиче. У Кашиных, кроме бани, был двух­ этажный каменный дом на углу Монастырской, 19 и Сибирской, 1, где размещалась небольшая лавка бакалейных и колониальных то­ варов, а также сдавались комнаты под ресторан и гостиницу».

Госархив сообщает, что это угловое здание, к сожалению, до наших дней не дожившее, было построено в 1895 году. С 1900 по 1910 год в нем находились Малороссийские номера Прокопия Платоновича Титаренко с рестораном Николая Ефимовича Трутне-