Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Опасные геоморфологические процессы и риск природопользования

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
14.2 Mб
Скачать

S.B. Kuzmin

HAZARDOUS GEOMORPHOLOGICAL PROCESSES AND RISK OF NATURE MANAGEMENT

Edited by

Prof. V.Ai. Plusnln

W k /Z ? , ACADEMIC PUBLISHING HOUSE "GEO"

2009

Современное общество парадоксально устрое­ но. Его можно по праву назвать обществом опасностей икатастроф, застрахованным об­ ществом, в котором безопасность поднята до уровня центральной ценности. И, вместе с тем, современноеобщество, повышаясвоюбез­ опасность, одновреметю повышает исвоюне­ надежность, риск.

Ульрих Бек Франсуа Эвальд

ВВЕДЕНИЕ

Опасные геоморфологические процессы и риск природо­ пользования не случайно выведены в заголовок настоящей моно­ графии. В последние годы общественные институты и отдельные индивиды, особенно те, кто связан с практическим решением эколого-хозяйственных и геополитических проблем, стали все чаще определять свою рефлексию в контексте теории риска и природных катастроф. Это глобальная тенденция, так как совре­ менное общество, а в еще большей степени —грядущее постин­ дустриальное общество ориентируются на будущее. В мире со­ циальных ценностей будущее стало доминировать, заставляя лю­ дей в процессе деятельности обращаться к самим технологиям принятия решений. А суть этих технологий заключается в апелля­ ции к будущему, которое предсказуемо только в некоторой части, а именно в той, которая известна нам сегодня.

Это звучит как парадокс! Но именно этот парадокс является стержнем развития современного общества. В попытках увели­ чить предсказуемость (прогнозируемость) некоторой части буду­ щего мы вольно или невольно должны оперировать все большим числом параметров. Но совершенно очевидно, что чем больше число параметров, описывающих будущее состояние общества, тем выше вероятность впасть в ошибку, тем дальше общество как система отходит от возможности своего линейного описания, тем сложнее модели развития, которые уже внутри себя порождают новые проблемы и риск, связанные исключительно с самими тех­ нологиями. Общество сегодня отошло от интуиции как инстру­ мента прогнозирования. Но привнесение в практику деятельнос­ ти расчета как средства избавления от субъективности в процессе принятия решений вновь вернуло нас к необходимости интуитив­ но определять рациональное число параметров, с помощью которых мы опишем некоторое состояние системы в будущем, чтобы оно было максимально приближено к нашим представлениям о

«i

%

5

Введение

состоянии системы в настоящем. А происходит это постольку, поскольку замена настоящего будущим невозможна по определению.

Тем не менее, движение вперед и определяющий курс этого движения прогноз развития, пусть даже в условиях неизбежного риска, безусловно, необ­ ходимы. Поэтому в переломные моменты развития общество особенно остро нуждается в фундаментальных системно-аналитических исследованиях, в стра­ тегическом анализе и планировании социально-экономических процессов. В со­ временной России такой острой фундаментальной проблемой являются опасные природные процессы, прогноз и смягчение последствий стихийных бедствий и катастроф, разработка теоретических основ экологической безопасности [Бек, 2000; Акимов и др., 2001; Природные..., 2002; Риски..., 2004].

Окружающая человека природная среда — это источник не только ресур­ сов развития, но и разнообразных опасностей, способных препятствовать этому развитию. В ходе изменения материальной культуры восприятие человеком при­ роды и исходящей от нее опасности совершенствовалось с приобретением опыта хозяйствования и служило одним из факторов этногенеза. Изменение среды обитания и технологий приводит к ошибкам в восприятии, особенно если эти из­ менения происходят за непродолжительное время, когда они не могут быть удов­ летворительно объяснены наукой. Сегодня резкие изменения климата, колос­ сальное потребление природных ресурсов, загрязнение окружающей среды неизбежно приводят к росту вероятности принятия ошибочных решений в раз­ ных аспектах природопользования. Поэтому необходимо отыскать такой способ подачи научных знаний, который сократил бы различие между реально сущест­ вующей опасностью в отношениях общества и природы и ее восприятием чело­ веком [Мягков, 1994].

Человек живет в среде с конечным запасом энергии, который определяется совершенством методов ее извлечения. Поэтому планы улучшения благосостоя­ ния общества должны опираться на его реальные возможности. Рост благососто­ яния немыслим без обусловленных человеком необратимых изменений в приро­ де, без поиска новых путей извлечения энергии.

Внутренние противоречия в обществе и вытекающие из факта их устране­ ния ресурсы развития не являются объектом исследования в монографии. При рассмотрении внешних противоречий внимание акцентировано на тех природ­ ных процессах, которые препятствуют нормальному функционированию обще­ ства. Такие процессы принято называть опасными. Они опасны в том смысле, что могут причинить человеку вред прямо или косвенно.

В последние два-три десятилетия численность населения Земли стремитель­ но растет, человек расселяется по всей планете. Однако большая ее часть пред­ ставлена участками, неудобными для проживания по природно-климатическим параметрам, которые несут потенциальную и реальную опасность, где необходи­ мо затрачивать дополнительную энергию и ресурсы на адаптацию к неблагопри­ ятным условиям. Примерами таких регионов являются горы, Крайний Север, пустыни и полупустыни, периодически затапливаемые побережья морей и др. Необдуманное отношение к обеспечению экологической безопасности в таких условиях увеличивает вероятность стихийных бедствий и катастроф.

Сегодня наиболее действенным теоретическим инструментом для решения указанных проблем является геоэкологический анализ, который имеет целью оп­ тимизацию окружающей среды и направлен на обеспечение безопасности при­ родопользования [Кузьмин, 2004а]. Природопользование понимается здесь в

6

Введение

прикладном аспекте как отражение через развитие сбалансированных форм экологически рациональной эксплуатации природно-ресурсного потенциала [Куражсковский, 1969]. Главная задача природопользования —разработка жиз­ необеспечивающих природных ресурсов в условиях совместимого с окружаю­ щей средой развития антропогенных систем [Федоров, 2004].

Экологическая безопасность природопользования включает: 1) сбалансиро­ ванность природно-антропогенных систем; 2) устойчивость природной среды к антропогенному воздействию; 3) регулирование и управление экологическим потенциалом регионов; 4) формирование экономической среды с заданными экологическими свойствами [Федоров, 2004]. Применительно к экономике эко­ логическая безопасность представляет собой системный показатель ограниче­ ний при мотивации целей и выборе конкретных путей реализации проектов и планов развития [Донченко, 2003].

Ландшафты всегда давали человеку ресурс для жизни, но в зависимости от географических условий и форм природопользования люди оказывают воздей­ ствие преимущественно на какие-то отдельные их компоненты: воду, воздух, биоту, горные породы. Анализируя это воздействие, мы неминуемо затрагиваем проблемы пространственно-временной системной организации окружающей географической среды (ландшафтов).

Феномен пространственно-иерархической системной организации ланд­ шафта, более полувека назад открытый отечественной школой ландшафтоведения [Солнцев, 1949], стал основой всех последующих за этим ландшафтных ис­ следований. В дальнейшем был обоснован тезис о том, что иерархию ландшафта следует рассматривать как отражение иерархии рельефа, а базой формирования ландшафтного разнообразия (в том числе биоразнообразия) является литогенная основа —горные породы и геоморфологические процессы [Солнцев, 1981; Пре­ ображенский и др., 1988; Исаченко, 1991; Пузаченко, 1998; Короткий, Макарова, 2005; Dietrich, Perron, 2006].

Рельеф рассматривается в монографии как четкая, но динамичная поверх­ ность, скорее слой, раздела между атмосферой, гидросферой и литосферой. Мор­ фометрические характеристики этой поверхности (слоя) определяют ее собст­ венную динамику и пространственную организацию ландшафта [Krcho, 1991]. Геоморфологические процессы контролируют геохимический круговорот ве­ щества, почвообразование, гидрологический режим, распределение раститель­ ных сообществ, стаций животных и т. д. Это особенно актуально для территорий с горным глубоко расчлененным рельефом, пересеченной местностью, где гео­ морфологические процессы активно протекают в настоящее время.

Рельеф и геоморфологические процессы определяют термодинамические отношения и формируют динамическое равновесие сложной геобиоантропной системы через следующие свои функции: 1) модифицируют энергетический ба­ ланс территории через сложность, экспозицию и крутизну геоморфологических поверхностей; 2) управляют переносом вещества и энергии, фокусируя и кон­ центрируя их в большей мере, нежели другие природные факторы; 3) являются субстратом органической жизни; 4) модифицируют развитие общества через способы хозяйствования, этническую самобытность, культуру и менталитет со­ циумов; 5) формируют экологические ситуации [Черванев, Боков, 2003].

Рельеф —это основной плацдарм, на котором разворачивается хозяйствен­ ная деятельность человека. Он и главный природный ресурс для формирования хозяйственной инфраструктуры. Поэтому сегодня, когда во всем мире предель­

7

Введение

но обострены проблемы охраны окружающей среды и природно-ресурсного по­ тенциала, вопросы пространственно-временной организации географических явлений, участвующих в современном морфогенезе, и их иерархия стали актив­ но обсуждаться в отечественной и зарубежной литературе [Ласточкин, 2002; Пузаченко и др., 2002; Природно-антропогенные..., 2004; Forman, 1997; Shugart, 1998; Bishop, Schroder, 2004; Loffler, Finch, 2005].

Рельеф рассматривается как фактор, определяющий: 1) геоморфологичес­ кие условия ведения хозяйства; 2) состояние ресурсов жизнеобеспечения на­ селения: плодородие почв, качество вод, продуктивность угодий и др.; 3) са­ нитарно-гигиеническое состояние среды обитания, условия комфортности, ре­ креационный и духовный потенциал; 4) глобальные процессы, в том числе биогеохимический круговорот вещества, урбанизацию и изменения климата [Рельеф..., 2002]. Исследования, проведенные в различных природных зонах, от аридных до гумидных, свидетельствуют о многоаспектных возможностях гео­ морфологических работ при определении геоэкологического статуса регионов и выявлении очагов кризисных экологических ситуаций [Скублова, 1995].

Поэтому любые экологические и геоэкологические исследования в процес­ се хозяйственной деятельности должны проводиться таким образом, чтобы по их результатам можно было принять соответствующие управленческие решения по исправлению недостатков в природопользовании, а для этого эколого-геоморфо­ логические исследования следует проводить строго в рамках административнотерриториальных единиц и под контролем соответствующих территориальных органов управления, экологической экспертизы и аудита [Симонов и др., 1994; Симонов, 1995].

Настоящая монография призвана способствовать решению фундаменталь­ ной проблемы использования ресурсов рельефа для обоснования рациональной системы природопользования в районах современного горообразования с опас­ ными геоморфологическими процессами. Теоретическая система природополь­ зования, основанная на паритете экологических и экономических требований, — система эколого-экономических компромиссов, позволяющая регулировать сбалансированное развитие стран и регионов. Экологические решения по орга­ низации хозяйственной деятельности в районах, изобилующих природными опасностями, должны обеспечивать быстрое получение экономической выгоды, иначе общий риск производственного процесса резко возрастает.

Актуальность работы заключается и в том, что она смещает акцент от чисто экологических и чисто экономических задач к задачам оптимизационным. Эко­ логическая безопасность определяется комплексом факторов: со стороны при­ роды — критическими нагрузками на геосистемы, со стороны производства — технической оснащенностью, подготовленностью и прогрессивным менталите­ том производственного персонала.

Цель исследования —анализ рельефа и геоморфологических процессов как источников природной опасности и риска природопользования.

Задачи исследования следующие. 1. Провести историко-проблемный анализ глобальной экологической безопасности и определить ее региональную специ­ фику. 2. Проанализировать понятие экологической геоморфологии. В качестве ее методологии использовать и развить концепцию геоморфологической опас­ ности и риска. 3. Анализ опасных геоморфологических процессов выполнить на трех пространственно-таксономических уровнях: глобальном, региональном и локальном. 4. Глобальный уровень. Оценка уровня природной опасности, защи­

8

Введение

щенности от стихийных бедствий и катастроф, риска природопользования по странам мира. Сравнительный анализ положения Российской Федерации среди стран мира по уровню природной опасности и риска. 5. Региональный уровень. Классификация и картографирование опасных геоморфологических процессов, моделирование типов их структур, геоэкологическое районирование территории Иркутской области. 6. Локальный уровень. Анализ основных экологических про­ блем, связанных с опасными геоморфологическими процессами, протекающими в связи с активизацией зон разломов, при строительстве газопровода Ковыкта— Саянск —Иркутск, эксплуатации водохранилища и плотины Саяно-Шушенской ГЭС, создании рекреационно-туристических зон и объектов на западном побе­ режье оз. Байкал на охраняемых природных территориях.

Объекты исследований в монографии определены в соответствии с про­ странственно-таксономическими уровнями исследований. Методический уро­ вень —рельеф как эколого-геоморфологическая система для разработки концеп­ ции геоморфологической опасности и риска, геоэкологического районирования территорий. Глобальный уровень —опасные природные, в том числе геоморфо­ логические процессы по странам мира, согласно официальным данным из спра­ вочников. Региональный уровень — геоморфологические процессы и формы рельефа как источники опасности на территории Иркутской области. Локальный уровень —опасные геоморфологические процессы на Иркутско-Черемховской равнине, Лено-Ангарском плато, в Западном Саяне и Западном Прибайкалье.

Пространственно-таксономические уровни выделены в соответствии с принципами геотопологии природных комплексов В.Б. Сочавы [1974]: три поряд­ ка размерностей —планетарный, региональный и топологический, а также так­ сономическими единицами в системе физико-географического районирования Н.И. Михайлова [1985] и геоморфологического районирования С.С. Воскресенс­ кого [Воскресенский и др., 1980] (табл. 1).

 

 

 

 

 

Таблица 1

Пространственно-таксономические уровни объектов исследования

Таксономия

Таксономия геосистем по В.Б. Сочаве

Физико-геогра­

Геоморфо­

при анализе

 

 

 

логическая

 

 

 

фическая таксо­

опасных гео­

Порядок

 

 

таксономия по

 

 

номия по

морфологичес­

размер­

Ряд геомеров

Ряд геохор

Н.И. Михайлову

С.С. Воскресен­

ких процессов

ности

 

 

 

скому

Глобальный

Плане­

Свиты типов Физико-геогра­

Материки,

Геоморфологи­

уровень

тарный

природной

фические пояса,

страны, облас­

ческие страны,

 

 

среды, типы

группы физико-

ти —в горных

провинции и

 

 

природной

географических

странах; зоны

подпровинции

 

 

среды

областей, суб­

и подзоны —в

 

 

 

 

континенты

равнинных

 

 

 

 

 

странах

 

Региональный

Регио­

Подкласс

Природная зона, Провинция,

Геоморфологи­

уровень

нальный

геомов, груп­ провинция

подпровинция,

ческие области

 

 

па геомов

 

округ, район

и подобласти

Субрегиональ­ Тополо­

Геом, класс

Округ, топогео-

Ландшафт,

Геоморфологи­

ный уровень

гический

фаций

хора (район)

местность

ческие округа

Локальный

 

Группа фа­

Местность,

Урочище,

Геоморфологи­

уровень

 

ций, фация

группа урочищ

фация

ческие районы,

 

 

 

 

 

полигоны,

 

 

 

 

 

трансекты

9

Введение

Выявление пространственно-таксономических уровней анализа рельефа и опасных геоморфологических процессов целеориентировано и укладывается в рамки эколого-экономической теории анклава региона академика А.Г. Гранберга [Гранберг, 2000; Гранберг и др.г2007]. Согласно этой теории, эколого-экономи­ ческий анализ природных объектов — формаций, систем — имеет конкретный социально-экономический эффект только в том случае, когда изучается непо­ средственный субъект, единица хозяйствования (природопользования). Эта еди­ ница представляет собой техногенную или антропогенную проекцию на природ­ ный регион и формирует своеобразную природно-антропогенную систему со специфическими экономическими, этногеографическими, культурными и пра­ вовыми отношениями. Так реализуется принцип построения анклава региона — антропогенной системной единицы, заключающей в себе специфику задаваемых и накладываемых волевым путем экономических, хозяйственных, демогра­ фических и прочих факторов. Например, для Иркутской области этот принцип успешно реализован мной еще и постольку, поскольку совпадение ее админи­ стративных границ с водоразделами водосборов речных систем, ландшафтными рубежами типологических и региональных комплексов составляет около 80 % [Корытный, Борисова, 2006], а известно, что водосборный принцип анализа тер­ риторий достаточно успешно реализуется в последнее время на административ­ но-территориальном уровне [Корытный, 2001; Bruins, Heberling, 2005].

Пространственно-таксономические уровни анализа рельефа, представлен­ ные в табл. 2, выделены на основе таксономических и типологических единиц (табл. 3).

Пространственно-таксономические уровни анализа рельефа

Таблица 2

 

 

Административно-

Единицы картографирования

 

Уровень анализа

Элементы

 

Масштаб

территориальные единицы

Процессы

 

 

районирования

 

 

 

 

 

Глобальный

Государства

ГеоморфологичесТипы

1:8 000 000 и

 

 

кие провинции

процессов

мельче

Региональный

Административные под­

ГеоморфологичесКлассы

1:1000 0 0 0 -

 

разделения государств

кие области

процессов

1:8 000 000

Субрегиональный Административные под­

ГеоморфологичесГруппы

1:100 0 00 -

 

разделения субъектов

кие округа

процессов

1:1 000 000

 

федерации

 

 

 

Локальный

Административные под­

ГеоморфологичесПроцессы

1:10000-

 

разделения муниципаль­

кие районы

 

1:100 000

 

ных образований

 

 

 

 

 

Таблица 3

Соотношение таксономических и типологических уровней анализа рельефа

Пространственно­

Таксономические единицы

Типологические морфогенетичес­

таксономические уров­

геоморфологического райониро­

кие категории геоморфологичес­

ни анализа рельефа

вания С.С. Воскресенского

кого картирования И.И. Краснова

Глобальный

Провинции

Мегаморфоструктуры

Региональный

Области

Комплексы типов рельефа

Субрегиональный

Округа

Типы рельефа

Локальный

Районы

Группы форм, формы рельефа

10

Соседние файлы в папке книги