Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Образ инженера XXI века социальная оценка техники и устойчивое развитие

..pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
1.89 Mб
Скачать

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

ОБРАЗИНЖЕНЕРАXXI ВЕКА: СОЦИАЛЬНАЯОЦЕНКАТЕХНИКИ ИУСТОЙЧИВОЕРАЗВИТИЕ

Сборник научных статей

Издательство Пермского национального исследовательского

политехнического университета

2017

ББК 60.024 О-23

О-23 Образ инженера XXI века : социальная оценка техни-

ки и устойчивое развитие : сб. науч. статей. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. – 177 с.

ISBN 978-5-398-01733-5

В сборник вошли статьи, написанные по материалам Второй Международной научно-практической конференции «Образ инженера XXI века: социальная оценка техники и устойчивое развитие», которая прошла 6–8 декабря 2016 года в Пермском национальном исследовательском политехническом университете при финансовой под-

держке Российского гуманитарного научного фонда (РК РГНФ «Урал: история, экономика, культура 2016» –Пермский край, № 16-13-59502).

В центре внимания следующие вопросы: философско-методологичес- кий анализ современной науки и техники, инженерного мышления, а также социально-гуманитарная экспертиза инновационных проектов.

Предназначено для философов, методологов науки, студентов и аспирантов инженерных специальностей, а также для всех, кто интересуется проблемами устойчивого развития, социальной оценкой техники и реформой инженерного образования.

Редакционная коллегия: доктор технических наук, проректор по науке и инновациям ПНИПУ профессор В.Н. Коротаев; доктор философских наук, зав. каф. философии и права ПНИПУ профессор В.Н. Железняк; кандидат философских наук, доцент ПНИПУ Е.В. Середкина; кандидат философских наук, доцент ПНИПУ Е.В. Чащин.

ISBN 978-5-398-01733-5

© ПНИПУ, 2017

ПРЕДИСЛОВИЕ

Научно-технический прогресс, разрешая определенные проблемы общества, в то же время создает новые, выявляя тем самым свою принципиальную двойственность. Спрос на научное знание увеличивается, но требуются новые методы размышления и коммуникации с будущим. Узловая проблема техногенного общества лежит не в экспансии постоянно прогрессирующей техники, а в несоответствии между человеком и созданным им техническим миром. Отсюда следует, что фигура инженера объективно должна занимать центральное место в профессиональной структуре современного общества. Однако на протяжении последнего столетия сложилось противоречие между технической цивилизацией и гуманитарной культурой. В сфере образования это противоречие приобретает вид растущего отчуждения между естественно-научным и инженерно-техническим знанием, с одной стороны, и гуманитарным знанием – с другой. Возможен ли гуманитарно-технический синтез, и если возможен, то каким образом эта идея может быть реализована в системе преподавания социальной оценки техники в политехническом вузе?

В центре внимания современных исследований находится не сама техника, а процесс ее взаимодействия с обществом. Наша техногенная цивилизация находится на такой стадии научнотехнического развития, когда негативные последствия и побочные эффекты необходимо предусматривать или хотя бы сводить к минимуму уже на ранних стадиях разработки и реализации инновационных научно-технических проектов. В развитых западных странах такой социально-гуманитарной экспертизой занимается социальная оценка техники (Technology Assessment).

Социальной оценке техники (СОТ) уделяют в Европе большое внимание не только ученые и эксперты, но и политики. Недаром СОТ иституциализирована в виде различных организационных форм при западных парламентах и правительствах с целью научной поддержки государственных решений в сфере

3

научно-технической политики. Для России же это направление новое, поэтому для нас так важен европейский опыт. В техническом вузе с его акцентом на гуманитарную экспертизу инновационных проектов в целях реализации устойчивого развития ее роль возрастает. Перед преподавателями вуза стоит задача – познакомить молодых инженеров с социальной оценкой техники и выработать у них уже на начальном этапе ответственность перед обществом в процессе реализации научно-технических проектов. Цель издания настоящего сборника – преодоление технократической узости современного инженерного образования на основе гуманитарно-технического синтеза с акцентом на соци- ально-гуманитарную экспертизу инженерных (инновационных) проектов в рамках социальной оценки техники.

Всвете вышеизложенного проблема реформирования инженерного образования выходит сегодня на первый план. Концепция гуманитаризации технического образования должна быть наполнена новым смыслом, соответствующим интеллектуальным и экзистенциальным вызовам современной эпохи. Речь идет об интеграции идей социальной оценки техники в техническое образование для его устойчивого развития. Именно в этой перспективе необходимо рассматривать итоги Второй Международной научно-практической конференции «Образ инженера XXI века: социальная оценка техники и устойчивое развитие», которая прошла 6–8 декабря 2016 года в Пермском национальном исследовательском политехническом университете при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РК РГНФ «Урал: история, экономика, культура 2016» –

Пермский край, № 16-13-59502).

Всборник вошли доклады и статьи участников конференции из Перми, Москвы, Томска, Кирова, а также немецких ученых из

Института социальной оценки техники и системного анализа г. Карлсруэ, Институтасоциологии Штутгартскогоуниверситета.

В.Н. Железняк, Е.В. Середкина

4

В.Н. Железняк

(Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь)

ЛОГИКА СТИХИЙ И ЛОГИКА ДЕЙСТВИЙ

Статья представляет собой переработанный доклад, прочитанный на международной конференции «Образ инженера XXI века» (Пермь, 6–8 декабря 2016 г.) и сводится к следующей гипотезе: основные элементы природы, выявленные и описанные еще в ранней античности (земля, вода, воздух, огонь, эфир и логос), могут служить логической матрицей для категоризации направлений развития техники, видов основных ресурсов, форм и сюжетов визуализации будущего техники, а также предвидения рисков природных и техногенных катастроф.

Ключевые слова: природа, фюзис, техника, techne, элементы (стихии), устойчивое развитие, теургия, глобальная экология.

Природа (фюзис) открывается людям в виде комбинации стихий. В эпических основаниях «осевых культур» мы находим схожий набор элементов («стихий»). Первоэлементы мира открыты человеку одновременно в магическом, мифологическом, теологическом, натурфилософском и даже – у греков – в математическом, геометрическом и аксиоматическом виде (Платон, «Тимей»). Вопрос о чудесной полноте и логичности в объяснении мира через структуру его фундаментальных стихий остается за бортом нашего рассмотрения. Нас волнует поразительная связь между первоэлементами мира и основными координатами развития цивилизации. Уровни развития цивилизации определяются уровнями освоения и подчинения стихий. Логика связи структурных элементов технологического базиса цивилизации в каждом горизонтальном срезе ее исторической эволюции определяется набором исходных элементов фюзиса. В связи с этим можно говорить о платоновских пропорциях элементов. Где-то больше «земли», где-то – «воды», а с известного времени воз-

5

растает власть «огня». На Западе произошел революционный поворот к доминированию «воздуха», «эфира» и «логоса». Логика воспроизводства ресурсов (экология) вырисовывается, осознается и используется так же по линии основополагающих стихий фюзиса. Таким образом, вопрос, на котором мы хотим остановиться, – это несомненное наличие фундаментальных координат, по которым развиваются техника и технология, производство и сумма материально-информационных условий жизни, использование и сбережение ресурсов, развитие естественных и математических наук и соответствующей картины мира. Нас интересует возможность естественной систематизации всех отраслей techne, что позволит заложить единый логический фундамент под философию техники, универсальную экологию, оценку последствий технического развития, анализ ответственных инноваций, возможных кризисов, рисков и катастроф.

Нас, разумеется, не может интересовать вопрос о стихиях (первоэлементах) с точки зрения антиковедения или истории метафизики [6, с. 310]. Первоэлементы для нас – четыре основных и открытое число дополнительных – элементы логической матрицы, структурирующей сферу человеческого существования и, следовательно, условия, делающие это существование возможным. Первоэлементы таинственны, как таинственна сама природа, явленная нам в них и через них. Фюзис, становление, бытие – философские термины, обозначающие то, что стоит по ту сторону первоэлементов мира и что не может быть объектом позитивного рассмотрения. Чистая логическая матрица первоэлементов природы, однако, обретает трансцендентальную форму, если принять во внимание движение от материи к идее, схваченное в иерархии элементов. В философском плане это соображение достаточно тривиально. Но если изъять трансцендентальную матрицу первоэлементов из истории метафизики и натурфилософии и использовать в качестве инструмента описания и систематизации сферы человеческого обитания, то можно получить легко дедуцируемую структуру, ор-

6

ганизующую многообразие цивилизационных факторов. К этому опыту мы и приступаем.

Земля (γη): поверхность (равнины, горы, береговая линия, острова), на которой позиционированы люди; почва, пригодная для земледелия; географическая локализация народов («поднебесная», земля славян, германцев, кельтов etc.); наша планета; твердое состояние вещества, тело, материя; другие планеты, ас-

тероиды, космическая пыль и лед; тяжелое, лежащее в основании, das Gestell для всего сущего.

Вода (υδωρ): моря, реки, водоемы; жидкие субстанции; неотъемлемое условие жизни.

Воздух (αηρ): атмосфера; то, что наполняет дыхание – физический аналог души, пнойма, Атман.

Огонь (πυρ): космические огни (солнце, звезды); горение топлива; энергия; сверхтонкая и подвижная субстанция; стихия разрушения и гибели.

Эфир (αιθηρ): все, что легче и тоньше огня; невидимые фракции вещества; магнетизм, электричество.

Логос (λογος): чистый смысл, понятие; единство означающего и означенного; информация.

Первостихии в определенном сочетании (Демиург у Платона использует числовые пропорции и геометрические фигуры) образуют корпускулу, внутри которой возможно зарождение и существование человека, его естественная смерть или гибель в результате катастроф, разрушающих тонкую оболочку среды обитания. Платон, разумеется, прав. Есть определенные пропорции первостихий, делающие возможной жизнь. Чем выше уровень цивилизации, чем дальше человечество от золотого века, тем напряженнее игра стихий на границах родовой корпускулы жизни. Есть и то, с чем человечество не сталкивалось раньше, – все возрастающий разрыв между материей и идеей, дающий о себе знать в техногенных катастрофах. Априорная логика движения стихий такова, что она указывает на возможность появления жизни и человека, равно как инанеменееочевидную возможностьихгибели.

7

Человек – существо, покоряющее стихии. Покоренные стихии становятся познанными и рационально используемыми. Цивилизация есть мера рационализации среды обитания человека, с которой совлекается ее стихийная оболочка. Выражение «стихии, потерявшие стихийность» – двусмысленно не только по форме. Рационализация фундаментальных стихий природы может означать разрушение заключенного в них элемента бытия. Парадоксы такого рода есть следствие рокового разделения материи и формы (природный закон перестает организовывать материю, теперь это обязан делать познавший его человек). Такова антиномия, лежащая в основе цивилизации как феномена: цивилизация созидает, уничтожая (в отличие, может быть, от культуры, которая созидает, умножая и совершенствуя).

Для нас имеют значение не эти побочные, хотя и важные, аспекты нашей темы, но открывающийся здесь ясный, естественный принцип систематизации техники как в морфологическом, так и генетическом плане. Это, если угодно, «таблица категорий», описывающая структуру технической цивилизации и отображающая ее внутреннюю логику. Основные рубрики таблицы категорий techne могут выглядеть так:

покорение земли: возделывание земли, определившее характер культуры; эксплуатация земли в форме охоты, скотоводства, рубки лесов и т.п.; добыча полезных ископаемых; освоение внеземных земель – Луны, Марса, Солнечной системы; лечение, протезирование, клонирование органов человеческого тела; управление веществом на физическом уровне; управление живой материей; постижение и овладение фундаментом материи на субатомном уровне; обретение власти Демиурга (выход

ккосмической теургии, как говорили русские идеалисты);

покорение воды: эпохальное для истории человечества овладение Мировым океаном; овладение подводным миром; системы орошения, каналы, плотины, акведуки; эксплуатация

запасов пресной воды; использование энергии движущейся и падающей воды;

8

покорение воздуха: воздухоплавание, авиация; использование силы ветра;

покорение огня: оптимизация быта; металлургия; паровые двигатели; двигатели внутреннего сгорания, атомная энергетика; ракетные двигатели; взрывы всех видов; лазерная техника;

покорение «эфира»: электротехника, радиотехника, телевидение, спутниковая связь и навигация;

покорение «логоса»: контроль за тезаурусом языков; искусственные языки; информационные технологии; логические чипы и управляющие программы.

Фурье считал, что правильно организованный общественный труд предполагает: четыре луны, устранение льдов с полюсов, опреснение морской воды и переход хищников на службу человеку! В. Беньямин по этому поводу замечал: «Все эти видения служат иллюстрацией труда, который, не эксплуатируя природу, способен помочь ей разродиться творениями, дремлющими в зародыше у нее во чреве» [3, с. 244].

Разумеется, предложенный прием систематизации технологий не следует преувеличивать. Связь первоэлементов с мифометафизическим базисом культуры можно трактовать и как недостаток. Можно использовать известную последовательность уровней сложности материи (механический – физический – химический – социальный). Можно исходить из органов чувств ифункций человеческого организма (например, оптика связана со зрением). Есть и другие подходы глобального моделирования экосферы [4, с. 21–29]. Но все такого рода «критерии» не обладают достоинством логическойматрицыи категориальной структуры.

Связь между шкалой природных стихий (первоэлементов мира) и шкалой технологий, в которых субсуммированы, как сказал бы Кант, человеческие действия, с нашей точки зрения, очевидна (см. нижеследующую таблицу). Бесчисленных уточнений, конкретных исследований и ссылок требуют частные вопросы: порядок и перечень «первоэлементов» – сложнейшая проблема истории метафизики, которой мы коснулись, разуме-

9

ется, условно; многотомными по объему являются и вопросы истории техники; условными и непозволительно эскизными являются и рубрики «эфира» или «логоса» – в силу метафизического символизма этих понятий. Однако в общей схеме и конструкции наша мысль, как нам кажется, вполне ясна.

Приведенная нами ниже таблица включает два столбца. Но она может стать более эвристически емкой, если добавить к ней третью шкалу – столбец ресурсов. Природная стихия – ключевой элемент бытия и одновременно объект человеческого воздействия, трудовых и интеллектуальных усилий. Человек в этом случае является по отношению к природе хищником, загоняющим стихийные силы природы в клетку рациональных

ипрагматических технологий. Фюзис и techne являются непримиримыми противоположностями. Но рано или поздно человечество приходит к осознанию того, что, несмотря на бесконечную мощь природы, постоянно угрожающей человечеству гибелью, локальная комбинация ее элементов всегда ограничена. В этом случае фундаментальные первоэлементы открываются нам в качестве основных природных ресурсов. Так, мы можем говорить о земельных ресурсах, водных ресурсах, о содержании кислорода в атмосфере и ее чистоте как фундаментальном ресурсе, об энергетических ресурсах, наконец, об интеллектуальных и информационных ресурсах. А глобальная технология (теургия) намертво сращивается при этом с глобальной экологией. Итоговая таблица, выражающая описанные закономерности, может выглядеть следующим образом.

Элементы природы образуют комбинацию, которая хотя

идопускает возможность появления и существования человека при определенных условиях и в определенных временных пределах, но отнюдь не несет в себе «антропную» направленность. Природа подчиняется сонму законов. Но было бы нелепо приписывать ее законам некий телеологически определенный «гуманизм». Несмотря на господствующий в физическом мире жесткий детерминизм, природа открывается человеку как

10

Соседние файлы в папке книги