Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Роль фаворитизма в социальном процессе

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
1.53 Mб
Скачать

Коммуникация носит спонтанный, хаотичный характер даже в формально организованном обществе. Нет жестких более или менее организованных групп. Какой уровень взаимоотношений преобладает: ритуальный, интимно-личностный, основанный на взаимопомощи или, по Мертону, нормы могут соблюдаться, по цели подразумевают другие.

Фаворитизм несет в себе все характеристики института как сверхколлективного образования: института-установления и ин- ститута-организации. Институты-установления фаворитизма обусловливают социокультурную сторону жизни общества, исходя из особенностей субъективного фактора. Институт-организация – сторона управления сообществами. (Фаворитизм – тип ролевых коммуникаций, тип социальных обменов. Неформально, но жестко через санкции он регулирует отношения общностей в социальном поле любого уровня общества. Фавориты-советники влияли на окружение и на самих лидеров в РФ, склоняя к либеральной демократии, вылилось же это в раздел собственности и к диктатуре «капитало-парламентаризма»).

Институт создает систему правил и ролей. В коммуникации носитель ролей и сами роли нечетко прописаны. Симбиоз «лидер и фаворит», «патрон и избранник» – это модель, в которой каждый играет свою роль. Они оба находятся в рамках устройства сложившихся отношений. Они оба коммуницируют, но институт не создают. В коммуникации иерархии не существует. Ее роль – передача и прием информации.

Фаворитизм включает три аспекта: структуру, институт и коммуникацию. Он проявляется именно в коммуникации, в выдерживанииролевыхтребований, абазируетсянасоциальномполе.

Как отмечалось, социальное поле заряжено энергией и силой. В деятельности реализуются человеческие капиталы. В спорте фаворитизм реализуется в ожидаемой результативности показателей претендента на победу. В системе образования – в состязательности способностей. В искусстве – в восхищении и возникновении катарсиса. В бизнесе – в рациональной силе, зависти и конкурен-

51

тоспособности. В политической жизни – господстве, власти, во влиянии на массы, доступе к источникам общественного богатства, к неограниченному потреблению услуг. В сфере военных действий фаворитизм проявляется изощренным использованием науки и техники, нанесением точечных ударов через спутниковую связь, завоеванием территорий с наименьшими потерями человеческих жизней нападающей стороны, привлечением цифровых технологий (дронов) и максимальных потерь населения страны, испытывающей агрессию51. Если жизнь рассматривать как комплекс социальных полей, а фаворит «приводной ремень» связи с лидером, то отношения фаворитизма становятся значимыми для других участников социального поля. Системная роль лидера такова, что его формальное содержательное знание интуитивно объединяет деятельность в социальную организацию.

Фаворитизм как персонификация, вложенная в социальный процесс

В начале исследования фаворитизму необходимо дать не столько морально-этическую оценку, сколько рассмотреть его как проявление человеческой природы, как своеобразный фактор социальной эволюции, основы которого лежат в социальных и социально-психологических процессах. Полярно противоположным фаворитизму (по заряду ценностей) выступает феномен подвижничества. Таким послом европейской культуры в России был И.И. Шувалов, основатель Московского университета, проект которого создал М.В. Ломоносов52. Обе тенденции – сподвижничество и фаворитизм могут проявляться и взаимодействовать одновременно даже в одном носителе. Такой сложной исторической фигурой был А.Д. Меншиков при Петре Великом.

51Якушев А. Интервью c генеральным конструктором авиадвигателей

«Исповедь технократа» // Завтра. – 2008. – № 38 (774). – С. 2–3.

52Буторина Т.С. М.В. Ломоносов: ученый и власть / Социологические ис-

следования. – 2017. – № 11. – С. 157–163.

52

Вопрос о фаворитизме как типе социальной связи, о социальном поле как сфере деятельности, о взаимодействии как обмене – это вопрос о том, какая из взаимодействующих сторон выступает причиной, какая следствием, какие отношения являются субстанциональными, а какие опосредованными. Принцип социального детерминизма призван определить наблюдаемые закономерности фаворитизма, его видимость и сущность, а также выявить причину, идущую от склонности личности к фаворитизму. Либо фаворитизм обусловлен факторами объективной реальности: потребности лидера в проводнике своих идей, получении информации по принципу обратнойсвязи, укреплениисвоегоположения.

Вклад Г. Зиммеля в понимание института обменов, Т. Веблена в институт представительства социального статуса, теорию социальных ролей Р. Парка и Р. Мертона, теорию идентификации Э. Гоффмана невозможно переоценить в рассмотрении многослойного феномена фаворитизма. Основательная теоретическая разработка В.М. Быченковым института как сверхколлективного образования является одним из обоснований ролевой природы фаворитизма. Необходимо выяснить, какие институции, процедуры и концепты могутпредставитьфаворитизмввозможнойполнотеанализа.

Мера «прорастания» фаворитизмом институтов общества различна, она неочевидна для не посвященного в социальную сеть коллектива постороннего лица, и целостному анализу не подлежит в социологии. В социальной психологии не все ясно в исследовании фаворитизма.

Фаворитизм – латентная, не выставляемая напоказ форма социальной организации

В циркуляции высказываний в общественном мнении о фаворитизме появляются акценты либо на «бездарности фаворитов» в среде правящей элиты, либо на предположении «об общем низком уровне культуры общества», и порождение этим уровнем людей, мало соответствующих историческому предназначению, но занимающих господствующее положение в системе власти. Другая по-

53

зиция основывается на представлении о полной зависимости (фаворитизации) внутренней власти от внешней – от «мировой закулисы» (термин И. Ильина). В связи с этим необходимо раскрыть основное противоречие фаворитизма. Что является движущей силой фаворитизма? Определение Н. Лумана, что власть лишь способ коммуникации, в данном случае носит нейтральный, мало объясняющий характер. Здесь завязаны большие страсти относительно воли к власти фаворита, какнереализовавшегосялидера.

Социологический аспект исследования института фавори-

тизма открывает возможность исследования феномена фаворитизма, во-первых, на общесоциальном уровне. М.Ф. Черныш отмечает, что институты, правила, процедуры, формируют своего рода сети, внутри и посредством которых принимаются политические решения, осуществляются социальные взаимодействия, формируются ожидания53.

Фактор привилегий, включенный в систему властных установлений, меняет местами причину и следствие и справедливость. Тем самым открывается возможность перехода к практике регулирования человеческих отношений, а именно перехода от деструктивности социальных связей к оптимальному управлению взаимодействиями на основе установленных законов распределения, правил, договоров, принятых обществом и коллективами.

Во-вторых, на институциональном уровне есть внеэкономические взаимодействия. Следовательно, возможно выявление скрытых неформальных структур интеракций, действующих с силой стихийных законов. Здесь речь идет о фаворитизме идей, религиозных и светских влияний на власть, определяющих привилегированные слои. Привилегированное положение слоев бюрократии, армии, ядерно-научного комплекса, деловых и торговых кругов, элит различного уровня в сфере производства, искус-

53 «С позиций институционализма основное внимание уделяется контексту, в котором действуют (и который сами же создают) индивиды – системе правил, конвенций, институтов». Черныш М.Ф. Теория институциональных матриц: критическийанализ// Социологическиеисследования. – 2015. – №10. – С. 74–83.

54

ства, научных и спортивных школ – очевидно. Фаворитизм – характеристика институциональных связей.

Фаворитизм как антисоциальное явление возникает тогда, когда не определен принцип предпочтения, т.е. выбор социальному субъекту навязан внешними условиями и обязательствами. Специфика фаворита – умение быстро схватывать (качественно воспринимать, различать и оценивать) общественные тенденции и умело пользоваться ими. Исследование специфики фаворитизма должно повлечь за собой переход на новый уровень социального взаимодействия: понимания и переосмысления взаимоотношений между людьми и выработать качественно иной уровень деловых связей и общения.

Принцип предпочтения заключается в том, что при прочих одинаковых условиях лидером назначают того, кто владеет высшими свойствами фаворита. И чем больше различия в силе обладания фаворскими качествами, тем меньшее значение имеют прочие составляющие, например, профессионализм фаворита. Одной из наиважнейших задач общества является контроль над соблюдением принципа предпочтения на всех уровнях управления – от самого низшего до самого высшего, то, что обычно принято считать фаворитизмом. Фаворитизм– небезлик, онперсонифицирован.

Как пример можно рассмотреть следующее. Сравнительный анализ данных морального сознания, полученных в течение предшествующих тридцатилетних исследований в Пермском регионе, выявляет нарастание фаворитизма как типа социальной связи в коллективах промышленных предприятий. В периоды кризисных состояний общества в процессе принятия человека на работу усиливается роль родственных связей, личных знакомств, симпатий и антипатий. В процессе продвижения по службе на предприятии очевиден, по данным исследований, приоритет неформальных связей в сравнении с деловыми качествами и нравственными достоинствами личности. В коллективах предприятий снижается качество социальных отношений, поскольку достигает высокого статуса человек не по организаторским способностям и высоким нравствен-

55

ным качествам, а продвигающийся по родственным связям и по знакомству с руководством, кто вхож в высокие властные структуры региона. Глубина «прорастания» фаворитизма в коллективе, как и в обществе, различна, но пока не определена как функция целого. Если в цехе до пятидесяти человек родственников, то жесткий контроль над их деятельностью и критика руководства рабочими невозможны. У социально близких, предпочитаемых – прикрытие сверху. Они же – источник неформальной информации руководству цеха снизу. В условиях фаворитизма, кратчайшего способа обратной связи, осуществляется эффект искажения смелых, критических высказываний «оговариваемого» человека под углом ценностей доносителя. Над головой смельчака собираются грозовые тучи неприязни руководителя и его ближайшего окружения, затем следуют санкции.

Социальная функция фаворита в сфере искусства

Традиционно понятие фаворитизма связывают с политикой в истории государства, хотя это явление процветает в искусстве, в институте конфессий, в спорте, в повседневных межличностных отношениях. В сфере искусства наряду с общими закономерностями проявляются свои особенности. Эпоха Возрождения выдвинула своих творцов, это время решительного выхода человека за границы традиционного общества, времени резких контрастов и противоречий. «Взламывание» социальных перегородок, условие расцвета в эпоху Ренессанса54, отмечал В.П. Эфроимсон. В идеале фаворитизм предполагает назначение людей выдающихся на высокие должности. Фаворит должен превосходить окружение по многим качествам.

54 «…в истории, вероятно, трудно найти такую эпоху взламывания кастовых, классовых и иных ограничений, которая не сопровождалась бы появлением множества талантливейших людей в самых разных областях. В промежутках между такими освобождающими пути развития и реализации социальными сдвигами то тут, то там возникают микроноосферы с критическими массами». Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности. (Биосоциальные факторы повышенной умственной активности) // Человек. – 1997. – № 2–6.

56

Рассмотрим редкостный факт фаворита на примере одной биографии: Леонардо да Винчи. Как известно, этот человек отличался универсальностью своего таланта (талантливый человек талантлив во всем) – он занимался математикой, музыкой (играл на скрипке и арфе), сочинял стихи и занимался живописью. Кроме того, он обладал привлекательной внешностью, великолепно ездил верхом, дрался на шпагах. Он бывал на всех балах, легко очаровывал общество, всегда был в центре внимания, его знала вся Флоренция. Слава о Леонардо да Винчи как о лучшем живописце и лучшем учителе музыки пронеслась по всей Италии. Миланский герцог Лодовиго Моро пригласил его в Милан. Душевно ненормальный, развратный и жестокий герцог восхищался пением и звуками речей Леонардо. Кроме того, Леонардо при дворе Лодовиго писал картины, разрабатывал проект конной статуи Франческо Сфорца, основал знаменитую академию, впоследствии получившую его имя, разрабатывал системы канализации, дренажа болотистой местности, был придворным церемониймейстером – в общем, он был незаменим, он был всем для миланского герцога. Его незаурядная личность и творческая активность привели к тому, что он просто не мог быть незамеченными, не мог не стать фаворитом. Блестящее итальянское общество эпохи Возрождения нуждалось в не менее блестящем фаворите. Однако фаворит должен был не только не уступать правителю и свите в оригинальности, изяществе, энергичности, но и в какой-то степени превосходить их, стать глубжених, чтобынебытьпоглощеннымими55.

В жизни Леонардо представился случай побывать и придворным живописцем французского короля Людовика XII. В это время он также жил в Милане, только этот город был уже во французском владении. При дворе Людовика XII Леонардо осуществил проект Мартезианского канала, улучшил возможности

55 Парамонова С.П. Фаворитизм как элемент культуры // Проблемы российского самосознания. Религиозные, нравственные и правовые аспекты культуры / Институт философии РАН, Пермский институт культуры и искусства. –

М.: Пермь, 2012. – С. 327–334.

57

земледелия, разработал проект устройства шлюзов в канале Святого Христофора. Леонардо был также радушно принят папой римским Львом X в Риме, где написал для него картину «Святое семейство». Французский король Франциск I, вновь захвативший Милан, увидел его «Тайную вечерю» и был поражен гениальностью художника. Он пригласил его к себе и принял почти с царскими почестями. Влияние Леонардо на французский двор было огромным. И король, и придворные подражали ему в одежде и в прическе. Прекрасное отношение короля сохранилось к художнику до самой его кончины.

Итак, Леонардо до Винчи, величайший архитектор, изобретатель, инженер, музыкант, церемониймейстер, художник эпохи Возрождения, за свою долгую и плодотворную жизнь являлся фаворитом четырех правителей, вел активную творческую и общественную жизнь. Ему выпало величайшее счастье – быть признанным при жизни и увековеченным после смерти. Все в его жизни складывалось таким образом, что он просто не мог остаться незамеченным, а будучи замеченным – не дойти до вершины56.

Фаворитизм – такой тип отношений людей в организованном социальном поле, который под единым углом зрения выражается в эмоциональных связях, общей оценке окружающими людей, не угодных лидеру и фавориту. Фаворитизм определяет приоритетные интересы, предпочтительные формы времяпрепровождения данной общности. При этом фаворит имеет одно, но значимое превосходство позиции относительно статуса лидера, он обладает большим релятивизмом, иногда большим числом степеней свободы, менее подконтролен ядру, окружающему лидера, может передавать сведения о своем лидере в более высокие инстанции. Фаворитизм – социальный «симбиоз» лидера и фаворита. Он основывается как на прикрытии лидером фаворита сверху, так и на оказании фаворитом покровителю услуг снизу. Однако, несмотря на свои потуги на независимость, фа-

56 Гастев А.А. Леонардо да Винчи. – М.: Молодая Гвардия, 1982. – 400 с.

58

ворит – «второе лицо» при лидере. Так он воспринимается и лидером, и окружением: значим, но вторичен.

В социологической теории, исходящей из мертоновской структуры группы, пока не определено четко, кто составляет ядро вокруг лидера? На наш взгляд, от внимания Р. Мертона, Я. Щепаньского, Р. Парка, П. Штомпки ускользнули два существенных элемента в группе: плотная оболочка сподвижников и фаворитов вокруг лидера и позиция, отодвигающая на край группы еще дальше аутсайдеров – отверженных. Кроме того, фавориту явно противостоит не аутсайдер, а изгой. Если аутсайдер еще и может при некотором стечении обстоятельств перейти на более высокую ступень авторитета в неформальных отношениях в группе (и даже стать лидером), то изгой – обречен. Итак, присоединяясь к принятой в западной социологии структуре ролей в социальной группе «лидер – конформист», «маргинал – аутсайдер», вместе с тем можно дополнить ее элементами «фаворит» и «изгой». В анализе это представлено в сопряженных парах понятий: «лидер – фаворит», «маргинал – конформист», «аутсайдер – изгой». За этим реальным противостоянием «фаворита» и «изгоя» – латентное напряжение в коллективе, конфликты, выражающиеся в кипении страстей, в столкновении людских судеб, в неразделенных горестях и радостях человека, в неформальной, нореальнойструктурестоящего накраюгруппы.

Если о типах морального сознания мы говорим, как о более или менее устойчивых «структурах», подверженных колебаниям в периоды катаклизмов общества, то о лидерах, фаворитах, маргиналах, конформистах, аутсайдерах, изгоях мы говорим как о более устойчивых неформальных реальных ролях.

«Роль» – закрепившийся способ участия индивидов в общественном процессе. Социальный анализ нередко фрагментарно соотносится с социальными ролями как элементами реальности. Предмет социологии еще недавно во многом состоял в раскрытии структуры и сущности социальных ролей индивидов, групп, институтов. Человек как носитель социальных ролей, по Дарендорфу, представляет собой не слепок с действительности, а научную

59

конструкцию. Встает вопрос, как в таком случае искусственный человек социологии соотносится с реальным человеком из нашего повседневного общества? Дарендорф проводит аналогию: хотя атом в физике и роль в социологии изобретены, они не просто изобретены. Будучи изобретенными, они, кроме этого, являются не только осмысленными, то есть операционально применимыми, но еще и убедительными, в определенном смысле очевидными категориями: маска, роль, персона, лицо, характер и роль. Человеческий мир – пьеса гигантского масштаба. Лишь однаединственная маска, одно лицо, одна роль причитается индивиду, и при этом, начиная с Платона, наличествует мысль о божественном «режиссере»57. Скажем так, Дюркгейм этого «режиссера» опустил до уровня общества. Он полагал демиургом общества само общество. Бог – это и есть общество.

Выделяя из своей среды фаворита, группа ставит его над собой и выражает готовность подражать ему. Повсеместно осуществляется психологическое жертвоприношение фавориту в форме уверения в его могуществе, значимости, незаменимости, нередко это проявляется в поведении во вдохновенной лести, доносительстве на ближних, готовности к исполнению любых желаний фаворита. Фаворит, в свою очередь, ощутив свое преимущество, стремится к удержанию своего статуса как влиятельного лица и распространению своей власти на нижестоящих. Создается социально санкционированное поле фаворитизма. Фаворитизм в самом общем смысле такая складывающаяся ситуация в коллективе и обществе, когда всеми жизненно важными сферами заправляет фаворит. Институциональность фаворитизма закрепляется различием ролевых статусов, занимаемых в социальном поле общности.

Связь «лидер – фаворит» повторяющаяся и устойчивая, пока жив лидер. Связь становится хрупкой, стоит выпасть одному ведущему звену, рушится вся цепь взаимоотношений. Фавориты постоянно сменяют друг друга, причем «падающий фаворит» –

57 ДарендорфР. ТропыизУтопии. – М.: Праксис, 2002. – С. 182–186.

60