Добавил:
God of MedBioHem Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 4. Параметр отношения к иностранцам.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
05.11.2023
Размер:
46.16 Кб
Скачать

Тема 4. Параметр отношения китайцев к иностранцам

План

Тема 4. Параметр отношения китайцев к иностранцам 1

1. Причины изоляционизма. 1

История Китая 1

География 6

Религия и философия 8

Язык 8

2. Отношение к иностранцам 9

3. Стратагемы 10

Сунь Цзы 10

36 стратагем 11

Заключение 12

1. Причины изоляционизма.

Самосознание – это осознание себя как единицу некой культурной и исторической общинности. Это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации. На национальное самосознание влияют такие факторы, как история, география, культура, философия и язык. Именно эти факторы объединяют людей в единую общность, вливаются в некий сплав, структуру, определяющую предрасположенность индивида мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом, определенным образом действовать, предпочитать или отвергать определенные ценности, культурные коды и т.д. В этом плане содержательная сторона в национальном самосознании китайцев была сформирована на представлениях о древнейших истоках нации, самобытной культуре и государственности.

История Китая

История Китая – является одним из ключей к пониманию национальной психологии китайцев и их отношения к иностранцам.

Китайская цивилизация начала развиваться в конце III – начале II тыс. в нескольких исторических центрах, основные из которых располагались вдоль центрального течения реки Хуанхэ (ныне провинция Хэнань), на территории центральной провинции Сычуань (культуры Саньсиндуй 三星堆 и Цзиньша金沙), а также на юге Китая. Первоначально это были разные культуры, формировавшиеся в районах с этнически разным населением, однако постепенно, с развитием торговли, они начали сближаться, формируя единую культуру. Но, строго говоря, процесс слияния не завершился и до сих пор – в разных районах Китая жители говорят на разных языках, имеют разные обычаи и ритуалы, даже едят разную пищу.

Следует отметить, что Китай – это замкнутая цивилизационная система. Исторически культура в Китае всегда существовала в системе цивилизация – варвары. Эта модель характерна для многих цивилизаций древнего мира, ведь все они понимали свое духовное, экономическое, хозяйственное, материальное положение и стремили расширить свои границы.

Китайская цивилизация была наиболее замкнутой из всех, проявлялась в специфических характеристика, позволяли ассимилировать соседние народы. Важнейшей особенностью китайской культуры является то, что она обладает удивительно ассимилирующей силой – очень быстро «пришлые» люди перенимают китайские обычаи, традиции и язык. Китайская нация диффузно расширяясь вверх, вбирала в себя народы, и внедряла в свою цивилизационную систему. И кидании, и чжурчжэни-маньчжуры, и монголы, формально являясь завоевателями Китая, стремительно китаизировались – они быстро перенимали китайскую административную структуру, китайские обычаи, начинали говорить по-китайски. Однако, если им все же удавалось противостоять влиянию, то они становились врагом для Китая.

Следует иметь в виду, что традиционный Китай, как правило, контактировал с этносами, значительно уступающими в культурном плане «Поднебесной». Значительное число великих изобретений древнего Китая — бумага, книгопечатание, порох и компас, а в более поздние века также сейсмограф, тачка, макароны, алкоголь, дельтаплан, шелк и многие другие вещи — обусловили процесс этноидентификации. Были заложены, а затем и развились основы формирования в сознании китайцев соответствующего представления о себе как о центре мировой цивилизации. Этому способствовали также многочисленные войны с «варварами».

Походы генерала Чжэн Хэ 

В годы своего наивысшего могущества правители династии Мин направляли суда в дальние морские экспедиции, вплоть до островов Малайского архипелага и берегов Аравии. Однако минский император Юн-лэ, ему стали говориться что это прихоть приказал уничтожить весь флот, считая, что китайцам нет нужды путешествовать в другие районы мира.

Во времена правления Чжу Юань Чжан (известный также как Тай-Цзу) , основавшего династию Мин (1368 -1644) евнух Чжэн Хэ (郑和 Zhèng Hé; 1371—1435, легендарный адмирал империи Мин, путешественник, флотоводец и дипломат, хуэйцзу по происхождению) собрал флот из большого количества кораблей и совершил семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки. Есть версии, что экспедиции, организованные им, даже достигали берегов Америки и Австралии

Эти экспедиции, хотя бы формально и на короткий срок (несколько десятилетий), сделали многочисленные царства Малайского полуострова, Индонезии, Шри-Ланки и Южной Индии вассалами Минской империи и принесли в Китай новые сведения о народах, населяющих берега Индийского океана. Полагают, что на историческое развитие Малайского полуострова, Суматры и Явы влияние экспедиций китайского флота оказалось более долговременным, так как они могли быть среди факторов, давших новый толчок к эмиграции китайцев в этот регион и усилению там роли китайской культуры.

Даже во времена главного покровителя Чжэн Хэ, императора Чжу Ди, экспедиции Чжэн Хэ подвергались суровой критике со стороны многих представителей конфуцианской элиты Китая, считавших их ненужными и дорогостоящими императорскими затеями.

После смерти Чжэн Хэ и императора Чжу Чжаньцзи (внука Чжу Ди) эти изоляционистские взгляды возобладали на всех уровнях в правительстве минского Китая. В результате государственные морские экспедиции были прекращены, и большинство технической информации о флоте Чжэн Хэ было уничтожено или утрачено. Официальная «История Мин», скомпилированная в XVII—XVIII веках, отзывалась о его плаваниях в критическом ключе, но для многих людей в Китае, и особенно в сформировавшихся в Юго-Восточной Азии китайских общинах, евнух-флотоводец оставался народным героем.

В начале XX века, в период подъёма движения за освобождение Китая от иностранной зависимости, образ Чжэн Хэ обрёл новую популярность. В современной КНР Чжэн Хэ рассматривается как одна из выдающихся личностей в истории страны, а его плавания (обычно рассматриваемые как образец мирной политики Китая по отношению к своим соседям) противопоставляются захватническим экспедициям европейских колонизаторов XVI—XIX веков.

Династия Мин. XVI век

Вплоть до прибытия португальцев в Гуанчжоу (Кантон) в XVI в. китайцы считали свою империю Срединным царством, центром культуры и цивилизации. По их представлениям, император правил страной потому, что обладал высшими нравственными качествами. Эти качества он мог передавать всем другим, как китайцам, так и варварам - не китайцам, живущим на севере.

Когда в Китай прибывали посланники кочевых народов или народов Юго- Восточной Азии, китайцы полагали, что единственной их целью является стремление заручиться благосклонностью китайского императора и позаимствовать китайскую культуру. Делегации из этих пограничных с Китаем районов, как правило, прибывали к императорскому двору с многочисленными подарками. Им устраивали пышный прием, и зачастую они возвращались назад со значительно более ценными подарками по сравнению с теми, которые они привезли в дар китайскому императору. Это означало проявление снисходительной щедрости и преследование определенных дипломатических целей, но ни в коем случае не могло считаться свидетельством встречи на равных. Такое же отношение было проявлено к первым иностранцам, прибывавшим в Китай во второй половине периода правления династии Мин.

Проникновение европейцев в Китай имело к середине XVII в. длительную историю. Первая организованная группа европейцев (португальцев) прибыла в Гуанчжоу, расположенный на южном побережье Китая, в 1516 г. К 1557 г. удалось установить фактический контроль в Аомыне (Макао). По началу, ним отнеслись как к посланцам иностранной державы, привезшим подарки. Подозрительность у китайцев вызывали такие черты внешности пришлых гостей, как длинные носы и глубоко посаженные глаза. Даже сегодня в разговорной речи китайцы называют иностранцев длинноносыми.

Вслед за португальцами в Китае появились испанцы, голландцы и англичане. В XVI в. из Европы в Китай прибыли первые миссионеры, в частности Матео Риччи, основавший там католическую миссию, и Адам Шалл фон Белл. Миссонреы привезли в Китай новые инструменты и механизмы — часы, астрономические приборы, наладили здесь производство огнестрельного оружия. В то же время они занимались доскональным изучением Китая. Однако не добившись какого-либо заметного успеха в своей миссионерской деятельности, они смогли благодаря своим обширным научным познаниям стать советниками императора. На восприятие Китая европейцами значительное влияние оказала позиция миссионеров-иезуитов, для которых были характерны как восхищение Китаем, так и пренебрежительно-отрицательное отношение ко всему китайскому.

В 1624 г. голландцы захватили часть Тайваня и удерживали его многие годы, в 1637 г. после бомбардировки английскими кораблями был открыт для западноевропейской торговли порт Гуанчжоу (Кантон). Но заход европейских кораблей в другие порты Китая был запрещен. В первой половине XVII в. устанавливаются русско-китайские связи. В 1618 г. русские получили от императора право приходить с посольствами и торговать в Китае.

Европейцы не соответствовали смыслу слова «варвары», на которое опирались китайцы. Так как они приезжали с целью наживы, а не ради культурного взаимодействия. На восприятие Китая европейцами значительное влияние оказала позиция миссионеров-иезуитов, для которых были характерны как восхищение Китаем, так и пренебрежительно-отрицательное отношение ко всему китайскому.

Первая опиумная война 1840—1842

В середине XIX столетия ряд западных стран, прежде всего Великобритания, в поисках новых рынков обращают свои взоры на Китай. Они требовали открытия внутренних рынков Китая, так как до этого вся торговля велась только в портах с кораблей. Китай же в своем имперском высокомерии проявляет полное непонимание ситуации и отказывает им в этом. Предпосылкой войны был перекос торгового баланса между этими странами в пользу Китая, причиной которого являлась китайская политика ограждения империи от иностранного влияния. Товаром, который пользовался в Китае спросом и мог выровнять торговый баланс, принося англичанам огромную прибыль, был опиум, однако его продажа запрещалась императорскими декретами. В 20-х годах XIX в. британцы разворачивают активную торговлю опиумом на юге Китая, что повлекло за собой практически разрушение хозяйства страны, особенно юга Китая, и китайский император приказал сжечь все британские запасы опиума в китайских портах. Началась война.

Поражение в этих войнах привело к постепенному превращению Китая в фактическую полуколонию европейских держав. Результатом первой опиумной войны стала победа Великобритании, закреплённая Нанкинским договором от 29 августа 1842 г., выплата империей Цин контрибуции в размере 15 000 000 серебряных лян (21 000 000 долларов), передача Великобритании острова Гонконг и открытие китайских портов для британской торговли, в том числе опиумом. Это был первый из так называемых неравных договоров. Английская корона получила от продажи опиума гигантский источник дохода. В империи Цин начался длительный период ослабления государства и гражданской смуты, что привело к закабалению страны со стороны европейских держав и гигантскому распространению наркомании, деградации и массовому вымиранию населения.

В результате двух Опиумных войн (1830–1860 гг.) и заключения ряда договоров, в том числе Пекинского договора 1860 г., Китай оказался разделен на сферы влияния между крупнейшими западными державами. Практически все эти договоры признаются сегодня Китаем неравноправными. Именно поэтому сегодняшний Китай выдвигает территориальные претензии на часть Сибири и Дальнего Востока, на некоторые острова в южных морях.

Вторая опиумная война 1856—1860 годов

В 1854 году Великобритания, Франция и США попытались пересмотреть договоры 1841-42 годов, требовали себе права неограниченной торговли на всей территории Китая и официальное разрешение на торговлю опиумом, но политические интриги не привели к нужному результату.

Поэтому после окончания Крымской войны в октябре 1856 года Великобритания развязала новую войну в Китае. Вскоре к Англии присоединилась и Франция. Россия в обмен на территориальные уступки оказала Цинской империи военную помощь. В декабре 1857 г. англо-французские войска окружили город Кантон и потребовали подписания договора на тяжёлых для Китая условиях. Китайское правительство не приняло этих требований. Тогда англо-французские войска захватили и разрушили город. В 1860 году объединённая англо-французская армия нанесла маньчжуро-монгольским войскам решающее поражение и стала угрожать Пекину.

24-25 октября 1860 года были подписаны Пекинские договоры, по которым Империя Цин выплачивала крупную контрибуцию, открывала для иностранной торговли Тяньцзинь, разрешала использовать китайцев в качестве фактически рабской рабочей силы в колониях Великобритании и Франции.

В ряде городов, прежде всего в Шанхае и Пекине, были созданы иностранные сеттльменты – поселения, куда вход китайцам был резко ограничен. Это было страшным унижением для империи, которая на протяжении тысячелетий мыслила себя центром мира и потеряла все за какие-то тридцать лет. 

XX век

В начале XX века европейцы проникли в Китай и предприняли попытки создать новую национальную идентичность. Еще один удар был нанесен Китаю в результате восстания ихэтуаней – боксерского восстания 1898–1901 гг., в подавлении которого принимали участие войска западных держав. На Китай была наложена «боксерская контрибуция», которую страна должна была выплачивать десятилетиями.

Все это привело к зарождению китайского национализма как новой идеи спасения страны. В Китае возникло множество тайных обществ, а в начале ХХ в. сюда проникли западные идеи марксизма, анархизма и коммунизма. Появились объединения вроде «Движение за новую культуру» (1915–1916 гг.) и «Движение 4 мая 1919 г.», которые пробудили интерес к западной культуре и науке. Но одновременно именно иностранное присутствие до предела сжало пружину китайского национализма, и сегодня Китай восстанавливает свои позиции в мире не только в экономическом, но, самое главное, в национально-политическом смысле. После победы коммунистических сил Китай опять построил внесистемное государство и существовал обособленно от мирового сообщества вплоть до реформ 70-х гг.

Но даже современная интеграция в мировое сообщество идет по линии «гармонии в различии». А основную цель данной интеграции (экономической по сути) - «мирное возвышение Китая» и поднятие уровня жизни собственного народа, жителей Поднебесной.

Выводы

Изоляционистская политика стала основой китайского исторического процесса. Выстраивая подобную модель внешней политики, Китай основывался на закрытости внутренней жизни страны. Импортированные товары оставались в Китае, а экспорт производился только на соседние от Китая государства. Кроме того, физическая не способность противостоять военно-политической экспансии и колонизационной политике западных стран, привело к тому, что Китаю пришлось пережить «сто лет унижения» и даже сохранить свою культурную изолированность от других стран до сих пор. Китайцы культурно и цивилизованно проводят черту между «своим» и «чужим», настороженно относятся к иностранцам. Хотя всё это не мешает им успешно перенимать чужой опыт и трансформировать его.