Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
спортивные медиа Championat.com и Sport 24.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
21.06.2023
Размер:
391.81 Кб
Скачать

Глава 1. Особенности спортивной журналистики в России в начале 21 века

1.1 История спортивных медиа в России

Для анализа спортивного сегмента в современной отечественной журналистике необходимо установить культурно-исторические истоки этого феномена. Нидерландский мыслитель, автор трактата «Человек играющий» Йохан Хёйзинг сопоставляет спорт с игрой, видом деятельности, которая имитирует труд (при условии, что труд – основной двигатель человеческого развития): «Почему спортивные состязания приводят в неистовство многотысячные толпы народа... Природа могла бы дать ...такие полезные функции, как высвобождение избыточной энергии, ...приготовление к суровым требованиям жизни и компенсация неосуществленных желаний, всего-навсего в виде чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам Игру, с ее напряжением, ее радостью и ее потехой...». Хёйзинг фиксирует азарт как основу спортивного состязания. Длительное эмоциональное напряжение и неожиданность финала захватывают участников и зрителей. Реализация избыточной энергии в основе понятия «спорт» заставляет взглянуть на комплекс физических упражнений как на инстинктивную потребность. 

Существует версия, что спорт – модифицированный магический обряд. Как утверждает П.В. Тиханович, «Великие» Игры – Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские... были источником увеселения, воспитания религиозных чувств, а также элементом системы физического и духовного воспитания и обучения». В основе олимпийских игр, спортивных состязаний в Древней Греции, – мифическая составляющая, аллегория борьбы Зевса и Кроноса. В контексте рассуждения о спортивных медиа особенно важно рассмотреть мифотворческий аспект. Миф – образный ответ на вопрос первобытного ума, вторая природа, созданная человеком для постижения реальности. Понятие «медиа» сегодня отождествляется со средствами массовой информации. Этот термин восходит к понятию «медиум» – «по представлениям мистиков: посредник между людьми и «миром духов» (умерших)». То есть медиа – «преодоление пространства между двумя мирами» для отображения реальности. Мифологическая первооснова спорта в древнегреческом мире, «божественное» происхождение спортивного состязания есть отображение тонкой связи между миром реальным и миром мистическим.

Спортивные практики в Древней Руси проявлялись в обрядах, танцах, хороводах и игрищах (прыжки через костер, кулачные бои). К XIX веку спорт был институализирован (гимнастика стала повседневной практикой в учебных заведениях, в армии и на флоте), тогда же появляется спортивное журналистское направление.  Устанавливается симбиоз: развивающийся спорт снабжает журналистику инфоповодами, а пресса популяризирует физические упражнения и состязания. 

На рубеже XVIII и XIX веков в отечественной прессе дискретно печатались материалы на спортивную тематику. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали итоги соревнований на «шлюпочном берегу» Невы.  Одним из первых спортивных журналистов в Российской Империи стал редактор «Северной пчелы» Ф. Булгарин, регулярно публиковавший спортивные новости. Стремительно возникали узконаправленные издания: московский «Еженедельник для охотников до лошадей» (1823-1827 гг.) освещал события конного спорта. До 1917 сформировался пласт российской спортивной печати, которая имела собственную аудиторию, объединялась общими функциями (просвещение читателей, популяризация спорта). Перед Первой мировой войной увеличивается доля городского населения, то есть потенциальной аудитории для спортивной журналистики. Спорт становится сферой интересов не только аристократии, но и мелкой буржуазии. Возрастает популярность бокса, футбола, легкой атлетики и других «зрелищных» или коммерчески выгодных видов спорта. До изобретения телевидения спортивная журналистика ограничена технологиями «неэкранных» средств массовой коммуникации: прессы и радио. 

Появление и развитие телевидения в СССР в 1930-ые гг. значительно развивает спортивную журналистику, поскольку технологии ТВ позволяют задействовать два канала чувственного восприятия: аудиальный и визуальный, а значит, испытать более широкий спектр эмоций. В августе 1938 года в Ленинграде налажено регулярное вещание по технологии электронного телевидения. Совмещающее в себе составляющие кино (движущееся изображение) и радио (звук, передающийся мгновенно в любую точку в зоне действия электромагнитных волн), телевидение дает возможность потребителям информации следить за развитием спортивных событий «здесь и сейчас». Отныне между спортивной площадкой и зрителем не существует посредника – комментатора, со слов которого потребитель информации воображает происходящее.

Спортивные трансляции стали возможными при появлении первых советских передвижных телевизионных станций. 2 мая 1949 года был проведен первый репортаж с ПТС на футбольном матче ЦДКА – Динамо на стадионе «Динамо». Комментировал визуальный ряд Вадим Святославович Синявский, профессиональный радиокомментатор. Расстояние перестало быть преградой для журналистики. С этого момента берет начало максимальная визуализация спортивного контента. В этот период спорт стал атрибутом государственной идеологии. На экране состязание становилось моделью масштабного идеологического столкновения, и каждая новая победа укрепляла государственный авторитет на внешней арене и в глазах советского населения. 

В 1950-60-ые годы постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта» был установлен курс на пропаганду спорта и популяризацию конкретных его видов. Были созданы узкоспециализированные печатные издания: «Футбол. Хоккей», «Спортивные игры», «Легкая атлетика», «64. Шахматное обозрение». 

Олимпийские игры 1980 г., проходящие в СССР, продвинули вперед телевизионную журналистику. Был создан олимпийский комплекс (сейчас АСК-3) с новейшим оборудованием, установлены трансляционные точки (для передачи аудиовизуального ряда без комментариев за рубеж).

Спортивная журналистика служила катализатором для технологического развития СМИ и одновременно являлась идеологическим атрибутом в руках государства.