Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

отличие правоохранительной деятельности от правозащитной(1)

.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
06.06.2023
Размер:
19.79 Кб
Скачать

В чем отличие правоохранительной деятельности от правозащитной?

Слепнева Елизавета

Для четкого и структурированного высказывания авторской позиции по данной теме необходимо детально ознакомиться с самими понятиями, рассматриваемыми в данном эссе. Работа посвящена правоохранительной и правозащитной деятельности в общем и их отличии друг от друга в частности.

Начнем с правоохранительной деятельности. Это государственная правоприменительная деятельность, осуществление которой происходит дабы охранять право путем привлечения специально уполномоченных для этого органов с помощью некого характерного и законодательно закрепленного применения мер воздействия, обязательно соблюдая установленный для данных целей порядок.

Важным будет отметить основные функции правоохранительной деятельности:

  • Она обязана защитить права, свободы и законные интересы граждан;

  • Обеспечить существования определенного общественного порядка в обществе;

  • При необходимости проводить профилактические мероприятия с целью недопущения правонарушений (это относится к предупреждению правонарушений);

  • Привлечь виновных в правонарушениях к административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательно;

  • В случае совершения правонарушения необходимо совершить, опять-таки, предусмотренные законодательно меры принуждения, будь то в случае необходимости даже физическое принуждение, к лицам, что совершили правонарушение;

  • Обеспечить факт исполнения принятых решений и обеспечения необходимой юридической помощи.

Что касается правозащитной деятельности, то здесь важно обратить внимание на тот факт, что эта деятельность направлена на восстановление уже нарушенных прав и свобод человека и гражданина со стороны не только систематической работы различных субъектов правозащитной структуры России в виде ее публичной составляющей, то бишь государственных и муниципальных органов, но и непубличных, а именно институтов гражданского общества.

Это является основным разграничением между обсуждаемыми мною понятиями. Вторым, но не по важности, разграничением будет тот факт, что рассматриваются правозащитными органами и организациями права уже нарушенные, и сама деятельность в целом направлена немного с другой стороны, ее цель сама по себе положительная: целесообразное положительное изменение ситуации с нарушением прав и свобод человека и гражданина и преобразование ее в интересах общества, человека и государства.

Как мне кажется, для начала следует отметить общность данных видов деятельности и интересный нюанс, отмеченный мною при прочтении подготовительной литературы для написания эссе, а именно, законодательной базы. Мною был отмечен тот факт, что законодатель будто бы создает некое слияние правозащитной и правоохранительной деятельности, указывает на их синонимичность, намеренно указывая такие слова как «защита» и «охрана» в одном предложении.

Дабы не быть голословной, приведу примеры найденного мной фрагмента Конституции РФ. Начнем со второй статьи Конституции РФ, она гласит следующее: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Затем перейдем ко второй части седьмой статьи, в ней сказано следующее: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей». Переходя к ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, мы отмечаем, что «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

Таким образом, важным мне кажется отметить тот факт, что защита и охрана – это практически синонимичные для законодателя понятия, направленные в одно и то же направление, будто бы даже не частицы одного целого, а просто одно целое.

Данный факт показался мне очень интересным для моего размышления, ведь при прочтении многих работ выдающихся ученых мною были отмечены различные споры и буквально противоположные мнения о том, как соотносятся между собой правоохранительная и правозащитная деятельность.

Переходя к моему личному взгляду на данный вопрос, я склонна согласиться в позицией о том, что правоохранительная и правозащитная деятельность – это два сообщающихся сосуда, которых наполнили правомерной или неправомерной правозащитной и правоохранительной деятельностью.

Данная метафора, вычитанная мною в статье Н.И. Цымбалюк «Правоохрана и правозащита – идентичности или антиподы в современном государстве?», произвела на меня большое впечатление.

Мне показалось действительно логичным и даже «правильным» то, что какие-либо противоправные деяния со стороны правозащитных органов обязательно получат какую-то ответную реакцию со стороны правоохранительный органов, и наоборот: противоправные действия со стороны правоохранительных органов не останутся без внимания правозащитных организаций.

В связи с этим я вспомнила и философский закон о единстве и борьбе противоположностей, как мне кажется, идеально подходящего для краткого описания соотношения правозащитных и правоохранительных органов. Для меня эти две области – это и схожие, безусловно, в своих мотивах области соблюдения порядка в обществе, и разные, диаметрально противоположные области, взаимодополняющие, но борющиеся между собой во благо единой цели.

Хочется отметить еще одну интересную особенность в попытке разграничить правоохранительную и правозащитную деятельность. Мною было отмечено, правоохрана и правозащита – действительно соперники на правовой арене, первый из которых использует меры принудительно-силового воздействия и имеет на это все полномочия, а второй, правозащита, в свою очередь, использует законодательно разрешенные меры для отстаивания граждански важных интересов и целей.

Здесь мне показалось очень, наверное, забавной мелочью то, какие именно формулировки использует законодатель, высказывая будто одно и то же. Указывая на возможность применения мер принудительно-силового воздействия у правоохранительных органов и на использование разрешенных законом средств у правозащитных организаций, законодатель будто бы сам немного намекает на характер мер, применяемый с каждой из двух сторон нашего сообщающегося сосуда.

В первом случае это меры часто карательные и наказывающие, а во втором, у правозащиты, данные меры скорее действительно, как бы, защищающие и ответные, направленные на удовлетворения личностных и коллективных интересов.

Я думаю, что правоохранительные органы осуществляют свою деятельность с использованием принудительно-силового воздействия согласно, естественно, установленным законом правилам, мер по расследованию и пресечению правонарушений, совершенных гражданами, а также мер, направленных на недопущение и предупреждение данных правонарушений.

А правозащитные органы, в свою очередь, используют с целью совершения своей деятельности некоторые законодательно закрепленные аспекты юридической деятельности, совершаемые определенными уполномоченными органами или же инстанциями, направленные на защиту уже нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

То есть здесь, будто бы, главное отличие даже не в том, кто именно осуществляет данную деятельность, ведь и там, и там за это могут отвечать государственные органы, а в том, какие именно меры применяются данными органами для осуществления поставленных перед ними задач. А меры эти абсолютно разные, как мы с вами увидели выше.

Возвращаясь назад, к моему анализу статей Конституции, смешивающих или синонимично относящихся к данным терминам, хочется очень сильно не согласиться.

Не согласиться и с попыткой сплести защиту и охрану в одно целое, и с мыслями некоторых ученых об общности и идентичности данных понятий, и со словами надежды на объединение правоохраны и правозащиты в одно целое, и с мнением о том, что здесь присутствует подчинение в виде господствующей правоохраны и починенной ей правозащиты.

Нет, я искренне не согласна и всем сердцем против попыток объяснить различия между правоохранительной и правозащитной деятельностью с помощью иерархии или подчинения, я вижу здесь только, разве что, соподчинение, выражающееся в огромной зависимости данных видов деятельности друг от друга. Правоохрана для правозащиты – ориентир честности и корректного соблюдения своих обязанностей. Ровным счетом и наоборот.

Являясь будто бы зеркалами друг для друга, правозащита и правоохрана действительно кажутся до безумия похожими и родственными элементами на правовой арене. Но их общая, единая цель - соблюдение общественного порядка, безопасности, стремление соблюсти все права человека и гражданина, невозможна без существования друг друга. Они – подсистемы масштабного процесса обеспечения благополучной жизнедеятельности общества, такие похожие в том, кто именно является управомоченным в осуществлении своей деятельности и в общих аспектах их единой цели, и такие разные в том, какими способами и как действительно по-разному, с разных углов достижение их целей осуществляется.

В этой общности и тотальной противоположности поистине красиво раскрывается понимание единства и борьбы противоположностей.