Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

!!Экзамен зачет 2023 год / Konspekt_Sukhanov_-_O_Ponyatii_Ts_b

.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
27.45 Кб
Скачать

Е.А. СУХАНОВ

О ПОНЯТИИ ЦЕННЫХ БУМАГ

Их назначение состоит в юридическом оформлении определенного круга экономических отношений товарообмена, а именно отношений по отчуждению и приобретению (обороту) имущественных прав, которые приобретают экономические свойства товаров. Вовлечение в оборот имущественных прав, в отличие от вещей, особенно движимых, существенно затруднено, ибо такие неовеществленные, нематериальные объекты сами по себе не предназначены для постоянного перехода от одних лиц к другим. В особенности это касается обязательственных прав требования, возникающих между конкретными контрагентами, которые в большинстве случаев в силу принципа свободы договоров сами определяют их содержание, неизвестное третьим лицам. Поскольку такой оборот в принципе может происходить и без использования ценных бумаг, их роль, строго говоря, состоит не в организации самого оборота прав, а в повышении его эффективности - в его ускорении при одновременном усилении гарантий соблюдения имущественных интересов его участников.

Если в обычных условиях эволюции рыночного оборота этот институт решает задачу его развития и ускорения, то в отечественных условиях революционных экономических преобразований, повлекших в 90-е годы не столько развитие, сколько разрушение многих имущественных отношений, и в частности вызвавших к жизни хронический "кризис неплатежей" и острый дефицит денежных средств, ценные бумаги стали выполнять функции суррогата денег прежде всего в качестве средства платежа. В свою очередь, это искажение основной экономической роли ценных бумаг не могло не повлечь известных искажений их юридического оформления. В этой связи нельзя не отметить ту совершенно гипертрофированную роль, которую у нас "неожиданно" получил вексель, рассматривающийся в ряде современных европейских правопорядков как постепенно отживающий свое время реликт XIX в. Мало того, в качестве фактического суррогата денег и средства платежа (а не кредита, каковым всегда считались векселя) вексель при этом еще и утратил свои традиционные преимущества в сравнении с другими долговыми документами. Ведь обычно после нотариально удостоверенного протеста векселя в неплатеже суд (судья) в упрощенном (ускоренном) порядке выдает взыскателю документ на принудительное исполнение (приказ), тогда как при наличии расписки должника или кредитного (заемного) договора кредитор может получить исполнительный документ лишь в общеисковом порядке только после вступления в законную силу судебного решения. Ст 129 ГК: вексельный кредитор в случае возражения должника должен будет взыскивать платеж в общеисковом порядке, как и кредитор по договору займа (кредита), в котором последний, однако, не обязан предварительно обращаться к нотариусу (и нести расходы по оплате его услуг). Таким образом, с точки зрения принудительного взыскания долга вексельный кредитор оказывается в худшем положении, чем обычный кредитор по денежному обязательству, что представляется абсурдным.

Ценные бумаги - это прежде всего документы, в которых зафиксированы определенные имущественные права, чаще всего обязательственные (права требования). Иначе говоря, они доказывают существование какого-либо имущественного права, т.е. выполняют доказательственную функцию.

легитимационные бумаги, тоже так или иначе юридически обозначают (легитимируют) субъекта соответствующего права - управомоченное лицо и тем самым также выполняют доказательственную функцию.

Принципиальное различие в правовом режиме ценных и других легитимационных бумаг выявляется только в случаях передачи (отчуждения) зафиксированных ими имущественных прав. Обычно оборот имущественных прав осуществляется в форме их уступки (цессии). Однако при этом приобретатель права не всегда может быть вполне уверен в том, что получил это право именно от управомоченного лица (т.е. что передавший его цедент действительно являлся кредитором по переданному требованию, а например, не участником недействительной сделки); что это право существует именно в том виде и объеме, как оно указано в документе. Необходимость же для цессионария дополнительно убедиться в действительности и объеме получаемого им права и в управомоченности его отчуждателя (цедента) значительно осложняет переход прав и затрудняет их оборот. Поэтому имущественные права, в том числе и задокументированные, значительно менее оборотоспособны, чем вещи. оборот вещей не знает указанных трудностей, ибо передача движимой вещи в собственность приобретателя обычно исключает спор об объеме его права. Более того, допускается добросовестное приобретение движимой вещи даже от ее неуправомоченного отчуждателя (п. 1 ст. 302 ГК РФ), тогда как "добросовестное приобретение права требования" от неуправомоченного лица в гражданском праве невозможно в принципе. В связи с этим потребности имущественного оборота в юридически обеспеченном переходе (отчуждении) имущественных прав могут быть удовлетворены лишь путем закрепления того или иного субъективного права в документе как движимой вещи, причем так, чтобы оно стало принадлежащим единственно и исключительно владельцу этого документа. Тогда переход последнего от одного владельца к другому не только будет означать переход соответствующего задокументированного права, но и сделает возможным его "добросовестное приобретение" вместе с добросовестным приобретением права на документ, т.е. существенно повысит юридическую защиту интересов приобретателя права, овеществленного в документе (в том числе и добросовестного, т.е. беститульного владельца документа).

Иными словами, лишь при условии, что "право из бумаги следует за правом на бумагу", ценные бумаги действительно облегчают оборот имущественных прав, на что совершенно неспособны обычные (легитимационные) документы. Именно овеществление права в документе превращает этот клочок бумаги в ценную бумагу, ибо теперь использовать (осуществить) зафиксированное в ней право может только владелец данного документа (поскольку принять решение об использовании вещи может только ее собственник). К приобретению и отчуждению такого права в принципе применяются нормы об обороте (переходе) вещей, а не прав, включая правила о защите их добросовестных владельцев.

При этом характер и содержание предоставляемой ими защиты различны для отдельных видов ценных бумаг, поскольку они служат разнообразным экономическим целям (кредитным, платежным, инвестиционным, товарообменным) и потому обладают различной оборотоспособностью.

Разумеется, защитная функция в известной мере осуществляется и обычными легитимационными документами (и легитимационными знаками). Однако исполнение со стороны должника по таким документам (знакам) может следовать не только их обладателю, но и лицу, не обладающему документом (знаком), а иным образом доказавшему свое право. Следовательно, такие документы и знаки, в отличие от ценных бумаг, не гарантируют осуществление обязанными лицами исполнения исключительно в пользу их владельцев. Они в большей мере защищают интересы обязанных лиц, которые, осуществив исполнение предъявителю, т.е. фактическому владельцу такого документа или знака, обычно считаются осуществившими его надлежащим образом и потому освобождаются от дальнейшей ответственности перед управомоченным лицом ("либерализационная функция").

Но наличие доказательственной, защитной и либерализационной функций не только у обычных ценных бумаг (предъявительских и ордерных), но и у легитимационных бумаг дает известные основания для объявления и этих последних особой разновидностью ценных бумаг - именными бумагами.

Под цб следует понимать документ, удостоверяющий имущественное право таким образом, что его осуществление (использование) и передача другому лицу невозможны без обладания данным документом. Иначе говоря, только наличие ценной бумаги делает ее владельца лицом, управомоченным по закрепленному в ней праву, в том числе управомоченным на передачу (отчуждение) этого права третьим лицам. Именно в этом состоит юридический смысл ценной бумаги как "овеществленного права", к передаче которого применяются нормы о передаче вещей, а не об уступке прав.( п. 1 ст. 142 ГК РФ, закрепивший определение ценной бумаги как документа, удостоверяющего с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении). Это узкий подход.

Господствующим в цивилистической доктрине считается более широкий подход, обосновывавшийся еще в конце XIX в. Г. Бруннером, согласно которому ценной бумагой следует признавать любой документ, закрепляющий имущественное право таким образом, что для его осуществления необходимо обладание этим документом <1>. С этой точки зрения ценной бумагой следует считать и именной документ, в принципе не предназначенный для передачи (отчуждения) третьим лицам, если он тем не менее требуется управомоченному лицу для осуществления закрепленного в нем права. Такой подход позволяет относить к числу ценных бумаг не только прямо предназначенные для имущественного оборота предъявительские и ордерные ценные бумаги, но и именные ценные бумаги, не рассчитанные на отчуждение (передачу) иным лицам, например, именные сберегательные книжки, именные проездные билеты и т.п. Впрочем, именными ценными бумагами, как правило, признаются не все, а лишь квалифицированные легитимационные бумаги <1>. Исполнение по такой бумаге, как и по любой ценной бумаге, может быть произведено должником только после ее вручения (передачи) ему и, следовательно, невозможно в отсутствие бумаги; более того, оно обычно освобождает должника от возможной впоследствии ответственности перед действительно управомоченным лицом.

Но вместе с тем у них имеются и существенные отличия от обычных цб. Именные ценные бумаги передаются по правилам об уступке прав (цессии), а не по правилам о передаче вещей (п. 2 ст. 142 ГК РФ), что исключает защиту их добросовестных приобретателей и допускает выставление должником определенных возражений против исполнения по бумаге; должник по именной ценной бумаге вправе дополнительно проверить наличие у владельца (предъявителя) бумаги соответствующего материально-правового правомочия.

Такое положение становится прямым следствием отсутствия в определении ценной бумаги специального указания именно на особый порядок передачи (отчуждения) закрепленного ценной бумагой права.

Общее понятие ценной бумаги, закрепленное в п. 1 ст. 142 ГК РФ, сформулировано таким образом, что не исключает признание именных бумаг ценными бумагами, ибо относит к последним документы, предъявление которых хотя и всегда необходимо для осуществления или передачи соответствующих имущественных прав, но, строго говоря, может быть и недостаточным для этого, что характерно как раз для именных ценных бумаг. Более того, п. 1 ст. 145 и п. 2 ст. 146 ГК РФ прямо относят именные бумаги к числу ценных бумаг. Важно, однако, иметь в виду, что отнесение того или иного вида документов к ценным бумагам в соответствии со ст. 143 и п. 1 ст. 144 ГК РФ все равно осуществляется не на основании его соответствия их общему определению, содержащемуся в п. 1 ст. 142 ГК РФ, а только по специальному указанию закона, что дает возможность соблюсти и принцип их закрытого перечня (numerus clausus).

Отдельного рассмотрения заслуживает ставшая в последние годы остро дискуссионной проблема бездокументарных ценных бумаг. Но при этом речь идет о новом объекте гражданских прав - ценных правах (Wertrechte), или "эффектах" <1>, которые хотя и выполняют экономические функции, аналогичные функциям классических ценных бумаг (Wertpapiere), но имеют иной правовой режим. В силу своей "бездокументарности" они не являются ценными бумагами в подлинном смысле слова, и к их обороту лишь по аналогии могут применяться некоторые правила о традиционных ценных бумагах. Однако следует подчеркнуть, что Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", весьма неудачно закрепивший в отечественном правопорядке крайне противоречивую во всех отношениях категорию бездокументарных ценных бумаг, имеет предметом только эмиссионные ценные бумаги и ни в коей мере не распространяет свое действие на иные, классические (документарные) ценные бумаги. Поэтому и институт бездокументарных ценных бумаг (а точнее - "эффектов", или ценных прав) не имеет прямого отношения к традиционному гражданско-правовому институту ценных бумаг: речь идет о гражданско-правовом режиме двух разных видов объектов гражданских прав.

3