Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Kozlova_pravosubektnost_YuL-1.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
54.78 Кб
Скачать

Козлова н.В. Правосубъектность юл

  • Глава I. Пределы правосубъектности юл.

ПАРАГРАФ № 1. ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ЮЛ.

А) В отношении самого понятия "правосубъектность" и его содержания во взглядах ученых нет единства мнений.

  • Различные точки зрения на категорию «правосубъектности»:

  • понятие "правосубъектность" базируется на категориях "правоспособность" и "дееспособность";

  • по мнению Я.Р. Веберса, правоспособность и дееспособность являются основой правообладания, возникновения и существования правосубъектности в любом правоотношении. Однако во многих правоотношениях лицу достаточно обладать только правоспособностью, если отсутствующую дееспособность можно восполнить. Правосубъектность выражает признание лица в качестве субъекта правоотношений вообще, а также квалификацию его в качестве субъекта или возможного субъекта конкретных субъективных прав и обязанностей.

  • ряд ученых полагают, что для признания лица субъектом гражданского права достаточно наделения его гражданской правоспособностью;

  • справедливо замечает О.А. Красавчиков, правоспособность выступает в виде общей основы, определяющей характер и объем прав, которые могут находиться в обладании данного субъекта, однако юридическое понятие правосубъектности складывается из двух основных элементов: правоспособности и дееспособности;

  • правосубъектность личности есть единство ее правоспособности и дееспособности, ее "праводееспособность»;

  • гражданская правоспособность, так и дееспособность есть самостоятельные субъективные права, содержанием которых является юридическая возможность иметь любые допускаемые законом права и обязанности, а также способность собственными действиями приобретать и осуществлять эти права. Правоспособность как субъективное право нельзя смешивать с конкретными субъективными правами (правомочиями), возникшими в результате ее реализации, в соответствии с законом и на основании конкретных юридических фактов.

  • содержание понятия "правосубъектность", или "правовой статус", составляют не только правоспособность и дееспособность, но также иные субъективные права и обязанности. Это комплексная категория, охватывающая все юридические элементы, закрепляющие отношения между государством и лицом в соответствии с его местом в обществе.

  • Господствующая точка зрения в цивилистике: правосубъектность как социально-правовая возможность лица быть участником гражданских правоотношений. Как справедливо указывает В.С. Ем, по своей сути правосубъектность представляет собой право общего типа, обеспеченное государством материальными и юридическими гарантиями.

Правоспособность и дееспособность являются предпосылками и составными частями гражданской правосубъектности лица. Правоспособность есть способность субъекта иметь гражданские права и обязанности. Дееспособность - это способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и создавать для себя обязанности. Кроме того, дееспособность охватывает и деликтоспособность субъекта, т.е. способность самостоятельно нести ответственность за совершенные гражданские правонарушения.

  • Б) Характер правосубъектности ЮЛ:

  • общественное образование, наделенное статусом юридического лица, становится участником различных видов общественных связей. Поскольку юридическое лицо реально выступает субъектом разных отраслей права, его правосубъектность носит многоотраслевой характер;

  • !!! Однако, прежде всего, правосубъектность юридического лица носит гражданско-правовой характер. Как подчеркивает Е.А. Суханов, юридическое лицо есть категория гражданского права, созданная для удовлетворения определенных реальных потребностей имущественного (гражданского) оборота. Юридическое лицо создается, действует и прекращается в соответствии с нормами гражданского права. Любое общественное образование становится участником административных, налоговых, трудовых и прочих отношений лишь постольку, поскольку оно признается субъектом гражданского права - юридическим лицом (гл. 4 ГК РФ). Поэтому возможность некой организации быть субъектом иных отношений производна от ее гражданской правосубъектности.

  • Принцип специальной правоспособности ЮЛ:

Правоспособность ЮЛ как субъекта отличается от правоспособности ФЛ (гражданина).

  • правоспособность гражданина есть способность "иметь гражданские права и нести обязанности", которая в равной мере признается за всеми гражданами. В цивилистике правоспособность гражданина - это принадлежащее каждому гражданину и неотъемлемое от него право, содержание которого заключается в способности (возможности) иметь любые допускаемые законом права и обязанности (п.1. ст. 17 ГК РФ);

  • принцип специальной правоспособности - участие в правоотношениях юридических лиц имеет определенные пределы. Правоспособность юридических лиц предполагается целевой (специальной, ограниченной), допускающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге гражданских правоотношений, ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом или учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Исторические корни специальной правоспособности, или доктрины ultra vires ("сверх силы"), как ее именуют в зарубежных правопорядках, кроются в том, что 1) на ранних этапах развития капитализма первые корпорации создавались в разрешительном порядке и тем не менее нередко использовались для различных махинаций; 2) ограничения в правах объясняются искусственной природой юридического лица.

  • Принцип специальной правоспособности поддержан большинством российских и зарубежных правоведов 19 в. (Gierke, Шершеневич, Синайский, Пергамент и др.).

  • Специальная правоспособность государственных предприятий была установлена ст. 18 ГК РСФСР 1922 г. и Декретом от 2 января 1923 г.

  • Принцип специальной правоспособности юридического лица был сформулирован в ст. 26 ГК РСФСР 1964 г.

  • Современный российский законодатель смягчил правила о специальном характере правоспособности для многих видов юридических лиц. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, т.е. наделены общей (универсальной) правоспособностью, что дает им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях. Тенденция к отказу от принципа специальной правоспособности (доктрины ultra vires), особенно в отношении коммерческих юридических лиц, прослеживается во многих правопорядках (например, в Германии, Англии, Швейцарии, США).

  • В современном российском праве принцип целевой (специальной) правоспособности сохраняется для некоммерческих юридических лиц, для государственных (муниципальных) унитарных и казенных предприятий, хотя они являются коммерческими организациями, а также для указанных в законе отдельных видов коммерческих юридических лиц. Сохранение специальной правоспособности для государственных (муниципальных) унитарных и казенных предприятий, являющихся коммерческими организациями, а также учреждений объясняется отсутствием у них права собственности на имущество, переданное им собственниками-учредителями, в качестве которых выступают соответствующие публично-правовые образования.

  • По мнению ряда исследователей, в российском гражданском праве наряду с принципами общей и специальной правоспособности юридических лиц объективно присутствует принцип исключительной правоспособности юридических лиц, который означает, что разрешение осуществлять определенный вид деятельности одновременно является запрещением на осуществление иных видов предпринимательской деятельности (Козлова не поддерживает это мнение: это излишнее усложнение, введение данного понятия не совсем ясно с теоретической точки зрения).

  • В) Критерии разграничения общей и специальной правоспособности ЮЛ.

  • Есть точка зрения (Слугин, Тотьев) , по которой, помимо общей и специальной правоспособности, также выделяется исключительная, которая имеет два подвида: собственно исключительная и специально-исключительная.

Неудачная классификация, т.к.: 1) неясно, чем исключительная правоспособность как вид отличается от исключительной правоспособности как ее же подвида; 2) автор не разъясняет, в чем заключаются существенные различия между понятиями "исключительная" и "специально-исключительная" правоспособность, и каковы преимущества их практического внедрения.

В общем, введение этих понятий может только запутать правоприменительную практику, создать основания для произвола и злоупотреблений.

  • Авторская позиция: правоспособность юридического лица может быть только двух видов: общая и специальная. Вместе с тем желательно, чтобы законодатель прямо указывал, какие виды юридических лиц обладают общей, а какие - специальной правоспособностью.

Общую правоспособность можно определить как принадлежащее юридическому лицу субъективное право, содержание которого заключается в способности иметь любые гражданские права и обязанности, не запрещенные законом и соответствующие природе юридического лица.

Юридическое лицо, обладающее специальной правоспособностью, может иметь гражданские права, соответствующие предмету (= возможная сфера деятельности ЮЛ) и целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

  • Г) Последствия совершения юридическим лицом сделки, выходящей за пределы его специальной правоспособности.

В соответствии с нормой ст. 173 ГК РФ, даже если орган управления юридического лица, обладающего специальной правоспособностью, совершает сделку, выходящую за ее пределы, такая сделка уже не является абсолютно недействительной (ничтожной). Она может быть признана недействительной судом только по иску самого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, при условии, что будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать о ее незаконности.

Признание "внеуставных" сделок действительными диктуется потребностями торгового оборота, ибо немыслимо требовать от лица, совершающего сделку, чтобы оно предварительно убеждалось в праве контрагента на совершение данной сделки

Ст. 173 ГК РФ направлена на обеспечение стабильности имущественного оборота и защиту более слабых партнеров, вступающих в договорные отношения с юридическими лицами, обладающими специальной правоспособностью.

При этом, целью ограничений следует считать не соблюдение естественных пределов правоспособности, а защиту интересов меньшинства участников корпорации, которые не были согласны с постановлением ее органа. При таком подходе акт, выходящий за пределы уставной цели юридического лица, нельзя рассматривать как ничтожный, а следует признать оспоримым, причем только в размере, в каком он наносит ущерб корпоративным интересам оспаривающего.

Дабы избежать недоразумений, связанных с возможным признанием недействительными "внеуставных" сделок, в уставы даже коммерческих организаций, обладающих общей правоспособностью, обычно включаются практически все возможные виды деятельности.

  • Д) Значение самоограничений, установленных в учредительных документах юридического лица, имеющего общую правоспособность.

П. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" - коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматьсяэто положение нередко трактуется как возможность установления специальной правоспособности для конкретного юридического лица не только законом, но также его учредительными документами.

Это не так: