Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Задачи. Тема 43-1.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
22.96 Кб
Скачать

ЗАДАЧА 11

Могут ли акции быть предметом договора купли-продажи?

Согласно п. 2 ст. 454 ГК, «К купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если законом не установлены специальные правила их купли-продажи».

Однако суды совершенно не обсуждают, в какой степени и при каких условиях понятие «качества» применимо к акциям и долям.

Можно ли применить понятие «качество» к акциям? Какие характеристики будут определять качество акции?

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2010 по делу № А56-78909/2009, 1ААС от 09.10.2013 по делу № А43779/2013): ИП обратился в суд с кассационной жалобой. Граждан купил акции АО, потом общество продало единственный актив – недвижимое имущество. Это, по мнению истца, снизило стоимость акций. Нижестоящие суды с такой трактовкой не согласились. В кассационной жалобе гражданин требовал снизить покупную стоимость акций, указывал на покупку акций ненадлежащего качества. Суд не поддержал позицию ИП. Договор не предусматривал связку «цена акций – стоимость активов компании».

Постановление ФАС Уральского округа от 06.05.2010 по делу № А60-48826/2009-СР: госпредприятие направило кассационную жалобу, требуя в изначальном заявлении уменьшить покупную цену по договору купли продажи акций. Суд поддержал данное требование, так как стоимость компании не соответствовала действительности. Суд установил, что в составе общего имущества компании необоснованно учитывались 13 объектов недвижимости. Товар был ненадлежащего качества, продавец не оговорил изначально ситуацию.

ФАС МО 11.06.2013 по делу N А40-54975/12-22-529 канал «Московия»: у «Московии» обнаружились долги, не раскрытые продавцом при продаже акций.

ФАС МО: у договора имелось «Приложение А», содержащее список предоставляемых продавцом «заверений и гарантий». Помимо прочего, продавец «заверял и гарантировал», что у компании отсутствует нераскрытая задолженность – то есть прямое заверение.

«Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи» (п. 1 ст. 469 ГК), и что «[в] отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы» (п. 2 ст. 476 ГК).

Очевидно, кассация считает «заверения и гарантии», предоставленные продавцом акций, не чем иным, как «гарантией качества товара», действующей так же, как и в случае купли-продажи «обычных» товаров.

 Суды признали, что ввиду недостоверности предоставленных продавцом «заверений и гарантий» покупатель имел право, как и предусмотрено договором, удержать из выкупной цены сумму обнаружившихся долгов.

Можно ли расценивать ознакомление с учредительными документами, документами бухгалтерской отчетности и остальными документами, связанных с деятельностью компании, как заверения об обстоятельствах?

Вероятно, да.

Согласно п.п. 1, 2, 4 ст. 431.2 ГК РФ, «Сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку», и «Сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, наряду с требованием о возмещении убытков или взыскании неустойки также вправе отказаться от договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон», и 4. Последствия, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются к стороне, давшей недостоверные заверения при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно и в связи с корпоративным договором либо договором об отчуждении акций или долей в уставном капитале хозяйственного общества, н.езависимо от того, было ли ей известно о недостоверности таких заверений, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

В случаях, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, предполагается, что сторона, предоставившая недостоверные заверения, знала, что другая сторона будет полагаться на такие заверения.

Таким образом, рассматривая предоставленные документы как «заверения об обстоятельствах», следует сделать вывод, что они не содержали достоверные сведения о деятельности АО «Фейерверк».

То есть требования необоснованные, только если при изучении учредительных документов, бухгалтерской отчетности и остальных при разумной предусмотрительности следовали те последствия, которые выявились после оплаты по договору.

ЗАДАЧА 8

Возможно ли было заключение договора купли-продажи между аптекой и фармацевтической оптовой торговой организацией?

Да, возможно.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 53 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 N 61-ФЗ (далее – ФЗ о лекарствах), «организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке: <…>

3) Аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям…».

Согласно ст. 506 ГК РФ, «По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием».

Обязательно ли указание срока годности на лекарства?

Да, обязательно.

Согласно п. 1 ч. 1 и ч. 10 ст. 46 ФЗ о лекарствах, «лекарственные препараты должны поступать в обращение, если: 1) на их первичной упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата … срок годности…», и «на транспортную тару, которая не предназначена для потребителей и в которую помещено лекарственное средство, должна наноситься информация о наименовании… а также о сроке годности лекарственного средства и об условиях его хранения и перевозки».

Является ли срок в данном случае основанием для оспаривания сделки?

Согласно п. 2 ст. 472 ГК РФ, «по общему правилу товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности».

Согласно п. 2 ст. 469 ГК РФ, «При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется». Согласно абз. 2 п. 2 ст. 469 ГК РФ, «если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями».

Таким образом, продавец передал товар надлежащего качества, который аптека могла использоваться в соответствии со своими обычными целями – продажа товара.