Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

!!Экзамен зачет 2023 год / Konstruktsia_Prava_Na_Pravo

.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
199.28 Кб
Скачать

Диссертант указывает, что все предложенные в отечественной юридической литературе определения субъективного гражданского права можно свести к трем группам: 1) субъективное право как мера возможного (дозволенного) поведения управомоченного лица; 2) право как возможность требования определенного поведения от обязанных лиц; 3) комбинационный подход, подчеркивающий необходимость указания при определении субъективного права как на поведение обязанного лица, так и на поведение, дозволенное управомоченному лицу.

Наиболее обоснованным признается подход, согласно которому сущность субъективных прав состоит в том поведении, которое дозволено самому управомоченному лицу. Ведь определяя понятие субъективного права, нужно, прежде всего, установить каким образом может себя вести сам носитель этого права. При этом категория «мера возможного поведения» является довольно емкой. Возможное поведение управомоченного включает в себя как те действия, которые непосредственно удовлетворяют его интересы и для совершения которых не нужно содействия каких-либо иных лиц (пользование вещью, использование авторского произведения и т. д.), так и те действия, которые сами по себе к удовлетворению интереса управомоченного не приводят (предъявление требований к обязанным лицам об исполнении возложенных на них обязанностей).

В исследовании отмечается, что в науке гражданского права объект правоотношения, как правило, рассматривается либо как то, на что направлено правоотношение, либо как то, по поводу чего правоотношение возникает и существует.

Если правоотношение рассматривать как особое идеальное отношение, представляющее собой юридическую связь субъектов, то с позиций философского подхода объектом правоотношения может быть только поведение его участников, так как только оно способно реагировать на правовое воздействие. Но признание поведения объектом того или иного правоотношения практически ничего не дает для его содержательной характеристики. Такая характеристика будет неполной, если не будет указана та субстанция, на которую направлено само поведение субъектов. Поэтому диссертант придерживается функционального подхода к определению объекта правоотношения. Такой подход позволяет отнести к числу объектов правоотношения различные материальные и нематериальные объекты, в том числе субъективные гражданские права.

В работе указываются обстоятельства, послужившие предпосылками для включения субъективных прав в гражданский оборот. Отмечается, что субъективные права приобретают свойства самостоятельных имущественных ценностей и способны удовлетворять специфические потребности участников оборота.

Диссертантом обосновывается возможность передачи и вообще перехода субъективных прав от одних лиц к другим. При этом права не могут передаваться по правилам передачи вещей. При помощи термина передача могут обозначаться разные явления. Так, например, информация может передаваться и без отчуждения от ее носителя. Также и с субъективным правом, которое, являясь идеальной субстанцией, имеет особые способы передачи. Передача права (а равно и обязанности) означает, что оно прекратилось для прежнего носителя и одномоментно возникло в лице нового.

Законодательное признание концепции «права на право» в нашей стране произошло только в 90-е годы. Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации1 включила имущественные права в число объектов гражданских прав, а статья 454 Кодекса2 распространила положения о купле-продаже на продажу имущественных прав. Кроме того, появился новый для отечественного права институт бездокументарных ценных бумаг.

Отмечается также, что концепция «права на право» не должна служить основанием для создания бесконечности прав, то есть установления сначала права на право, затем права на право на право и так далее. Для признании права объектом содержательно идентичного субъективного права, например, права собственности объектом права собственности нет ни оснований, ни практической надобности. Субъективное право должно признаваться объектом такого права, которое предоставляет своему обладателю совершенно иные возможности. Тем самым, между данными правами устанавливается функциональная взаимосвязь.

вещное право может иметь своим объектом не только вещи, но и субъективные права

Анализ правомочий, составляющих содержание вещных прав, позволил автору прийти к выводу, что субъективные права в качестве объектов прав вещных выступать не могут, поскольку обладатель субъективного права не может быть наделен правомочиями по владению и пользованию. Так, правомочие владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства над имуществом, возможность фактического обладания им. Под правомочием пользования следует понимать возможность потребления (присвоения) полезных свойств имущества, возможность извлечения из него плодов и иных доходов. Владение и пользование предполагают некое фактическое воздействие. Но субъективные права - это идеальные явления. Поэтому никакое владение или пользование в традиционном смысле в отношении субъективных прав не может иметь места. Воздействие, которому могут подвергаться права, наблюдается исключительно в правовой плоскости. В отношении прав правильнее говорить не о владении и пользовании ими, а об их принадлежности и об осуществлении прав.

право собственности может рассматриваться как наиболее полное абсолютное право, закрепляющее принадлежность не только вещей, но и иного имущества и выражающееся в отношении к имуществу, как к своему. При таком понимании вполне обоснованным становится отнесение к объектам права собственности субъективных прав. В этом смысле право вещной собственности следует рассматривать лишь как разновидность более общей категории.

Вывод о том, что субъективные права могут быть объектами права собственности, позволяет применять к отношениям по поводу субъективных прав нормы права вещной собственности по аналогии

В первом параграфе «Переход абсолютного субъективного права на обязательственные права» отмечается, что механизмом передачи не оформленных в ценной бумаге обязательственных прав требования является цессия. При этом собственно сделка уступки права (цессии) должна отличаться от сделки, которая лежит в основании такой уступки. Договор, который лежит в основании уступки, сам по себе право требования не переносит, а лишь создает

обязанность по передаче такого права, то есть является обязательственной сделкой. Сама же сделка уступки относится к числу распорядительных сделок, поскольку ее совершение непосредственно влечет переход права от цедента к цессионарию. Распорядительная сделка цессии и договор, служащий для нее основанием, могут совершаться одновременно и оформляться одним документом. Но и в этом случае имеют место две сделки. Договор уступки в результате этого не утрачивает своей самостоятельности.

Моментом перехода обязательственного права является момент вступления в силу договора цессии. По мнению диссертанта, в этот же момент на нового кредитора переносится и абсолютное право на требование. Сделка уступки, таким образом, одновременно является средством передачи права собственности на требование.

Москалец М А

Диссертации по праву: http://lawtheses.com/subektivnye-grazhdanskie-prava-kak-obekty-grazhdanskih-prav-i-obyazannostey#ixzz3njbo7wIh