Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Белов_Форма договора уступки требования и последствия ее несоблюдения.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
57.79 Кб
Скачать

Форма договора уступки требования и последствия ее несоблюдения

Вопрос о форме договора сингулярной сукцессии (активной цессии или уступки требования) регламентируется, главным образом, нормами ст.389 Гражданского кодекса РФ*(1).

Форма договора сингулярной сукцессии de lege lata и в гражданско-правовой науке

По общему правилу уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме, т.е. простой письменной или нотариальной. Уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.

Каких-либо специальных предписаний о форме договора сингулярной сукцессии требований, возникших из устных сделок, а также юридических фактов, не являющихся сделками (например, из событий, юридических поступков, административных актов, судебных решений, причинения вреда, неосновательного обогащения) не установлено. Следовательно, должны применяться общие предписания, которые состоят в следующем.

Общее правило п.1 ст.159 ГК РФ позволяет заключить, что сделки уступки перечисленных требований могут быть совершены и устно, если иное не установлено законом или соглашением сторон. Особые условия законодательно введены для двух разновидностей соглашений:

а) сделок юридических лиц между собой и с гражданами;

б) сделок граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Указанные сделки должны совершаться в простой письменной форме (п.1 ст.161 ГК РФ).

Не требуется письменной формы для сделок (даже двух упомянутых категорий), если эти сделки исполняются при самом их совершении, а также если они совершаются во исполнение письменного договора (п.2, 3 ст.159, п.2 ст.161 ГК РФ).

Следуя содержанию рассмотренных норм ГК РФ, можно заключить, что современный российский законодатель придерживается взгляда, согласно которому форма договора сингулярной сукцессии зависит от формы сделки, из которой возникло уступаемое требование. Такой взгляд можно обозначить термином теория зависимости (формы одной сделки от формы другой). Теорию зависимости можно без преувеличения назвать господствующей в русской цивилистической литературе*(2).

Теория зависимости имеет распространение не только как самостоятельное научное направление, но и входит составной частью в иную теорию формы сингулярной сукцессии - теорию общего правила. В противовес теории зависимости ее сторонники утверждают, что цессия подчиняется общим правилам о форме сделок вообще и о форме договоров в частности. Большинство сторонников этого взгляда исходило из правила ст.128 ГК РСФСР 1922 г.*(3), которая и в самом деле устанавливала, что "уступка требования и перевод долга должны быть совершены, поскольку в законе нет специальных указаний, в форме, установленной для договоров вообще". Но поскольку буквально тут же следовало "специальное указание" закона ("уступка требования или перевод долга, вытекающих из договора, совершенного в письменной форме, во всяком случае, должны быть облечены в такую же форму"), теория общего правила оказывалась органически соединенной с теорией зависимости: общие правила работали только тогда, когда речь не шла о требовании, возникшем из письменного договора. Получился своеобразный гибрид двух теорий - общего правила и зависимости. Точку зрения сторонников такой смешанной теории можно встретить и в современной литературе*(4).

Теориям общего правила и зависимости традиционно противостояла теория письменности*(5) - взгляд, согласно которому договор сингулярной сукцессии во всех случаях должен быть совершен в письменной форме.

Гражданским кодексом установлено, что "уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается путем индоссамента на этой ценной бумаге" (п.3 ст.146, п.3 ст.389). Буквальное толкование данных предписаний позволило ряду ученых прийти к совершенно ложному выводу о том, что индоссамент - это не более чем особенная форма договора уступки требования, так называемая передаточная надпись*(6).

В действительности термином "индоссамент" обозначается не только надпись о сделке, но и прежде всего сама сделка, приводящая к сингулярному обязательственному правопреемству. К сожалению, большинство современных авторов, не специализирующихся на вопросах теории ценных бумаг, ошибочно полагают, что индоссамент представляет собой особую разновидность договора уступки требования*(7). Приятное исключение представляет правильное мнение Е.В.Кабатовой*(8) о том, что индоссамент и договор уступки требования не имеют между собой каких-либо общих юридически значимых черт, что индоссамент не является разновидностью уступки*(9).