Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Учебный год 2023-2024 / Чёрный ры́нок — социальный институт теневой экономики в части незаконного обращения товаров и услуг на рынке.docx
Скачиваний:
69
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
42.36 Кб
Скачать

Чёрный ры́нок — социальный институт теневой экономики в части незаконного обращения товаров и услуг на рынке. В экономике чёрный рынок является подклассом института рынка и подчиняется тому же закону спроса и предложения. Существенными отличительными чертами чёрного рынка является отсутствие в нем прямого государственного регулирования и налогообложения, поскольку чёрный рынок существует вне правовой системы конкретного общества, нарушая сложившийся в нем правопорядок. Вместе с тем регулирование, осуществляемое международными органами и региональными, национальными, субнациональными и местными органами власти, оказывает на чёрный рынок опосредованное воздействие — посредством международных соглашений, региональной или национальной политики (в том числе экономической политики), законодательства, надзора, контроля и правоохранительных мер.

Почесму появляется: Чёрный рынок охватывает товары, которые по какой-либо причине отсутствуют в оптовой или розничной торговле; услуги, по какой-либо причине не предлагаемые экономическими субъектами, оказывающими услуги в установленном законодательством порядке; а также товары и услуги, при реализации которых на рынке экономические субъекты уклоняются — намеренно или в силу незнания соответствующих норм права — от уплаты установленных пошлин, налогов и сборов. Причины недоступности товаров и услуг на «белом рынке» могут быть разные и зависят от множества факторов, включая особенности экономической системы страны или административного образования; особенности национального/местного законодательства; товарный дефицит; текущую экономическую ситуацию и другие факторы. Так, на куплю-продажу определенных предметов товарообмена в одной стране (или административном образовании) может не существовать никаких ограничений со стороны органов власти, в другой стране их обращение на рынке является предметом целенаправленного регулирования, а в третьей эти же предметы могут быть запрещены (например, контрафактные изделия, сексуальные услуги, эвтаназия, клонирование человека, аборт, порнографическая продукция, агитационная литература, конопля и другие слабые наркотические вещества, спиртные напитки, боевое огнестрельное оружие, боеприпасы)[1]. Некоторые товары и услуги являются предметами международного запрета, охватывающего страны, присоединившиеся к соответствующим международным конвенциям; обращение таких предметов осуществляется исключительно в рамках черного рынка (например, торговля людьми, сильнодействующие наркотики, бутлег). В силу вышеуказанных обстоятельств, география чёрного рынка для определенной продукции может быть международной, региональной, национальной или местной, в то время как содержание чёрного рынка определяется его конъюнктурой. Номенклатура обращаемой на чёрном рынке продукции разнообразна — от тривиальной (например, контрафактная продукция, незаконная вырубка леса) до экзотической (например, рога носорогов, бронетехника, радиоактивные отходы, ядерное топливо).

Чёрный рынок тесно связан с контрабандой. Наиболее масштабные и прибыльные отрасли чёрного рынка — незаконная торговля наркотиками, оружием и военной техникой, проституция, нелегальный игорный бизнес — контролируются организованной преступностьюи зачастую «крышуются» коррумпированными правоохранительными органами[2].

Классическим примером чёрного рынка является подпольная торговля спиртными напитками во время сухого закона.

5. Основные причины образования черных рынков

Первая причина — это налоговая система государства. Множество людей, пытаясь уйти от уплаты налогов, прибегает к теневым схемам, чтобы сохранить свои деньги. Вторая причина — это дефицит товаров, и не обязательно, чтобы они были вне закона. Вспомни даже времена СССР, когда полки магазинов были пусти и приходилось доставать все из-под полы. И, конечно же, специфичность некоторых товаров, которые запрещены к производству и реализации по всему миру. Их можно раздобыть лишь на черном рынке.

6. Как появился черный рынок

Рассказать, как он возник, очень сложно, потому что как продавцы, так и покупатели всеми силами пытаются сохранить тайну своей личности. Но известно, что первые незаконные рынки начали появляться в Китае, и на них была представлена точно такая же продукция, которую можно найти у обычных продавцов, но по более низкой цене. Здесь причиной стала конкуренция. В Европе формирование незаконных рынков произошло примерно в 1315 году из-за великого голода. Люди спекулировали зерном, продажа которого строго ограничивалась и была запрещена.

Немедленно после завершения Второй мировой войны в США начались горячие дебаты по поводу того, следует ли ликвидировать созданное в военное время Управление по регулированию цен (Office of Price Administration – OPA) и к чему приведет ликвидация правительственного контроля над ценами. Сторонники отмены ценового регулирования доказывали, что поскольку государственные меры контроля ограничивают предложение товаров, цены на черном рынке (точнее, на сером рынке, поскольку отношение к нему было терпимым) оказываются более высокими, чем они были бы на свободном рынке. В таком случае отмена регулирования должна привести к полной легализации черного рынка и снижению уровня цен. Прояснению этой проблемы способствовала разработка экономической теории черных рынков.

“Первый вклад в теорию черных рынков внес в 1947 г. Боулдинг(2), который… исходил из следующих предпосылок:

  1. максимальная цена [легального рынка] устанавливается ниже равновесной цены, по которой товар может быть легально продан;

  2. легальный рынок предлагает то количество товаров, которое предлагалось бы на свободном рынке по регулируемой цене, и это количество распределяется между потребителями в соответствии с определенной формой рационирования(3);

  3. установлены штрафы как для покупателей, так и для продавцов, которые торгуют по ценам выше легального максимума (именно такую торговлю К. Боулдинг и называет черным рынком)” (с. 27).

Исходя из этих предпосылок, К. Боулдинг стал строить кривые совокупного спроса и предложения (суммирующие и официальный, и черный рынки), соответствующие ценам черного рынка. Он доказал, что эти кривые будут находиться внутри кривых свободного рынка, потому что действующие на черном рынке продавцы и покупатели несут дополнительные издержки – штрафы и моральный дискомфорт. В результате пересечение этих кривых соответствует более низкому объему продаж, чем это было бы на свободном рынке, причем цена черного рынка может быть как выше, так и ниже цены свободного рынка, – это зависит от соотношения дополнительных издержек, возлагаемых на продавцов и покупателей черного рынка. Цены черного рынка будут тем ниже, чем выше штрафы для потребителей и чем они ниже для производителей. Поскольку в реальной действительности наказанию в США подвергали производителей и продавцов, а не потребителей и покупателей, К. Боулдинг пришел к выводу, что во время Второй мировой войны цены американского черного рынка оказывались выше уровня цен свободного рынка, а потому отмена ценового регулирования приведет к снижению цен ниже ранее существовавших на черном рынке.

Модель ценообразования по K. Боулдингу показана на рис. 1, где D и S – спрос и предложение на обычном рынке, Q* – то количество товара, которое будет реализовано по назначенной правительством цене Р*, ВD и BS соответствуют спросу и предложению на черном рынке, а цена черного рынка P2 ниже цены свободного рынка P1. В этом графическом примере изображена та любопытная ситуация, когда цена черного рынка оказывается ниже рыночной, и отмена регулирования цен привела бы к их росту.

Предложенный K. Боулдингом подход к формированию совокупного спроса был немедленно оспорен другим американским экономистом, A. Плюмтрэ(4). Плюмтрэ указал, что модель Боулдинга основана на еще двух подразумеваемых, но не оговоренных предпосылках:

  1. на товар, который продается на черном рынке, тратится незначительная часть покупательских расходов;

  2. покупатели, приобретающие товар по официальной цене, не занимаются его перепродажей на черном рынке за более высокую цену.

По мнению A. Плюмтрэ, K. Боулдинг не проанализировал ситуацию, когда не выполняются предпосылки (4) и (5), а потому и количество покупаемых товаров, и цены на черном рынке окажутся на самом деле выше, чем в модели K. Боулдинга.

Рис. 1. Ценообразование на черном рынке по Боулдингу (c. 28).

Рис. 2. Ценообразование на черном рынке по Плюмтрэ (c. 28).

A. Плюмтрэ предложил рассмотреть ситуацию, когда по официальным каналам весь нормируемый товар распределяется только между бедными, а богатые не получают ничего. Богатые будут готовы заплатить на черном рынке гораздо большую цену, чем та, что соответствует кривой спроса D, а потому цена черного рынка возрастет. Поэтому кривая несдерживаемого спроса (uninhibited demand – UD) будет проходить над кривой спроса свободного рынка. Это утверждение A. Плюмтрэ, указывает Д. Баттерворс, основано на совершенно ошибочном применении теории снижающейся предельной полезности. Правильная интерпретация в те годы так и не была предложена. Речь должна идти о том, что любое распределение, отличающееся от свободного рыночного, вовлекает кого-нибудь, у кого предельная полезность будет ниже цены спроса и кто готов поэтому заплатить более высокую цену. Это означает, что “при любом распределении, отличающемся от свободного рынка, кривая несдерживаемого спроса должна лежать выше кривой спроса свободного рынка” (с. 29), независимо от особенностей благосостояния индивидов или других их атрибутов. К данному выводу можно прийти и без отсылок к теории снижающейся предельной полезности, используя лишь современную концепцию предпочтений.

Таким образом, хотя доводы Плюмтрэ были не вполне правильными, однако сам его вывод вполне справедлив. Итак, если существует перепродажа, то кривая несдерживаемого спроса будет полностью совпадать с кривой спроса свободного рынка. Если же перепродажи нет, то кривая несдерживаемого спроса будет совпадать с кривой спроса свободного рынка при любых ценах, по которым ни один потребитель не получает по каналам официального распределения больше желаемой потребительской нормы, и кривая несдерживаемого спроса будет расположена выше кривой спроса свободного рынка при любых ценах, по которым любой потребитель получает по каналам официального распределения больше желаемой нормы потребления.

Опыт показывает, что типичные товары, цены которых государство берет под контроль, – это пища, топливо и одежда, т. е. те товары, на приобретение которых уходит относительно большая часть расходов. Более того, расходы на эти товары занимают более высокую долю в бюджетах небогатых людей, их потребление не зависит от цен и уровня доходов. Следовательно, предпосылка (4) о низком уровне расходов выглядит сомнительно. Не меньшие сомнения вызывает и предпосылка (5) об отсутствии перепродажи. Если производители могут найти на черном рынке покупателей, вряд ли эти покупатели, постоянно контактируя друг с другом, не смогут перепродавать товары друг другу. Аналогично, люди, располагающие избытками рационируемых товаров, обычно не подвергаются ни штрафам, ни моральному осуждению при их перепродаже. Таким образом, вывод Плюмтрэ был верным, но его предпосылки сомнительны.

Когда в 1948 г. К. Боулдинг издал исправленный вариант своей статьи, он включил туда ссылку на замечания А. Плюмтрэ. В 1950 г. появились замечания на эту новую версию модели К. Боулдинга, высказанные А. ДасГуптой и схожие с замечаниями А. Плюмтрэ(5). ДасГупта обратил внимание на то, что совокупное предложение на официальном рынке будет зависеть от цены на черном рынке и от степени ограничений продаж на черном рынке. Если повысится цена на черном рынке, то с официального на черный рынок будет переходить все большее количество товаров, что уменьшит официальное предложение. Этот феномен был назван “вторжением”(encroachment).

ОРУЖИЕ

В России с 2014 года отмечается устойчивый рост числа преступлений, связанных с нелегальной торговлей оружием. Если два года назад было зарегистрировано 26,5 тыс. подобных деяний, то, как сообщили в Генпрокуратуре «Газете.Ru», в прошлом году было отмечено на 3,2% больше подобных фактов — 27,3 тыс. Кроме того, по данным ведомства, только с января по август 2016 года в РФ зарегистрировано 19,7 тыс. фактов незаконной продажи огнестрельного оружия, что на 1,9% больше аналогичного прошлогоднего показателя.

Масштабы, в которых россияне вооружаются нелегальными путями, впечатляют. Сообщения криминальной хроники — лишь верхушка айсберга, но и они довольно показательны. Так, 18 октября 2016 года на юго-востоке Москвы полицейские нашли подпольную фабрику по изготовлению оружия. Из мастерской было изъято 83 единицы гладкоствольного огнестрельного оружия, две единицы нарезного огнестрельного оружия, 1460 единиц боеприпасов разного калибра, один прибор для бесшумной стрельбы и 13 единиц основных частей огнестрельного оружия.

Среди обнаруженного были как вполне традиционные для России автомат Калашникова или обрез от винтовки Мосина, так и экзотический для нашей страны немецкий пистолет Stock образца 1921 года и магазин к нему. Сам Бекаревич уверял, что найденные у него предметы — это макеты оружия, которые не могут стрелять. Тем не менее экспертиза показала, что все это именно боевое оружие, пригодное к использованию.

Эхо войны

По словам оперативников, в последнее время основной источник поставок оружия на нелегальный рынок изменился. «Раньше две трети «стволов» в Центральную Россию шли с Северного Кавказа. И достаточно много сотрудников ФСБ и МВД работали конкретно по этому каналу. Однако начиная с 2014 года у Северного Кавказа появился серьезный конкурент — это Украина. Сначала оружие пошло с разграбленных складов МВД центральной и западной частей этой страны, потом, само собой разумеется, и из Донбасса», — рассказал «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах.

Однако главный редактор газеты «Столичный криминал» Эрик Котляр считает, что, несмотря на события в Донбассе, основные источники поставки оружия на черный рынок за последние лет десять не изменились. «Насколько мне известно, стабильного канала поставки оружия из Донбасса в Россию нет. Да, есть случаи, когда этим начинают заниматься люди, которые участвовали в боевых действия в Донбассе. Но общую картину они меняют незначительно.

А вот настоящее зло, с которым трудно что-либо сделать, — это продажа боевого оружия «налево» с армейских арсеналов.

Человек любит деньги, так уж он устроен. И среди военнослужащих, к сожалению, есть немалый процент тех, кто пользуется своим положением и незаконно продает оружие из воинских частей. У нас одних только пистолетов ТТ на складах хранятся сотни тысяч. Они уже давно не состоят на вооружении ведомств и министерств, но в резерве числятся. В том числе часть из них и продается с арсеналов частей в частные руки», — рассказал «Газете.Ru» эксперт.

По его словам, иногда в целях наживы подобными делами занимаются и полицейские, только они торгуют не теми «стволами», которые им выдало государство, а оружием, изъятым в ходе обысков. «Часть изъятого они не регистрируют, а используют в своих целях. Могут и продать кому-то. Хотя такие случаи тоже единичны», — продолжает Котляр.

Еще одним серьезным источником пополнения нелегального рынка оружия стали так называемые черные копатели, которые ищут оружие на местах сражений Великой Отечественной войны. «Казалось бы, все эти винтовки и пистолеты давно превратились в куски ржавого металла и не могут быть использованы по назначению. Однако за последние годы у нас появилось достаточно умельцев, которые восстанавливают до приемлемого уровня качества обнаруженное оружие и даже боеприпасы к нему. Такие люди были и в советское время, но сейчас они стали использовать свои навыки, чтобы обогатиться», — рассказал Котляр.

Эксперт также отметил, что на рынке нелегальных «стволов» немалую долю составляет травматическое оружие, переделанное под стрельбу боевыми патронами. «Конечно, подобные поделки зачастую крайне низкого качества, но для одноразового использования они вполне подходят. Наконец,

есть и мастера, которые делают «самопалы», по качеству ни в чем не уступающие заводским образцам, а порой и превосходящие их.

Впрочем, такие люди тоже редкость. А в целом же можно сказать, что причина большого числа преступлений, связанных с незаконной продажей оружия, в том, что его просто очень много в стране, как легального, так и нелегального. Соответственно, находится немало людей, которые хотят с его помощью поправить свое материальное положение», — сказал главред «Столичного криминала».