Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
21.95 Кб
Скачать

Задача 1. На заседании совета директоров АО «Лагуна» было принято решение об отказе акционеру, владеющему 15% обыкновенных именных акций общества, в проведении внеочередного общего собрания акционеров. В качестве причины отказа было отмечено указание в требовании о проведении собрания сокращенного, а не полного наименования владельца акций. Общее число членов совета директоров 7, «за» проголосовало 5 человек. При этом один из членов совета директоров воздержался, другой проголосовал «против», а третий, проголосовав «за», указал в протоколе свое особое мнение. Последний отметил, что решение противоречит действующему законодательству, однако он был вынужден голосовать «за» в связи с директивой, полученной от выдвинувшего его в совет директоров акционера, — общества ООО «Холдинг плюс».

Впоследствии на основании заявления акционера, которому было отказано в проведении собрания, в отношении членов совета директоров территориальное учреждение Банка России возбудило административное дело.

На основании какого положения действующего законодательства должно возбуждаться административное дело? Кто из членов совета директоров подлежит привлечению к административной ответственности, а кто нет?

Решение:

Согласно пункту 1 статьи 55 ФЗ «Об акционерных обществах» внеочередное общее собрание акционеров проводится по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы, требования ревизионной комиссии общества, аудитора общества, а также акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества на дату предъявления требования.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 49 ФЗ «Об акционерных обществах» голосующей акцией общества является обыкновенная акция или привилегированная акция, предоставляющая акционеру – ее владельцу право голоса при решении вопроса, поставленного на голосование.

Следовательно, право на созыв внеочередного общего собрания акционеров он имел.

Как сказано в пункте 5 статьи 55 ФЗ «Об акционерных обществах», в случае, если требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров исходит от акционеров (акционера), оно должно содержать имена (наименования) акционеров (акционера), требующих созыва такого собрания, и указание количества, категории (типа) принадлежащих им акций.

Выходит, что если инициатор указал не полное, а сокращенное имя, то основание для отказа было.

Если же он все-таки все сделал правильно, то дело должно быть возбуждено в соответствии с частью 1 статьи 15.23.1 КоАП РФ:

Статья 15.23.1. Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов

1. Незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), а равно незаконный отказ или уклонение от внесения в повестку дня общего собрания акционеров вопросов и (или) предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию акционерного общества либо кандидата на должность единоличного исполнительного органа акционерного общества -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Судебная практика?

Задача 3. Индивидуальный предприниматель Финкельштейн Иван Петрович обратился в Арбитражный суд г. Костромы к ООО «Регистр» с иском о понуждении внести запись в реестр акционеров АО «Антарктида». По мнению истца, запись должна представлять собой лицевой счет данного индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве доверительного управляющего. Кроме того, истец потребовал зачислить на его счет обыкновенные именные акции АО «Антарктида».

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, между ИП Финкельштейном и гражданином Кукиным Сергеем Сергеевичем был заключен договор доверительного управления 5 000 обыкновенных именных акций АО. Однако, когда ИП Финкельштейн обратился к ООО «Регистр» с целью внесения записи в реестр акционеров, последний отказал ему в этом.

Правомерны ли действия ООО «Регистр»?

Какое решение должен принять суд? Ответ обоснуйте.

Решение:

ЧЕСТНО ГОВОРЯ, БЕЗ ПОНЯТИЯ КАК ЭТО РЕШАЕТСЯ ¯\_()_/¯

Статья 1025. Передача в доверительное управление ценных бумаг

При передаче в доверительное управление ценных бумаг может быть предусмотрено объединение ценных бумаг, передаваемых в доверительное управление разными лицами.

Правомочия доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами определяются в договоре доверительного управления.

Особенности доверительного управления ценными бумагами определяются законом.

Правила настоящей статьи соответственно применяются к правам, удостоверенным бездокументарными ценными бумагами (статья 149).

Статья 5. Деятельность по управлению ценными бумагами

Деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим.

Наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.

Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством Российской Федерации и договорами.

Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего.

В случае, если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов одного управляющего, о котором все стороны не были уведомлены заранее, привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством.

Управляющий вправе при осуществлении деятельности по управлению ценными бумагами приобретать ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, и заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, предназначенными для квалифицированных инвесторов, только при условии, что клиент является квалифицированным инвестором.

Последствиями совершения управляющим сделок с ценными бумагами и заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, в нарушение требования, предусмотренного частью седьмой настоящей статьи, являются:

  • возложение на управляющего обязанности по требованию клиента или по предписанию Банка России продать ценные бумаги и прекратить договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами;

  • возмещение управляющим клиенту убытков, причиненных в результате продажи ценных бумаг и прекращения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;

  • уплата управляющим процентов на сумму, на которую были совершены сделки с ценными бумагами и (или) заключены договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами. Размер процентов определяется правилами статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае положительной разницы между суммой, полученной в результате продажи ценных бумаг (исполнения и прекращения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами), и суммой, уплаченной в связи с приобретением и продажей ценных бумаг (заключением, исполнением и прекращением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами), проценты уплачиваются в сумме, не покрытой указанной разницей.

Иск о применении последствий совершения управляющим сделки в нарушение требования части седьмой настоящей статьи может быть предъявлен клиентом в течение одного года с даты получения им соответствующего отчета управляющего.

Управляющий обязан осуществлять учет ценных бумаг, являющихся объектом доверительного управления, по каждому договору доверительного управления.

Управляющий по своему усмотрению осуществляет все права, закрепленные ценными бумагами, являющимися объектом доверительного управления. Договором доверительного управления может быть установлено ограничение на осуществление права голоса.

Управляющий, если право голоса по указанным ценным бумагам не ограничено договором доверительного управления, несет предусмотренные законом обязанности, связанные с владением ценными бумагами, являющимися объектом доверительного управления.

Если в соответствии с договором доверительного управления управляющий не уполномочен осуществлять право голоса на общем собрании владельцев ценных бумаг, в том числе на общем собрании акционеров, общем собрании владельцев инвестиционных паев, общем собрании владельцев ипотечных сертификатов участия, он обязан предоставить информацию об учредителе управления для составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев ценных бумаг, а также по требованию учредителя управления дать депозитарию указание (инструкцию) о реализации учредителем управления права голоса.

Управляющий вправе самостоятельно обращаться в суд с любыми исками в связи с осуществлением им деятельности по управлению ценными бумагами, в том числе с исками, право предъявления которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено акционерам или иным владельцам ценных бумаг. В случае обращения управляющего в суд в связи с осуществлением им деятельности по управлению ценными бумагами судебные издержки, включая государственную пошлину, оплачиваются управляющим за счет имущества, являющегося объектом доверительного управления.

Управляющий вправе поручить другому лицу совершать от имени управляющего или от имени этого лица сделки за счет имущества, находящегося в доверительном управлении, если иное не предусмотрено договором доверительного управления.

Управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления ценными бумагами, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении ценными бумагами, за счет объектов управления. При этом такое право может быть не обусловлено получением дохода от управления ценными бумагами.

Судебная практика:

Арбитражный суд Иркутской области по делу № А19-24663\06-13 от 19 марта 2007 года.

Иск заявлен о понуждении регистратора- Филиал «Иркутское фондовое агентство» ЗАО «Регистрационная Компания Центр-Инвест» внести запись в реестр акционеров ОАО «Объединение вычислительной техники и информатики» в виде лицевого счета доверительного управляющего ИП Никульцова Леонида Юрьевича с зачислением на него бездокументарных ценных бумаг учредителей управления.

В предварительном судебном заседании 12.12.06г. истец заменил ответчика на ЗАО «Регистрационная компания Центр-Инвест» в лице филиала «Иркутское фондовое агентство».

В порядке ст. 49 АПК РФ истец заявлением от 22.02.07г. изменил предмета иска.

С учетом уточнений истца от 12.03.07г. предметом настоящего судебного разбирательства является требование о признании незаконным отказа регистратора ЗАО «Регистрационная Компания Центр-Инвест» в лице филиала «Иркутское фондовое агентство» внести запись в реестр акционеров ОАО «Объединение вычислительной техники и информатики» в виде лицевого счета доверительного управляющего индивидуального предпринимателя Никульцова Леонида Юрьевича.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является доверительным управляющим и ведет деятельность, связанную с осуществлением прав по ценным бумагам ОАО «Объединение вычислительной техники и информатики». Для осуществления обязанностей доверительного управляющего истец обратился к ответчику с требованием открыть лицевой счет доверительного управляющего , о чем внести запись в реестр акционеров ОАО «Объединение вычислительной техники и информатики», на что получил отказ ответчика в связи с непредоставлением лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Истец полагает, что при осуществлении доверительного управления правами по ценным бумагам лицензия действующим законодательством не предусмотрена, вследствие чего отказ ответчика является неправомерным на основании ст. 5 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», ст. ст. 149, 1012-1025 ГК РФ, ст. ст. 31,45,51 ФЗ РФ «Об акционерных обществах».

Ответчик иск отклонил за необоснованностью, указал, что в соответствии с требованиями п.7.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ от 02.10.97г. № 27 , Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, утвержденного Постановлением ФКЦБ от 17.10.97г. №37, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны осуществлять свою деятельность на основании лицензии.

Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:

Никульцов Леонид Юрьевич, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Регистрационной палатой Администрации г. Иркутска 27.08.1998г. № ИРП-3 № 09558 и внесенный в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 28.12.04г. ( свидетельство серия 38 № 001381818 ), 12.10.06г. обратился в филиал «Иркутское фондовое агентство» ЗАО «Регистрационная Компания Центр-Инвест» (далее –Регистратор) с требованием об открытии счета доверительного управляющего Никульцова Л.Ю.

Регистратор 18.10.06г. уведомил истца об отказе от внесения записи в реестр ОАО «Объединение вычислительной техники и информатики» ( уведомление № VTI-ИФА\33 от 18.10.06г.) в связи с непредоставлением всех документов, необходимых для внесения записи в реестр в соответствии с п. 7.1. Постановления ФКЦБ РФ от 02.10.97г. №27 (в том числе копии лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, удостоверенной нотариально или заверенной регистрирующим органом).

Положениями ст. 1025 ГК РФ установлено, что правомочия доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами определяются в договоре доверительного управления. Особенности доверительного управления ценными бумагами определяются законом.

Как видно из материалов дела, истцу по договору доверительного управления ценными бумагами (деятельность по осуществлению прав по ценным бумагам) от 10.10.06г., заключенному истцом с Фетисовым Анатолием Владимировичем, являющимся учредителем управления, переданы в доверительное управление права, удостоверенные 1000 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Объединение ВТИ», номинальной стоимостью 0,10руб. на общую сумму 100руб.

В соответствии со ст. ст. 5, 39 Закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в качестве управляющего по договору доверительного управления акциями и облигациями может выступать лишь имеющий соответствующую лицензию профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Истец в обоснование своих требований ссылается на ст. 5 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», которой , как он полагает, ему предоставлено право осуществления деятельности по управлению ценными бумагами без лицензии, поскольку наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.

Между тем, в соответствии с Законом N 185-ФЗ от 28.12.02г. « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон « О некоммерческих организациях» из перечня лиц, которые могут осуществлять деятельность по управлению ценными бумагами ( ст. 5 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг»), индивидуальные предприниматели были исключены.

Одновременно была включена норма, в соответствии с которой не требуется лицензия на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.

Суд приходит к выводу, что истец в соответствии со ст. 5 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» в редакции от 27.07.06г. № 138-ФЗ , действующей на момент возникновения спорных правоотношений, не мог осуществлять деятельность по доверительному управлению ценными бумагами на основании ст. 5 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», поскольку в соответствии с положениями данной статьи такую деятельность могут осуществлять только юридические лица.

В соответствии с требованиями п.7.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ от 02.10.97г. № 27, для открытия лицевого счета доверительный управляющий обязан предоставить копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Данное постановление является действующим и подлежащим исполнению лицами, осуществляющим действия по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, в том числе и ответчиком.

Учитывая обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что Регистратор правомерно на основании ст. 5 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», п.7.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ от 02.10.97г. № 27, отказал истцу в открытии лицевого счета.

При таких обстоятельствах, исковые требования являются необоснованными и подлежат отклонению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.65, 110, 167-170,176 АПК РФ, арбитражный суд

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024