Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебный год 2023-2024 / Люксембург-1

.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
28.16 Кб
Скачать

3

Раздел третий

Полный глобус юрисдикций

Замаскированные «оффшоры»

6. Люксембург. Либерально – не значит дешево

Когда речь идет о самых удобных и популярных холдинговых режимах в Европе, эксперты зачастую называют традиционную тройку: Нидерланды, Данию, Люксембург. Холдинговые компании этих государств, действительно, достаточно «ходовой» инструмент в налоговом планировании при ведении международного бизнеса. Однако если холдинговые системы двух первых стран во многом схожи, то Люксембург стоит в этом ряду немножко особняком. Главное его отличие в том, что местные холдинги выведены из-под действия договоров об избежании двойного налогообложения. И если для европейских компаний это не проблема – их выручает Директива ЕС (освобождающая от налога у источника при расчетах внутри ЕС, с условием, что акционер владеет 25% акций компании в течение года), то для российского предпринимателя иметь такой холдинг – удовольствие весьма сомнительное, учитывая пятнадцатипроцентный налог у источника. Это все-таки слишком большая ставка для большинства отечественных бизнесменов, даже несмотря на то, что люксембургские холдинги не должны платить налог на прибыль.

Справка. Традиционные люксембургские холдинги (закон 1929 года) вместо налога на прибыль платят лишь ежегодный абонементный сбор, размер которого не зависит от получаемой прибыли. Помимо этого, они освобождены от налога на имущество, и как следствие – налогообложению не подлежат, ни прибыль на вложенный капитал, полученная за время существования предприятия, ни его текущая прибыль. Нет налога и на доходы от спекулятивных сделок.

Либеральность холдингового режима простирается даже до того, что компания не представляет декларацию о доходах в налоговые органы. То есть налоговики не имеют поводов совать нос в деятельность таких структур. А нет налоговых деклараций – нет и информации, которой можно было бы обмениваться с налоговыми органами других, заинтересованных в этом, стран.

Холдинговая компания не имеет права заниматься производственной и общедоступной коммерческой деятельностью. Зато Люксембург — хорошая площадка для базирования лицензионных компаний, которые обеспечивают коммерческое использование и распоряжение патентами, а также другой творческой продукцией, принадлежащей материнской фирме.

Чтобы холдинг попадал под действие соглашений о предотвращении двойного налогообложения и то же время не нарушал закон, был придуман своеобразный обходной маневр – компания финансового участия или инвестиционно-финансовая компания SOPARFI (24 декабря 1990 года, статья 166 Налогового кодекса). При определенных условиях она освобождается от налога у источника и от налога на прирост капитала.

SOPARFI – это не отдельный юридический тип компаний. Самая обычная структура, если это не холдинг, созданный по закону 1929 года, может запросить себе статус компании финансового участия. Разумеется, для этого есть несколько условий, такие, как: компания должна облагаться в Люксембурге корпоративным налогом; структура, в которой есть доля участия SOPARFI, должна быть налоговым резидентом Люксембурга и платить налоги на общих основаниях или иностранной компанией, которая в стране своего резидентства платит налоги, сопоставимые с люксембургскими (минимальная ставка – 15% от прибыли).

Есть условия и по определенной доле участия такой корпорации в других компаниях. Например, для того, чтобы получить льготу по налогам на дивиденды, доля участия должна выражаться, как минимум, в 10 процентах номинального оплаченного капитала, а по налогу на прибыль от продажи акций – не менее 25 процентов номинального оплаченного капитала. Дополнительные критерии – сроки участия. (В обоих случаях – не меньше года.) Одним словом, SOPARFI не годятся для спекуляций на фондовом рынке. Скорее, речь идет о венчурном проекте.

Несмотря на вполне гибкий холдинговый режим, самая большая оффшорная слава Люксембурга относится к его инвестиционным фондам (см. пятую главу I раздела). Это государство часто называют главной европейской, да и мировой юрисдикцией в области инвестиционных услуг. В Люксембурге, как правило, создается большое количество паевых фондов. Но условия по их регистрации слишком жесткие (очень серьезные требования к учредителям таких фондов и к их управляющим), отчего российские предприниматели не очень интересуются учреждением таких фондов именно в Люксембурге. Для многих это просто «дохлый» вариант. Поэтому оставим его в стороне. (Когда гражданину России требуется зарегистрировать паевой фонд, реальнее сделать это, скажем, на Британских Виргинских островах.)