Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
45.57 Кб
Скачать

6

Раздел третий

Полный глобус юрисдикций

Приложение

Были, да сплыли

2. Науру. «Графиня с изменившимся лицом бежит к пруду»

Без носа человек - черт знает что:

птица не птица, гражданин не

гражданин, - просто возьми, да и

вышвырни в окошко!

Н.В. Гоголь

Оффшорная история Науру в России похожа на биографии некоторых кинематографических и эстрадных «звезд», которые однажды «проснулись знаменитыми».

Примерно до середины 90-х в России о каком-то там Науру никто знать не знал, и ведать не ведал. Но в деловой среде уже тогда начинался бум спроса на оффшорные банки. Некоторые отечественные инкорпораторы стремительно налаживали деловые связи с разными экзотическими юрисдикциями, предлагающими хорошие возможности для создания нерезидентных кредитных учреждений. Вот тут-то и произошло открытие Науру.

Наурийские банки стоили недорого. Процедура регистрации была простой. Да и о конфиденциальности можно было не беспокоиться: полное отсутствие договоров об избежании двойного налогообложения предохраняло от обмена информацией между Науру и другими странами. К тому же, над владельцами оффшорных банков не довлел жесткий контроль местных властей. (Некоторые эксперты даже говорили, что республика Науру обеспечивает более строгое соблюдение тайны вкладов, чем Швейцария или Каймановы острова.) Одним словом, что еще можно пожелать собственнику нерезидентного банка?

Когда отечественные специалисты по налоговому планированию «распробовали» это «оффшорное блюдо», они тут же включили его в состав своего «меню». И процесс пошел… Причем, такими темпами, что уже в конце 90-х тайное стало явным: данные, опубликованные Центральным банком, ясно говорили о том, что в первом квартале 1999 года на одном из лидирующих мест по размеру вложенных Россией инвестиций числится крошечное тихоокеанское государство под названием Науру. Заместитель Председателя российского Центрального банка Виктор Мельников обнародовал в Госдуме такие цифры: через кредитные учреждения этого кораллового острова, вся площадь которого – 21 кв. км, а население – около 6 тысяч человек, из России в 1998 году ушло более 70 миллиардов долларов! (Если бы эта колоссальная сумма стала реальными инвестициями в экономику Науру, то невозможно даже представить, во что ее можно было бы вложить. Единственный способ «вложения» - закопать деньги в песок, точнее, в кораллы; что называется – без вариантов.) Для сравнения: весь российский импорт из дальнего зарубежья составлял тогда 32 миллиарда долларов. Так самая маленькая независимая республика в мире стала виновницей большого оффшорного фурора.

Конечно, популярность наурийских банков далеко перешагнула пределы России. Нерезидентные учреждения на острове Науру пользовались немалым спросом в мире вообще и на постсоветском пространстве, в частности. В финансовом мире Науру стали называть «Меккой темных операций».

…Сейчас эта история становится уже уходящей в прошлое легендой и годится лишь для учебников и книг на темы о процессах оттока капитала в экономике разных стран, а также для примеров о способах привлечения иностранных инвесторов и все такое прочее в этом духе. Потому что все изменилось с тех пор, как власти Науру ликвидировали банковский оффшорный сектор. Разумеется, интерес к Науру был потерян. О легендарном прошлом далекого острова напоминает лишь его присутствие в «черном списке» Банка России (наверное, его там держат по старой памяти, как драгоценный оффшорный реликт, с которым трудно расстаться). И все же, хотя бы в силу своей яркой и очень показательной оффшорной судьбы, Науру стоит короткого описания в этом обзоре.

Науру – крошечное государство в южной части Тихого океана, недалеко от экватора. Относительно территорий, где развита человеческая цивилизация, этот остров расположен в какой-то страшной «глухомани». Десять с половиной часов лета на самолете только от Филиппин – это вам не шутка.

С самого своего основания в 1968 году маленькая и независимая республика существовала совсем неприметно для остального человечества, не претендуя ни на какую оффшорную славу. Затерянный остров среди необозримых океанских просторов; ни туризма вам, ни какой бы то ни было промышленности, ни рыболовства даже. Климат – жаркий, экваториальный, хороших пляжей нет – какие тут туристы? Основная часть приезжих – рабочие китайского и филиппинского происхождения, которые добывают здесь фосфаты.

Науру, как уже упоминалось, образовался из коралловых рифов. Тысячелетиями на острове селились морские птицы, откладывая здесь свой помет и тем самым, закладывая основы экономики будущего независимого государства. Науру – место, по-своему, дивное. Здесь птичий помет превращается в золото. Без алхимии и магических заклинаний. Все, что нужно – это выковырять помет из межрифового пространства. (В результате, большая часть острова представляет собой вздымающиеся коралловые сталагмиты. Поневоле вспомнишь «Армагеддон»; голливудские искусственные пейзажи здорово похожи на типичный наурийский ландшафт.)

В течение многих тысячелетий в условиях жаркого климата помет разложился и стал ценнейшим универсальным природным удобрением (птицы питались рыбой, а скелет рыб содержит фосфор), которое продается за хорошие деньги. Это основная статья экспорта «маленькой и гордой» республики. Все благополучие Науру многие десятилетия зиждилось только на этом самом птичьем помете или гуано – что одно и то же. Страна процветала. Уровень жизни островитян был настолько неплох, что по сведениям Всемирной организации здравоохранения большинство из них страдало ожирением, а процент больных диабетом был один из самых высоких в мире. Обжорство «довело до ручки». Кстати, некоторое время республика Науру по доходам на душу населения уступала только Объединенным Арабским Эмиратам. Да сейчас, на 10 тысяч наурийцев приходится 15 тысяч частных автомобилей.

Забавно, но факт: в недавней истории Науру был такой эпизод, когда резиденцию Президента и один из поселков пришлось перенести на другое место – чтобы извлечь из-под них ценный экспортный продукт. Поскольку, в отличие от России, разведать что-то новое наурийцам уже не светит.

Когда владеешь таким количеством птичьего помета – это, конечно, здорово, но проблема в том, что и этот прекрасный природный ресурс тоже исчерпаем. Его добыча ведется, как-никак, аж с 1907 года! (Залежи открыты англичанами, выкупившими их у германцев, которые колонизировали остров.)

Хорошенько «раскинув мозгами», власти острова пришли к выводу о необходимости альтернативных способов получения доходов. Такой альтернативой и стала на определенном этапе оффшорная индустрия.

Программа, предоставляющая льготы нерезидентным структурам, появилась еще в 1974 году. Она вызвала интерес в деловом мире Австралии и Гонконга. Предприниматели обоих регионов активно ею пользовались. Более широкая оффшорная популярность пришла к Науру гораздо позже, в 90-х гг.

Все было бы отлично, но вот беда: началось международное давление на оффшорные зоны. Можно сказать, что Науру попало во все «черные списки», какие только можно было попасть. Начались тяжелые переговоры с ФАТФ и ОЭСР.

Что касается ОЭСР, то от правительства Науру потребовали обеспечить информационный обмен со странами-участниками этой организации к 31 декабря 2005 года. Власти Науру сдались гораздо раньше. Уже в 2003 году Науру удалось добиться исключения из злополучного списка (ОЭСР объявила об этом в декабре 2003 года.) – ценой практически самоубийства, прикончив оффшорный банковский сектор и согласившись на сотрудничество с ОЭСР.

Однако это эффектное харакири не произвело ни малейшего впечатления на другую организацию. Мы имеем в виду ФАТФ (Межправительственную комиссию по борьбе с отмыванием криминальных капиталов), в «черном списке» которой Науру остается и по сей день (данные 2005 года).

Еще в декабре 2001 года ФАТФ объявила о «расправе» с Науру. В переводе на официальный язык: о начале принятия конкретных мер против республики Науру. Обоснование было такое: власти острова не выполнили свое обещание внести к 30 ноября соответствующие поправки в постановление по борьбе с отмыванием денег от 28 августа 2001 года. Раньше при переговорах правительству Науру предлагалось изменить законодательство и обратить особое внимание на деятельность пресловутых оффшорных банков.

В распоряжении ФАТФ есть довольно мощный арсенал средств. Выражение «принять конкретные меры» может означать, например, уведомление правительств государств-участников этой международной организации (количество таких государств 31) о том, чтобы они предостерегали свои банки и компании от ведения бизнеса в Науру.

ФАТФ умеет давить и добиваться своего. Помните, как Остап Бендер атаковал подпольного миллионера Корейко с помощью не вполне ясных по смыслу, но пугающих телеграмм, вроде: «грузите апельсины бочках братья Карамазовы» или «графиня изменившимся лицом бежит к пруду»?

Ну, графиня к пруду и побежала. В 2003 году к власти в республике пришло вновь избранное правительство во главе с Президентом и одновременно Министром иностранных дел Людвигом Скотти. Оно и занялось ликвидацией банковского оффшорного сектора. Все действующие банковские лицензии были отозваны. (Когда это случилось, в «Вестнике Банка России» опубликовали письмо за подписью зампреда ЦБ Виктора Мельникова, в котором было перечислено 104 банка, зарегистрированных на территории Науру, действовавших за пределами РФ и утративших свои лицензии. Заметим, что 104 банка – это остатки прежней роскоши. О готовящихся неприятностях на Науру было известно заранее, и многие «свернули свою деятельность» «в этом направлении», тем более что задолго до отзыва лицензий ЦБ занес республику в «черный список».) Первый секретарь правительства Уилли Стар бодро отрапортовал, что все, мол, сделано, юрисдикция находится в полном соответствии с рекомендациями ФАТФ против отмывания капиталов.

Казалось, оставалось только ждать исключения из списков. Но… его не последовало. В октябре 2004 года председатель ФАТФ Жан-Луи Фор после пленарного заседания своей организации заявил, что Науру и Мьянма (Бирма) (тоже претендовавшая на исключение) будут оставаться в «черном списке» до тех пор, «пока не предпримут реформы, направленные на преодоление всех выявленных слабостей, и не приступят к практической реализации соответствующих законов». Так республика Науру застряла в списке «неблагонадежных». Долгожданного исключения не произошло и в следующем, 2005 году.

Вот тебе на. Похоже на то, как если бы человек, пообещавший убить себя или, по крайней мере, нанести себе серьезное телесное повреждение, недостаточно эффектно для ФАТФ это сделал. Попытался застрелиться, а не зарезаться, например. Вообще, на бедное Науру «повесили всех собак». ФАТФ, «не моргнув и глазом», заявила, что маленький атолл является одной из главных финансовых баз терроризма (RBC daily, 16.04.2004 г.), США ввели против этой крошечной республики некоторые статьи так называемого «Патриотического пакта» (USA Patriot Act)…

Заглядывать в ближайшее будущее Науру как-то не очень хочется. Запасы драгоценного гуано «тают с каждым днем», а других источников пополнения казны пока не предвидится. Дошло до того, что 10 августа 2004 года государство объявило о своем банкротстве. Еще в мае того же года стало ясно, что основные активы республики могут быть конфискованы в пользу финансового подразделения General Electric – GE Capital Corp., из-за огромного долга Науру перед этой американской компанией (на тот момент – 169 млн американских долларов). Главный патрон Науру Австралия, не раз выдававшая кредиты правительству острова, похоже, теряет свое и так безграничное терпение. Было дело, Австралия выплатила Науру 35 миллионов долларов (по решению Международного суда в Гааге) на рекультивацию почв. Но их бездарно проели. Потом австралийцы предложили 17 миллионов в качестве безвозмездной помощи. И, наконец, 18 миллионов Канберра выложила за то, что на коралловом острове согласились принять 300 афганцев, пытавшихся нелегально проникнуть в Австралию. Но должен же быть этому какой-то предел, не может одно государство все время жить на иждивении у другого. Тем более, что больно уж бестолково расходуются денежные подарки и кредиты. В общем, вопрос стоит о том, чтобы переселять все население некогда самой богатой в мире страны на какой-нибудь другой остров.

Впрочем, это уже другая история, с нашей темой никак не связанная. Для нас важен факт, что оффшорные банки на этой территории «почили в бозе». Похоже, окончательно и бесповоротно. Аминь.

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024