Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
209.92 Кб
Скачать

8

Раздел первый

Все мифы лгут. Что мы обычно думаем об оффшорах,

и как есть на самом деле

Глава шестая

Предъявите ваши документы!

И умный ошибку допустит подчас,

Хотя до нее он все взвесит сто раз,

А если мозгами раскинет дурак,

Нет-нет, да и сделает правильный шаг.

Янь Цзы, около III в. до н.э.

Не дразни собаки, не укусит.

Русская пословица

У нас в России испокон веков сложилось, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Авось пронесет, - рассуждаем мы, и в этом смысле совершенно не изменились. Как было пятьсот лет назад или сто, или двести, так есть и сейчас. Увы.

Положа руку на сердце: много ли у нас в России предпринимателей, регулярно, добросовестно и аккуратно ведущих отчетность по деятельности своих иностранных компаний?.. Вопрос риторический. Большинство не считает нужным затруднять себя такими досадными «мелочами», как оформление контрактов на каждую сделку оффшорной компании. Типичная до боли ситуация.

Вот когда разразится «гром среди ясного неба» – банк ли заморозит счета, «ни с того, ни с сего» запросив документацию по всем сделкам компании за последние три года, налоговики ли приглядятся к отчетности, заметив в ней странные пробелы, – тогда начинается переполох. Как задним числом «нарисовать» договоры по коммерческим операциям трехлетней давности? Нужные контракты из воздуха вдруг не возникнут. Можно хвататься за голову, проклинать всех на свете чиновников, сотрясать воздух ругательствами, но по большому счету в том, что наш незадачливый бизнесмен «сидит в луже», виноват только он сам.

Дело не только в русской психологии. В предпринимательской среде существует убеждение, что при работе с оффшорной компанией документацию вести не обязательно. Может быть, оно сложилось отчасти потому, что еще несколько лет назад этот «номер» худо-бедно проходил – еще не началась компания по борьбе с отмыванием «грязных» денег, и оффшорные центры не испытывали такого давления со стороны международного сообщества. То ли дело сейчас. Законодательства многих стран ужесточились, банкиры получили больше полномочий и стали более подозрительными, короче: «правила игры» изменились. Пора менять и наше отношение к «неприятным и бюрократическим вещам», как то: ежегодная отчетность, оформление контрактов и т.д.

Начнем с того, что компания-нерезидент должна вести отчетность двух видов. Во-первых, ежегодную – как и в случае с любой другой неоффшорной корпоративной структурой. Да, где-то обычная бухгалтерская отчетность не требуется в обязательном порядке, но вообще-то ее никто не отменял. И разговоры о том, что она совсем не нужна, полная чушь.

Во-вторых, у оффшорной фирмы, как и у всякой другой, должна быть «первичка» (контракты, инвойсы и другие аналогичные документы).

О «первичке» - разговор особый. Главное правило: на все сделки компании должны быть оформлены нормальные договора, и на каждое движение денег по счету нужно иметь оправдательный документ. Почему это необходимо?

Во-первых, банк, в котором вы открыли счет, в любой момент может потребовать от вас (даже задним числом) представить к объяснению документы по движению ваших средств. Если представить нечего, начинаются хождения по мукам: нужно отыскать прежних партнеров, подписать с ними контракты, поставить печати… Как говорят, не было печали, черти накачали. А вообразите еще, что требуются документы по сделке, состоявшейся три года назад, а ваш деловой партнер был разовым, и вы его знать не знаете, и живет он где-нибудь в Северной Африке. В общем, занятие не для слабонервных.

Вторая ситуация. Вас обвиняют в получении «грязных» денег. Правда, вы чисты как стеклышко. Ну и что? Это знаете только вы, для контролирующих органов ваша убежденность в собственной честности – не аргумент, нужна документация. А вот ее-то и нет, доказать нечем – ваши платежи ничем не прикрыты.

В этом мире нет ничего проще, чем оказаться вдруг получателем «грязных» денег, не ведая об этом «ни слухом, ни духом». Такое обычно случается, если платежи по сделке между вами и вашим деловым партнером шли через третьих лиц. Какие деньги к вам попали, «чистые» или не очень, откуда вам знать? (Даже если ваш деловой партнер – порядочный и добрый малый.) В любом случае, источник средств вам неизвестен, а оформить нормальный договор вы не удосужились. Вот и доказывайте, что вы – не наркоторговец.

И, наконец, третий вариант. Вам приходится судиться по тому или иному вопросу в той или иной стране. Зачастую суд, особенно западно-европейский запрашивает столько дополнительных бумажек (даже, казалось бы, к делу не относящихся), что прямо тошно становится. Но, допустим, вы имеете дело с не очень «привередливым» судом. Все-равно от вас потребуют не один только контракт по данному спорному делу, но и полный аудированный отчет вашей компании за последние несколько лет. Это минимум деловой документации, которая может понадобиться. Если «первичка» есть, то составить отчет – вопрос технический. А если ее нет, вы оказываетесь в заведомо проигрышном положении. Нельзя судиться, если нет документов.

Если бы мы описывали случаи из ряда вон выходящие – куда ни шло, но в том-то и дело: все три ситуации – из самой обычной практики современного бизнеса. Многие на этом обжигаются. И примеров полно, приведем несколько для большей убедительности. Брокер из России приобрел кипрскую компанию, которая стала клиентом его местной фирмы. Кипрская структура специализировалась на торговле ценными бумагами. Поскольку она – «своя в доску», то контракты, распоряжения и другие документы на ее имя вечно забывали оформлять. Но однажды в офис российской фирмы пришли сотрудники налоговой службы и, обнаружив отсутствие документации примерно за шесть месяцев, обвинили эту самую компанию в нарушении прав иностранного инвестора. Пришлось платить огромные штрафы.

Когда в августе 1999 года разразился скандал вокруг «отмывания денег русской мафии» через Bank of New York, многие из наших клиентов от этого пострадали, потому что имели платежи от «засветившихся» фирм. К примеру, у одного из предпринимателей был контракт с литовской компанией на поставку бензина с нефтеперерабатывающего завода. Оплата за поставку пришла от третьих лиц. Понятно, как это бывает: деньги из России прошли через сеть «помоек» и оказались на счету той зарубежной оффшорной «конторы», которая потом стала фигурантом в деле. «Никто не думал, не гадал», жизнь, как известно – штука непредсказуемая. Все бы ничего. Но бензин поставлен не был. Российской стороне надо бы судиться, да вот проблема: деньги могут быть возвращены только отправителю – который уже сидит «под колпаком» ФБР. К тому же фирма, заплатившая за бензин, контракт на его поставку не заключала.

Проблема не решалась примерно пять лет – пока компания-отправитель не была официально распущена, пока подтверждающие документы не представили в суд. Соответственно, деньги пять лет «болтались». Вот и потери в бизнесе.

Справка. После публикаций в августе 1999 года в западных СМИ по поводу отмывания денег через Bank of New York проводилось расследование. Американские правоохранительные органы обнаружили, что через счета нескольких малоизвестных фирм в BoNY в оффшорные зоны перекачивались миллиарды долларов.

В деле фигурировали несколько российских банков. Ими заинтересовались местные следователи. Для начала они навели «шорох» в Собинбанке (в частности, устроили «маски-шоу» с вскрытием частных сейфов). Дальше – «и пошло, и поехало». Генпрокуратура возбудила уголовное дело, фигурантами которого был руководители банка «Фламинго». Налоговые органы занялись расследованием деятельности Депозитарно-клирингового банка. Дело «нарастало» как снежный ком. В отечественную и западную прессу проникли сведения о причастности к подозрительным проводкам через BоNY МДМ-банка и Инкомбанка.

Итогом многочисленных расследований стала информация, что деньги, проходившие через счета оффшорных фирм в американском банке, были спрятанными от российских контролирующих органов доходами экспортеров, а никак не средствами, полученными от продажи наркотиков или оружия. Но что бы ни выяснилось в итоге, репутация российских банков была уже подорвана. Результатом этого громкого скандала стало массовое закрытие заграничных корсчетов наших банков в 2000 году. Иностранные кредитные учреждения (например, Republic National Bank) объясняли, что начали проводить строгую проверку всех российских счетов и впредь будут жестко их контролировать.

От скандала с Bank of New York пострадали и те, кто не имел к нему даже и косвенного отношения. Американские банки стали замораживать счета фирм при малейшем подозрении об участии их в деле об «отмывании денег» через счета в BоNY. В частности, с этим столкнулась российская инвестиционная компания «Атон» (газета «Ведомости», 5.07.2002 г.). В июле 1998 года кипрская «дочка» «Атона» Nam Holdings Limited открыла счет в Charles Schwab (крупнейший американский интернет-брокер) для торговли ценными бумагами, обращающимися на NYSE. Вдруг в декабре 2000 г. в Nam Holdings приходит запрос от Charles Schwab с требованием рассказать о себе. В тот же день на запрос был отправлен самый подробный ответ. Но Charles Schwab на этом не успокоилась, вскоре компания потребовала закрыть счет и вывести деньги. В противном случае она грозилась принудительно закрыть все позиции Nam Holdings и выслать ей чек на вырученную сумму. На выполнение ультиматума американский банк отвел «дочке» «Атона» 10 дней. Угроза никак не мотивировалась (положение о счете этого не требует), но «Атону» удалось-таки выяснить, что поводом стало дело об отмывании российских денег. Nam Holdings попросила отсрочку, Charles Schwab предоставила ее, но наложила ограничения на счет. Лишь в январе 2001 г. все средства были переведены на новый счет, открытый Nam Holdings в инвестбанке Goldman Sachs. Сразу после этого кипрская компания подала на Charles Schwab в арбитраж NYSE, требуя, чтобы брокер компенсировал прямые убытки в размере более $1 млн. и выплатил еще $3 млн. за моральный ущерб.

История закончилась победой российской стороны. Арбитраж Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) признал правоту «дочки» «Атона» и заставил Charles Schwab заплатить ей $70 000. Конечно, вопрос не столько в деньгах, сколько в принципе. Справедливость отстояли, потери частично компенсировали.

Мы привели пример с «Атоном» для иллюстрации простого «закона» жизни. Как бы вы ни были чисты перед правоохранительными органами, никто не гарантирует, что однажды вас не начнет «мурыжить» американский банк, российская генеральная прокуратура или еще кто-нибудь – просто в силу недоразумения. Единственный способ вооружиться – аккуратно и правильно вести всю документацию.

Американские банки в последние годы вообще взяли за правило сразу замораживать счет, как только у них возникнет даже маленькое недоумение по поводу той или иной фирмы. И в этом случае они требуют представить «первичку», зачастую за последние три-четыре года (нормативный срок хранения документации – пять лет).

Что именно может показаться подозрительным американским банкам? В основном, особенное недоверие вызывают два обстоятельства. Первое – крупные обороты, второе – «пестрота» и «разносортица» бизнеса. Последнее очень характерно для русских. Когда компания занимается одновременно и подгузниками, и трубопроводами, у американцев от такого волосы встают дыбом, и они говорят: давайте контракты. Причем, контракты нужны нотариально заверенные, и вообще: чтобы все «честь по чести».

Еще одна особенность сегодняшнего времени. Если на заре оффшорного рынка в России схемы налоговой оптимизации были просты и незатейливы, то сейчас они усложнились: в одной цепочке обычно применяются и оффшорные, и неоффшорные компании. Их работу приходится между собой согласовывать, отсюда – необходимость добросовестно вести отчетность по всем транзакциям всей схемы.

Конечно, есть и теперь самые примитивные варианты. Допустим, оффшорная компания используется как «кошелек». На нее поступают средства и размещаются на счетах в банках. Думаете, в этом случае отчетность не нужна? Ничего подобного. Возьмем Британские Виргинские острова, классический оффшор по всем признакам. Местное законодательство не требует предоставлять финансовую отчетность, но вести ее следует обязательно. Причины те же. Если вдруг по вашему счету будет сделан запрос, например, по подозрению в торговле наркотиками, за этим последует замораживание счета и запрос о предоставлении отчетности компании за последние годы.

Отсутствие требований о предоставлении финансовой отчетности – отличительный признак традиционных «налоговых гаваней». Отчетность не нужна, например, на Багамах, Доминике, на острове Невис, Каймановых островах… Но даже и в группе классических оффшоров есть исключения из этого правила. В Гонконге не требуется сдавать финансовые отчеты в Регистр предприятий, но необходимо предоставлять их в налоговые службы. Вдобавок каждая компания должна назначать аудитора – члена гонконгской Ассоциации бухгалтеров и имеющего сертификат практической деятельности. Финансовые отчеты, проверенные аудитором, предоставляются в Лихтенштейне. Что касается компаний в США, то если на уровне штата, как правило, нет ежегодной финансовой отчетности, то на федеральном уровне она требуется. В Венгрии нужен и годовой отчет, и аудиторское заключение. То же и на Кипре (одна отрада – аудит здесь очень либерален). В Дании компании обязаны подавать отчеты раз в квартал по НДС и ежегодно по налогу на прибыль. Ежегодные заверяются аудитором. В Англии, которая так любима российскими бизнесменами, тоже никуда не деться от ежегодного отчета и аудита. Но все достаточно либерально. Впрочем, отечественные предприниматели и в этой стране умудряются постоянно наскакивать на штрафы, пенни, судебные иски по поводу неуплаты…

В Великобритании, если отчетность не сдается, на компанию тут же подают в суд, и английская налоговая служба мгновенно уступает право требования налогов коммерческим структурам. А эти уж, если вцепятся, то не отстанут, будут судиться до последнего.

Признаться, безалаберность российских клиентов – наша постоянная «головная боль». По западному стандарту большинство клиентов любого регистратора, работающего в России, рассматривались бы как «плохие». Другое дело у нас в России.

Наш предприниматель, регистрируя английскую компанию, думает, что он просто купил более дорогую «помойку», чем обычно. Он ведь как привык: приходит к регистратору, учреждает себе заведомую «помойку», оформленную на «бомжей» и стоимостью в 300 долларов. Никакой отчетности по ней он подавать не собирается. Поработает с ней и бросит. Предварительно выжав из нее все, что можно. А ответственность за этот «бардак» ложится на регистраторов и номинальных директоров. Им приходится все это «разгребать».

К сожалению, существует ряд формальностей, которые нужно выполнять регулярно. Это как чистить зубы каждый день или надевать чистые носки.

У наших бизнесменов есть еще одна вредная привычка – постоянно врать в отчетности. Что очень опасно. Вот вы зарегистрировали структуру в Англии или в Ирландии и заявляете ее в ежегодном отчете как «спящую» компанию. Вам не хочется морочить себе голову, просто лень. Написал, что все по нулям, и с плеч долой. На самом деле, компания вела бурную коммерческую деятельность, допустим в Казахстане. И вдруг контролирующие органы Казахстана или России, проверяя ваш бизнес, высылают запрос: мол, что это за английская компания, которой вы деньги переводили и продукцию отгружали? Тут и выясняется, что по реестру у нее нулевой отчет. «Ага, - потирают руки довольные налоговики, - у вас фиктивный контракт». «Значит, все деньги, которые вы получили из-за рубежа, - говорят они вам, - это не оплата поставки, а благотворительный взнос. Мы начисляем вам на него НДС, будьте добры заплатить с этого по полной программе налоги!»

Есть вещи, которые отечественным бизнесменам ну никак нельзя втолковать. Бывает, клиент подает нулевой отчет, потом приходит и заявляет: ребят, вы знаете, я передумал, я уже не хочу, чтобы компания числилась как “спящая”, давайте я покажу миллионов 15 на ней оборота. Или: я 15 миллионов на ней показал, напишите-ка своим аудиторам, что я передумал, и мы теперь сделаем нулевой отчет.

Начинаешь объяснять: так не делается, аудиторы – люди приличные, они нас не поймут, поскольку мы их толкаем на заведомое жульничество. Клиент и слышать не хочет. Он делает свой вывод: “Это вы такая “фиговая” фирма! Я пойду обслуживаться в другую.” Случается, история, придуманная клиентом для отчета, меняется каждые 15 минут. Не успеваешь глазом моргнуть, а уже готов другой вариант: то у него столько-то миллионов оборота, то совсем ничего, то мало, то много… Когда выясняется, что все четыре варианта его не устраивают, но он придумал пятый, с этим пятым он уходит к нашему конкуренту. Там ему, может быть, что-то и придумают, оформят отчет, но потом им придется “отдуваться” по полной программе. Ведь со следующего года начнется та же чехарда. В общем, мы не можем поздравить наших коллег с таким клиентом. Но дело не в этом. Существует целая прослойка бизнесменов, бегающих чуть ли не каждый год от одной фирмы-регистратора к другой. Число таких вечно “бродячих” или “странствующих” клиентов превышает разумные пределы.

…В начале главы мы указали на две причины небрежного отношения к отчетности. Но, пожалуй, дело не только в мифах и в психологии. Вообще, не нужно сваливать абсолютно все на “загадочную русскую душу”, есть вполне рациональные объяснения многим вещам. Вот одно из них.

В России не привыкли вести бизнес “вбелую”, наше правительство приучило нас за последние 15 лет работать “вчерную” (в частности, драконовскими налогами). Эта практика эсктраполируется на все. Человек может быть “хорошим, честным парнем”, но он до того привык к методам и законам, действующим в его сфере и его стране, что воспринимает их как норму. Он считает, что лучше договориться с налоговой инспекцией, чем записать в отчете все, как есть. Мол, давай я тебе заплачу чуть больше, а мы тут покажем чуть побольше оборотик – не чужие же люди все-таки, не один год вместе работаем. И все в таком духе. Он думает, что это срабатывает везде.

Не срабатывает. Применять оффшорную компанию, не ведя документации, очень опасно. А на «авось» - надежда слабая. Ничего, может, пронесет, - думаете вы. Может.

…А если не пронесет?...

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024