Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебный год 2023-2024 / Либерия

.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
37.38 Кб
Скачать

4

Раздел третий

Полный глобус юрисдикций

Оффшоры как они есть

Классические оффшоры

8. Либерия. Самый неспокойный оффшор в мире

Всем хороша Либерия, кроме одного: нет в этой стране политической стабильности, и не предвидится ее в ближайшем будущем. Государство, которому удалось побить один своеобразный рекорд – семь попыток государственных переворотов за десять лет – вряд ли может считаться идеальным местом для регистрации оффшорных компаний. Деньги любят тихие места, а Либерия похожа на непредсказуемый гейзер: сегодня он спокоен, завтра «ни с того, ни с сего» начинает фонтанировать – да еще как. Удивительно, но даже, несмотря на это, Либерия остается очень притягательной для судовладельцев. Ее судовой реестр (вкупе с оффшорным законодательством) – единственная «курица» в этой стране, «несущая золотые яйца».

Как известно, очень долго именно Либерия была абсолютным лидером по численности зарегистрированных торговых судов. Но политическая атмосфера, которая, как только что упомянуто, носит здесь вулканический характер, все-таки сделала свое дело. Часть судовладельцев, испуганные очередным переворотом, предпочли «ретироваться» из местного Реестра – от греха подальше. Плюс, к тому времени панамские тарифы были в среднем на 10 процентов ниже либерийских. Так основной конкурент Либерии – Панама «отхватила» для себя первое место в мировом рейтинге торгового флота.

Как не раз отмечалось, причины популярности тех или иных оффшорных зон не всегда нужно искать только в рациональных фактах. За примерами «далеко ходить не надо». Любовь бизнесменов всего мира к Британским Виргинским островам во многом объясняется красивым названием, а Каймановы острова почему-то принято считать сверхпрестижным местом – и все это не очень легко объяснить с точки зрения чисто прагматической.

Та же история и с Либерией. В последние годы огромное количество стран приняли Международные Реестры, благоприятные для судоходства и судовладения (о преимуществах стран «удобного флага» читайте во 2-й главе «И до нас были умные люди» I раздела). У судовладельцев – огромный выбор. Хочешь, регистрируй корабль на Панаме, на Мальте, на Кипре…вариантов множество. А условия примерно одни и те же. И все же многие до сих пор предпочитают именно Либерию. Может быть, по инерции или из-за ее широкой известности в качестве страны «удобного флага» - кто знает… Чужая душа, в том числе и душа судовладельца – сплошные потемки.

Либерия регистрирует корабельные флаги с 1948 года. В прежние времена ее популярность, как оффшорной юрисдикции, «специализирующейся на судовладельцах», объяснялась очень просто. Среди налоговых гаваней она была самым райским уголком по этой части, предоставляя множество льгот, отсутствующих в других местах мира. За исключением банковской и страховой деятельности либерийские компании могли заниматься каким угодно бизнесом и как угодно – в рамках уставных целей. Секретность тоже была максимальной. Аналогичные условия в других юрисдикциях появились гораздо позже.

Судовой и корпоративные реестры Либерии вынесены за пределы страны. Правительственное агентство находится в Нью-Йорке, а его филиалы разбросаны по всему миру (Цюрих, Лондон, Гонконг, Роттердам и т.д.). Что во многом и обеспечило огромный успех этого африканского государства на «оффшорной ниве». Если бы оформление компаний происходило бы в самой Либерии, то – прощай, судовой Реестр! Волны политических переворотов просто «смыли» бы это учреждение. Какая уж тут регистрация компаний в такой «спонтанной» обстановке, как гражданская война, эпидемии и бесконечная смена политических лидеров.

Несмотря на весьма либеральное отношение к судовладельческим компаниям, либерийский Реестр нельзя считать сомнительным с точки зрения контроля за техническим состоянием кораблей. Здесь не зарегистрируешь какое-нибудь «древнее корыто». Отнюдь. С 1 сентября 1977 года, либерийские суда, срок использования которых превышает 15 лет, должны проходить раз в девять месяцев техническую инспекцию. Местный Регистр занесен в «белый список» государственного портового контроля. Как сказал генеральный секретарь Совета судовладельцев Либерии (Liberian Shipowner’ Council) Джозеф Людвичак (из выступления осенью 2004 года), либерийский Регистр имеет репутацию одного из самых качественных в мире. Он сослался на доклад Парижского меморандума за 2003 год, в котором Либерия зачислена в десятку самых лучших регистров. И добавил: «Анализ деятельности либерийского Регистра за 2003 год доказывает, что по многим показателям мы превосходим такие традиционно уважаемые страны, как Норвегия, Дания, Франция, Япония и Греция».

Что ж, генеральному секретарю Совета судовладельцев «сам Бог велел» хвалиться своим Реестром, мы же, пожалуй, не стали бы говорить, что это самое лучшее место для регистрации судов. Либерия в данный момент не может похвастаться предельной дешевизной, она находится где-то в средней ценовой категории; плюс – политическая нестабильность, плюс – неважный имидж… В общем, тут дело такое – «фифти – фифти».

Судя по данным официальной статистики (рейтинги стран – основных получателей инвестиций из России), много лет подряд эта юрисдикция имела довольно большой успех среди российских клиентов. Некоторое время Либерия прочно удерживала за собой ведущие места по объему направленных из России инвестиций. Так, по данным Госкомстата, в первом полугодии 2002 года в Либерию из России было вложено 227 млн. долларов. Это пятая позиция в рейтинге – после Белоруссии, Ирана, Кипра и Голландии. Как вы думаете, за счет чего? Вариантов ответа здесь просто нет. Никаких предприятий, ведущих реальную хозяйственную деятельность с участием российского бизнеса, в Либерии создано не было. Ясное дело, своему пятому месту Либерия обязана морскому судоходству.

Мотивы наших предпринимателей более чем понятны. Если Либерия лидирует среди стран «удобного флага», то Россия могла бы фигурировать среди тех, кто возглавляет список самого «неудобного флага». Большинство российских судов уже давно «убежали» из родного Регистра, перекочевав под чужие флаги. По словам специалистов, в России налоговый пресс на новые суда, построенные за рубежом, в три раза превышает ставки других стран и составляет 86 процентов стоимости проекта. К тому времени, когда Советский Союз развалился, средний возраст судов составлял 17,5 лет при норме амортизации – 20-25 лет. Строить новые было невыгодно – ставки кредитов высокие, а налогообложение просто ужасное. Много лет единственным путем, который позволял построить новое судно, было получение иностранных кредитов под залог имеющихся судов. Последние, по требованию зарубежных банков, должны быть зарегистрированы в странах «удобного флага». Поэтому старые суда выводились в оффшорные зоны, продаваясь за символические суммы, а затем вкладывались иностранной компанией под обеспечение кредита на постройку нового судна.

Еще одна причина, по которой плавать под российским флагом, просто «верх глупости», - ужасно громоздкая и сложная процедура оформления. Если в странах «удобного флага» судовладелец, как правило, работает с одной компанией-агентом, которая и берет на себя решение всех вопросов, делая все за несколько дней, то в России это целая морока. Например, для того, чтобы поднять на корабле типа «река-море» отечественный флаг, судовладелец должен получить разрешение в Минтрансе. Потом в морской администрации порта, к которому приписано судно, нужно получить разрешение на право выхода под этим самым флагом. Но и это еще не все. Дальше начинаются «хождения по мукам» для того, чтобы получить лицензию. Лицензия нужна от Госсвязьнадзора, иначе судно не зарегистрируют. Выдают этот документ в Москве, но оформляют его в том городе, где находится порт приписки судна. Но и это еще не все! Кроме Госсвязьнадзора владелец судна должен пообщаться с Морсвязьспутником и и т.д. и т.п. Продолжать не будем. Какой же человек, если он в здравом уме и ясной памяти, добровольно обречет себя на такую каторгу! В общем, думаем, вам уже все ясно по поводу российских инвестиций в африканскую страну Либерию.