Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебный год 2023-2024 / Гонконг-1

.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
36.35 Кб
Скачать

4

Раздел третий

Полный глобус юрисдикций

Оффшоры как они есть

Неклассические оффшоры

1. Гонконг. Восток – дело тонкое

Гонконг – конечно, оффшор, но оффшор очень специфический. В том смысле, что годится далеко не «на все случаи жизни». Вдобавок применение местных компаний требует определенной осторожности. Серьезный плюс у этой юрисдикции только один - наличие прекрасной инфраструктуры для функционирования оффшорного сектора. Минусов же довольно много.

Начнем с того, что гонконгская компания – удовольствие не из дешевых. В группе «подлинных» оффшоров (то есть юрисдикций, имеющих специальное законодательство для нерезидентов, у нас они названы «оффшоры как они есть») Гонконг находится в самой высокой ценовой категории – наряду с Каймановыми островами, которые считаются очень престижными и дорогими. Если в случае с Каймановыми островами высокая стоимость обусловлена имиджем, то по поводу Гонконга этого сказать нельзя. Для тех, кто захочет себе оффшор из данной категории, предпочтут скорее Британские Виргинские острова. Их компании стоят меньше гонконгских, и репутация у них несравненно лучше. А те, кому имидж вообще не важен, купят Сейшелы или Доминику – из-за дешевизны. Так какой же тогда может быть резон в том, чтобы регистрировать именно гонконгскую компанию?

Стоящий мотив, на самом деле, только один. Это территориальная привязка бизнеса к данному региону. Гонконгские компании обычно используются для торгово-посреднических операций с Китаем. (Хотя и этот вариант может оказаться далеко не оптимальным – о чем расскажем ниже.)

На наш взгляд, покупка нерезидентной компании в Гонконге может быть целесообразным шагом только для тех, кто ведет деятельность в Юго-Восточной Азии и стремится открыть счет в гонконгском банке. Дело в том, что не все местные банки соглашаются работать с какими бы то ни было оффшорными компаниями, кроме гонконгских. Часто они просто не хотят связываться с зарубежными оффшорами.

Еще один минус: в Гонконге обязательна финансовая отчетность. Каждая компания должна назначать аудитора – члена гонконгской Ассоциации бухгалтеров и имеющего сертификат практической деятельности. Финансовые отчеты предоставляются в налоговые службы.

В последние годы зарегистрированные агенты в Гонконге стали требовать анкеты со сведениями о бенефициарах компаний. Нигде в законодательстве не прописан этот пункт, но адвокаты на всякий случай себя страхуют – чтобы в случае проверки продемонстрировать выполнение правила «знай своего клиента».

В 1986 году Гонконг принял антиоффшорное законодательство. Интересно, что в этом законодательстве есть положение: если какое-либо лицо осуществляет сделку с единственной целью (или, если именно эта цель преобладает) получить налоговую льготу, местный налоговый инспектор может либо начислить налог, как если бы эта сделка не состоялась, либо применить соответствующие налоговые меры – с целью аннулировать налоговый эффект сделки.

…В целом, гонконгские компании покупаются в России довольно редко. Гонконг – часть Китая, а Китай, как известно, социалистическое государство. И хотя это вполне процветающий социализм, какая-то оглядка на это есть. И российские клиенты – не исключение. У граждан России коммунизм вызывает недоверие почти на генетическом уровне. 70 лет строительства его, родимого, это вам не шутка.

Кроме того, есть еще один нюанс, «небольшое серое облачко», омрачающее и так не очень безмятежную оффшорную картину Гонконга. Дело в том, что определение резидентного или нерезидентного статуса для гонконгской компании имеет много особенностей, подчас очень коварных. Нерезидентная структура обязана соблюдать следующие правила: доходы или прибыль от капитала не должны ни прямо, ни косвенно проистекать от деятельности в Гонконге. Но вот в чем вопрос: что такое косвенное происхождение прибыли? Это, знаете ли, можно истолковать как угодно. Вспоминается наша русская поговорка: «закон что дышло, куда повернул, туда и вышло». Так или иначе, но подобное определение оставляет широкое поле для интерпретаций. И гонконгские суды часто трактуют его в свою пользу (в пользу Гонконга, то есть), требуя уплаты налогов. Мотивируется это хотя бы так: ну и что ж, что контракты были подписаны не в Гонконге? Ведь услуги были оказаны в его пределах! Невольно вспоминается весьма показательная история, случившаяся с компанией Exxon. (Это один из тех эпизодов, который лишний раз показал, что проведение торгово-посреднических операций через Гонконг – тоже вариант не из лучших.)

Справка. Речь идет о гонконгском филиале компании Exxon (энергетика). Этот филиал покупал нефтепродукты у родственных структур, а потом перепродавал их (по указаниям «оффшорки» не из Гонконга) опять же родственной компании в США, и по поручению последней доставлял их конечному потребителю. При этом гонконгский филиал оплачивал компании США ее участие.

По гонконгским правилам налогообложения налог с прибыли взимается только в том случае, если источник ее извлечения находится на территории Гонконга. Следовательно, Exxon имела полное право этот налог не платить. По крайней мере, чисто теоретически. Ничуть не смущаясь этим обстоятельством, местный суд истолковал это дело ровно наоборот: он счел, что прибыль, получаемая Exxon, происходит из гонконгского источника(!) и, значит, должна быть обложена налогом по ставке 17 процентов (ставка корпоративного налога в Гонконге). Хотя эта история довольно старая (конец 80-х), мы сочли уместным ее напомнить, поскольку она кое-что говорит о характерных и неизменившихся и по сей день особенностях этой юрисдикции. Такая манера насчитывать налоги – не есть сенсация для Гонконга. Тем более, что уже после этой истории появились новые циркуляры по определению источников прибыли в Гонконге, которые ничего не прояснили, но, скорее, еще больше запутали этот вопрос. И владельцам оффшорных компаний в Гонконге надо быть все время «настороже».

Чтобы не напороться на подобные неприятные вещи, приходится лавировать «между Сциллой и Харибдой». При оформлении компании без консультации с хорошим специалистом вам просто не обойтись. Иначе, чего доброго, придется платить налоги по ставкам налогообложения, которые применяются для резидентов Китая. …Вот такая «непростая» юрисдикция. Восток, знаете ли… Дело тонкое.

Р.S. Одним хорош Гонконг – здесь самый привлекательный налоговый режим для региональных представительств. Как сообщило правительство Гонконга осенью 2004 года, темпы роста количества региональных штаб-квартир и региональных офисов в этом же году стали рекордными (на 1 июня 2004 года в Гонконге насчитывалось 1,098 региональных штаб-квартир и 2,511 региональных офисов компаний, зарегистрированных за пределами Гонконга. Для сравнения на тот же момент 2003 года эта цифра составляла 966 и 2,241 соответственно). По результатам ежегодного исследования Департамента статистики Гонконга, список стран, чьи компании имеют региональные штаб-квартиры в Гонконге, возглавляют: во-первых, США (256), во-вторых, Япония (198) и на третьем месте – Китай (106). Кроме того, в Гонконге широко представлены британские компании.