Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебный год 2023-2024 / Мифы-оффшоры

.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
54.78 Кб
Скачать

6

Раздел «Развеем мифы об оффшорах»

Развеем мифы об оффшорах

Оффшорная компания – безусловно, очень удобный инструмент, применимый в самых различных деловых операциях. Но вряд ли мы раскроем страшную тайну, если скажем, что владеть и пользоваться оффшорной компанией – не значит не иметь никаких проблем и получать от этого только одни плюсы. В жизни так не бывает: ведь рядом с плюсом всегда есть минус. Приобретая компанию, надо продумать и предусмотреть целый ряд моментов, чтобы не иметь неприятностей в будущем. Наш долг – заранее рассказать о возможных препятствиях и о том, как их обойти. Практика показывает: существует целый набор стереотипных заблуждений относительно работы оффшорных компаний, а иллюзии, как известно, - вещь затратная, особенно в бизнесе.

Итак, миф первый: оффшорная компания избавляет от необходимости платить налоги.

Увы, это не так. Оффшорная компания – это чистый инструмент. Она помогает минимизировать налоги, но не избавляет от них совсем.

Основная проблема в том, что при работе с оффшорными структурами реальный бизнес ведется в странах с умеренным и высоким налогообложением. А значит, при движении средств, скорее всего, будут возникать некоторые налоги (иногда совершенно неожиданно). Без четко продуманной схемы работы можно столкнуться с требованием налоговых органов заплатить большое количество налогов. Бывает это так. Вы зарегистрировали оффшорную компанию, работаете с ней, допустим, два года, и в один прекрасный день к вам приходят сотрудники налоговой службы. Они находят множество ошибок в вашей отчетности, указывают на те пункты, где должен быть удержан налог у источника, и в итоге: «будьте добры за два года все это заплатить». Извольте 20 процентов плюс штрафы и пени. Естественно, выплата данной суммы «ложится на плечи» налогового агента, то есть российского юридического лица. Вы хватаетесь за голову, но уже поздно.

Схемы по минимизации налогов бывают спорные и бесспорные. Спорные схемы основаны на нюансах законодательства, с которыми налоговые службы зачастую не согласны. Что делать в этом случае? Есть два варианта: либо вы посылаете персональный запрос в налоговую службу, либо производите операцию на маленькую сумму и сразу сообщаете о ней в налоговый орган. Если налоговая служба утверждает, что схема неправильная, вы подаете в суд. После того, как дело выиграно, можно спокойно вести бизнес, то есть запускать весь поток деловых операций по данной схеме.

Миф второй: о банковской тайне. Понятие банковской тайны на сегодняшний день в мире очень условно. Судите сами.

Начнем с государств Балтии, в банках которых открыты счета многих оффшорных компаний. Все эти страны имеют с Россией договоры об обмене банковской информацией. Следовательно, при правильно составленном запросе из России нужные сведения из прибалтийских банков могут быть получены.

В других государствах – более сложная процедура получения официальной информации в банках, но главное для нас в том, что она в принципе существует.

Исключением является только Израиль, который не присоединился ни к одной конвенции об обмене информацией, за что включен в банковские «черные» списки. Израильские банки сами производят проверку своих клиентов, но имеющиеся у них сведения не выдают. Правда, есть другая проблема: в этом государстве сложно открыть счет (если вы – не израильтянин).

В США закон о тайне вкладов (Bank Secrecy Act) существует с 1970 года. Он не означает сохранения полной конфиденциальности во всех случаях, а скорее, даже облегчает контрольным органам доступ к банковской информации. Финансовые институты Америки обязаны предоставлять властям любые данные, которые «имеют ценность» в уголовном или налоговом контексте. Информация о «подозрительных» транзакциях должна незамедлительно поступать в центральный электронный архив (Crimes Enforcement Network), к которому имеют прямой доступ такие учреждения, как ФБР, ЦРУ, Агентство по борьбе с наркотиками, таможенное и налоговое ведомства. Причем, клиенту банка даже не сообщают, кому и когда переданы сведения о его счетах.

В Великобритании довольно уважительно относятся к банковской тайне, но и здесь кредитные учреждения обязаны информировать налоговиков о тех доходах, которые их клиенты получают в виде процентов по вкладам.

В ЕС банковской тайны, как известно, уже нет. Правда, для не-граждан ЕС в Австрии, в Люксембурге и в Лихтенштейне еще действуют жесткие нормы законодательства в плане охраны тайны вкладов.

Что касается Швейцарии, то хотя она не является членом ЕС и соответственно – не присоединилась к конвенции об обмене информацией о валютных вкладах всех граждан Евросоюза, даже здесь существует процедура открытия данных о счетах – по решению суда одного из контонов Швейцарии.

В настоящее время «заповедниками» банковской тайны являются Сингапур и Гонконг. Даже крупные швейцарские банки переводят свою vip-клиентуру в подразделения в этих странах, чтобы обеспечить тем самым конфиденциальность счетов и не брать на себя обязательства по разглашению информации. (при этом управляются счета из Швейцарии). К Азиатско-Тихоокеанскому региону инвесторов привлекают и такие факторы, как высокий уровень банковского сервиса, а также законодательство, построенное традиционно по британским правовым принципам.

Миф третий: работая с оффшорной компанией, можно не вести документацию.

Это было возможно несколько лет назад. Теперь в законодательстве многих стран произошли изменения, и любой банк, в котором вы открыли счет, может потребовать (даже задним числом) представить к объяснению документы по движению ваших средств (контракты, инвойсы и т.д.).

Кроме того, на сегодняшний день почти не применяются схемы с использованием только оффшорных фирм. Приходится согласовывать работу оффшорных и неоффшорных компаний, а в этом случае необходимо аккуратно вести отчетность по всем транзакциям всей схемы. Иначе может произойти ситуация, аналогичная той, в которой, например, оказался один российский брокер. Кипрская компания, которую он приобрел, являлась клиентом его российской фирмы и торговала на рынке ценных бумаг. Поскольку кипрская компания – своя, то, как это часто бывает, ей вечно забывали правильно оформлять контракты, распоряжения и другие документы. Так было до тех пор, пока в офис российской фирмы не пришли сотрудники налоговой службы. Обнаружив отсутствие документации за солидный период (около шести месяцев), налоговики обвинили российскую компанию в нарушении прав иностранного инвестора. Итогом стали огромные штрафы. …Кто виноват в этой ситуации? Ответ очевиден. Ведь налоговые органы действовали в соответствии с законодательством (извините за сравнение, но щука на то и существует, чтобы карась в пруду не дремал).

Конечно, существуют и самые примитивные схемы. Допустим, оффшорная компания используется как «кошелек». На нее поступают средства и размещаются на счетах в банках. Но и в этом, простейшем, случае нужна отчетность. Например, по законодательству Британских Виргинских островов (которые являются по всем признакам типичным «классическим оффшором») предоставлять финансовую отчетность не нужно, но вести ее следует обязательно. Жизнь полна неожиданностей. Если вдруг по вашему счету будет сделан запрос, например, по подозрению в торговле наркотиками, то все ваши счета будут заморожены, и от вас потребуют срочно предоставить отчетность, скажем, за пять лет.

Миф четвертый: юридическая поддержка компании необязательна. Это один из самых сладких мифов. Но чем слаще какая-нибудь иллюзия, тем горше последствия. Если после первого года существования компании (услуги по регистрации компании предоставляются «в пакете» с юридической поддержкой на один год) на нее не оформлена юридическая поддержка, то компания в административном порядке распускается, поскольку у нее нет сертификата об отсутствии налоговых задолженностей. Вы остаетесь с пачкой бумаг, которые не имеют юридической силы. Может быть, еще работает банковский счет, и вы некоторое время ничего не замечаете. Но когда заметите, будет поздно. Вот пример. Предположим, вы занимаетесь импортом и отправляете в Россию партию груза. На границе российская таможня «тормозит» товар и грозится его конфисковать, если отправитель не предоставит документы (регистрационные и другие). Получатель в России остается без товара – так же, как и отправитель, поскольку груз может быть переадресован и возвращен только на основании предоставленных таможне документов от его владельца. Поэтому, время от времени, юристы нашей компании наблюдают такую картину: к нам прибегает растерянный таможенный брокер, клиент которого попал именно в такую передрягу на границе; у фирмы нет соответствующего сертификата (об отсутствии налоговых задолженностей), а груз скоропортящийся, например, замороженные креветки, то есть ситуация вполне экстремальная. Компанию нужно срочно восстанавливать. Вдобавок необходимо получить соответствующие документы и доверенность на представление таможне – все за предельно короткий срок.

Для того, чтобы компания была в нормальном состоянии, клиент должен приходить к регистратору каждый год и оплачивать те пошлины, которые установлены законодательством страны регистрации. Каждый год может что-то меняться – или пошлины, или процедура оплаты, или стоимость юридической поддержки, требования по предоставлению официальных бумаг. Возможно, от вас потребуют перерегистрации каких-то документов компании.

Миф пятый: оффшорные компании предназначены только для богатых. Чтобы разбить «наголову» это представление, приведем пример из практики нашей компании.

Нашему самому молодому клиенту было пятнадцать лет, когда он пришел к нам за оффшорной компанией. У него не было на тот момент даже гражданского паспорта, только заграничный. Но он оказался компьютерным вундеркиндом, которые изобретал компьютерные игры и продавал их на Западе. Он понял, что целесообразнее заниматься этим от имени своей иностранной компании. Вот такие бывают клиенты.

Владельцами оффшорных структур становятся также российские ученые, живущие на гранты, получаемые из-за рубежа. Если грант приходит на счет иностранной компании, то вместо 13-ти процентов подоходного налога со всей суммы гранта, нужно заплатить 6 процентов с дивиденда (то есть с суммы после вычета всех затрат).

Обращаются к нам и индивидуальные предприниматели, даже с крохотными оборотами. Если бизнесмен занимается внешнеэкономической деятельностью, то оффшорная компания при оборотах от 100 тысяч долларов в год начинает себя оправдывать. Если весь бизнес ведется только на территории России, то необходимы обороты, существенно превышающие 100 тысяч в год. Это, как правило, вариант использования чисто финансовых схем: финансирование бизнеса, кредитование, работа с ценными бумагами.

Приходят к нам и олигархи, которые купили компанию у зарубежного регистратора, а разработанная европейскими юристами бизнес-схема почему-то не работает… И здесь мы сталкиваемся с еще одним мифом – что компанию лучше покупать у зарубежного регистратора. Этот стереотип имеет советские корни, он образовался из ложного страха, что все российские регистраторы являются штатными осведомителями неких заинтересованных в этом государственных органов. Нелепость подобной боязни так очевидна, что не нуждается в комментариях.

Теперь – об иностранных регистраторах. В чем их преимущества и недостатки? В отличие от отечественных аналогичных фирм, они не занимаются консультированием клиентов, у них только одна функция: зарегистрировать юридическое лицо. Обращаясь к зарубежному регистратору, вы должны четко знать, какой именно комплект документов потребуется для работы. За консультацией же придется обращаться в юридическую фирму. Только там вам назовут подробный перечень необходимых документов, исходя из специфики вашего бизнеса. Возможен и такой вариант: получив рекомендации, вы заказываете компанию данной юридической конторе, а она уже, в свою очередь, отправляет заказ регистратору. Многие предприниматели, которые «обожглись» на том, что оформили у иностранной регистрационной компании не подходящий для специфики их коммерческих операций комплект официальных бумаг, обращаются потом к отечественным юридическим и консалтинговым фирмам, то есть – приходится платить дважды.

А вот еще одна из возможных ситуаций, когда бизнес-схема разрабатывается за рубежом. Однажды к нам обратился клиент по поводу какого-то мелкого вопроса – при этом он недавно зарегистрировал компанию у европейских регистраторов и там же, у местных юристов, заказал бизнес-схему. В ходе консультаций с нашими специалистами обнаружились фактические ошибки в этой схеме (не были учтены конкретные ставки при использовании договоров об избежании двойного налогообложения, в результате чего эффективность схемы свелась к нулю). Вдобавок выяснилось, что схема не учитывает российскую специфику: помимо законодательства есть не только подзаконные акты, но и традиционные нюансы в действиях отечественных бюрократических структур. Есть принципы работы таможни, которые основаны не только на законодательных актах, но и на нормативах, которые выпускаются руководством ГТК. Все это приходится учитывать, иначе схема работать не будет. К примеру, между Россией и Англией заключен договор об избежании двойного налогообложения, но для того, чтобы английская компания могла этим договором воспользоваться, надо выполнить много условий и потратить огромное количество дополнительных расходов на содержание этой компании. То есть теоретически схема с использованием преимуществ данного договора между Россией и Англией возможна, но практически она не работает. Как говорит русская пословица, «красиво было на бумаге, да забыли про овраги».