Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

!Экзамен зачет учебный год 2023 / История вьезда и выезда из рф

.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
21.16 Кб
Скачать

В истории России первым антифеодальным выступлением, выдвигавшим требования прав и свобод личности, была крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева 1773 - 1775 годов. Восставшие крепостные крестьяне, заводские рабочие, казачество, угнетенные народности сформулировали свои требования в виде «Манифестов» Пугачева. В них выражалась идея свободы как воли, они отменяли крепостное право, само слово «раб» заменялось понятием «вольные». Следовательно, вольные приобретали и право на свободу передвижения. Однако, как известно, восстание было подавлено, и реализация этих прав была отложена на сотни лет.

Для других социальных групп Российского государства право на свободу передвижения провозглашалось и гарантировалось нормативными актами императорской власти.

За несколько лет до выступления крепостных крестьян под предводительством Е.Пугачева, 4 декабря 1762 года императрица Екатерина II издала манифест «О свободном поселении иностранцев в России». Этот акт примечателен тем, что он, хотя и направлен на регулирование вопроса въезда в Россию иностранцев, впервые предоставляет право на свободное возвращение в империю российских подданных.

Для угнетенных же слоев, эти манифесты ничего не меняли, их личные и политические права и свободы даже не упоминались.

Только с отменой крепостного права реформами 1861 - 1864 годов в России XIX века утвердились личные права человека. Что же касается права на свободу передвижения, как показала история России, именно в этот период это право было практически неограниченным. Это, видимо, было вызвано тем, что после провозглашения отмены крепостного права в 1861 году, не был принят ни один правовой акт, регламентирующий свободу передвижения вплоть до 1864 года.

Однако, после появления первых нормативных актов Российской империи по вопросам паспортов, видов на жительство и, особенно, введения черты оседлости, право на свободу передвижения строго регламентируется и различается в зависимости от социальной принадлежности. Эти различия сохранились и после внесения последних изменений в Уставе о паспортах, внесенных Высочайшим Указом Императора Российской империи от 5 октября 1906 года. ст. 1 Устава о паспортах гласила: «Вид на жительство служит удостоверением личности, а равно права на отлучку из места постоянного жительства в тех случаях, когда это право должно быть удостоверено»

Об этих же различиях в праве на свободное передвижение в зависимости от социальной принадлежности подданных Российской империи свидетельствует и не одинаковый порядок выдачи документов, удостоверяющих личность и их статус по социальным группам: видами на жительство для дворян, чиновников, духовенства, почетных граждан, купцов и разночинцев служат бессрочные паспортные книжки, а выдача видов на жительство для евреев только в местах «еврейской оседлости и срок действия документов был ограничен.

«Указ от 5 октября 1906 года распространяется лишь на природных обывателей Российской Империи и не предоставляет никаких льгот евреям и не дает им права получать бессрочные паспортные книжки в местах их постоянного жительства»

Примечательно, что право на свободу передвижения регламентировалось не только Уставом о паспортах, в том числе и для привилегированных социальных групп, но соблюдаются и «правила, изложенные в Уставе о Службе по определению от правительства, в Уставе Духовных Консисторий и в Уставе Духовных Дел иностранных исповеданий, а равно в других узаконениях, по принадлежности».

Самыми ограниченными в праве на свободное передвижение были инородцы, к которым были отнесены и евреи. Законы, предусматривавшие введение черты еврейской оседлости и, ограничивавшие их права на жительство и передвижение вне этой черты, были приняты 3 мая 1882 года и 29 ноября 1887 года. Помимо этих законов действовали «Правила о постоянном и временном пребывании евреев в черте их оседлости и вне оной».

Заграничные паспорта российским подданным выдавались в соответствие со ст. 164 Устава главными начальниками губерний, а там где их не было - губернаторами или градоначальниками. Специального органа, наделенного компетенцией выдачи заграничных документов, дающих право на выезд и передвижение за пределами Империи, не было, однако их выдача не обходилась без участия полиции, которая предусматривала, что «каждый, намеревающийся отбыть за границу русский подданный, кто бы и какого звания ни был, обязан подать о том прошение Генерал-губернатору или Градоначальнику и представить от полиции свидетельство, удостоверяющее, что никакого законного препятствия к отъезду его за границу не имеется»

В случае необходимости срочного получения заграничного паспорта и выезда за границу «дозволялось принимать в удостоверение о беспрепятственности к выезду ручательство в том лиц, известных своею благонадежностью», однако это допускалось только в «случаях особых уважений» и, очевидно, только при обращении лиц высших сословий. Критерии благонадежности или перечень препятствий, дающих право полиции не выдавать соответствующее свидетельство, Устав не содержит. Это дает право предполагать, что ограничение права на выезд подданных Российской Империи не было основано на законе. Произвол полицейских властей в данном вопросе ничем не был ограничен. Множество вопросов регламентировалось циркулярами и разъяснениями Министерства внутренних дел или Департамента полиции.

Устав о паспортах Ст. 194: «Паспорта на выезд за границу имеют силу в течение трех месяцев со времени их выдачи до дня выезда за границу. По миновании сего срока, каждый отъезжающий за границу должен снабдить себя новым паспортом». Циркуляр МВД Российской Империи от 19 октября 1868 года № 209 разъяснял порядок вручения заграничных паспортов и необходимость личной подписи владельца в присутствии чиновника, выдававшего документ. Срок «дозволенного пребывания всех вообще русских подданных за границей с узаконенным паспортом» определялся на пять лет (ст.207 Устава). Порядок продления сроков пребывания за границей устанавливался не законодательным актом государства, а циркуляром Департамента полиции.

Порядок пропуска через границу при выезде из Империи и возвращении обратно определен в статьях 214 и 215 Устава. «Никто без паспорта, ни по какой причине, ниже ради богомолья, из пределов Империи выпускаем быть не должен», а обратно должен быть обеспечен «беспрепятственный пропуск по паспортам, полученным для отлучек из России»

Устав о паспортах и другие нормативные акты Российской империи, регламентировавшие вопросы, связанные с выездом за пределы государства, продолжали действовать до октября 1917 года.

После Октябрьской революции 1917 года все принятые новой властью законы (декреты, декларации), в том числе и Конституция (основной закон) РСФСР от 10 июля 1918 года, заявляли об установлении подлинной демократии. Однако, в них провозглашались в полном объеме политические и другие права только для рабочего класса, значительно ограничив права крестьянства и полностью лишив прав свергнутые революцией классы. Ни в одном законе или другом нормативном акте новой власти о порядке выезда за пределы республики или въезда в республику не содержится каких-либо норм.

Вопросы выезда российских граждан за границу (кроме выезда по дипломатическим или служебным делам) законодательно практически не регламентировались.

27 декабря 1932 года Центральным исполнительным комитетом Советов и Советом народных комиссаров Союза ССР принято постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Этим постановлением утверждено Положение о паспортах, в котором говорилось, что «прописка лиц, где введена паспортная система безусловно обязательна». Тем самым, было положено начало тотального контроля за передвижением каждого гражданина, менявшего место жительства или, вступавшего в самые обыденные отношения с любым органом управления, начиная от домоуправления и заканчивая НКВД.

26 октября 1935 года приказом НКВД СССР была утверждена «Инструкция по учету и регистрации иностранцев, выезду за границу и въезду в СССР советских граждан, выходу из советского гражданства и приему такового».

Все решения о разрешении гражданину выезда за границу, где бы он ни проживал, принимались только в центральном аппарате Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД и только после согласования с органами государственной безопасности.

С принятием Конституции СССР в 1936 году формально провозглашались широкие права граждан, однако в условиях установившегося тоталитарного режима, как и все права человека, право граждан на свободу передвижения оставалось фикцией.

Для иностранцев и лиц без гражданства был введен перечень местностей СССР, где их пребывание и проживание запрещено. В этот перечень были включены целые республики, входившие в состав Советского Союза. Среди них Узбекская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, а также Якутская АССР и острова Северного Ледовитого океана.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в связи с условиями военного времени, численный состав отделов (отделений, групп) виз и регистрации был сокращен примерно на половину. Однако в первые же послевоенные годы он вновь был доведен до уровня довоенного времени.

Несмотря на то, что Советский Союз стоял у истоков создания Организации Объединенных Наций и участвовал в обсуждении и принятии текста Всеобщей декларации прав человека Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, права человека в собственной стране, в том числе право на выезд из страны и въезд в нее не признавались в качестве приоритетных.

Только после 1988 года, когда демократические преобразования в обществе, реально коснулись общественно-политической жизни, а правящей Коммунистической партии невозможно было более играть на классовой идеологии отторжения капиталистического образа жизни, появились первые признаки реализации права гражданина на свободный выезд. Эти признаки первоначально были отмечены отменой обязательного согласования выезда гражданина с органами госбезопасности и представления согласия партийных и комсомольских органов при его выезде в социалистические страны. Несколько позже были отменены для выезжающих граждан обязательные партийные и комсомольские характеристики и при ходатайстве о выезде в капиталистические страны.

Однако, как и прежде, законодательно гарантии прав граждан на свободу выезда и передвижения не были закреплены. Фактически до самого распада Советского Союза действовало Положение о въезде в СССР и выезде из СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР 22 сентября 1970 года

В 1967 году был издан указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении советского гражданства всех лиц, эмигрировавших в Израиль. Лица, эмигрировавшие в Израиль и, утратившие гражданство СССР, автоматически были лишены возможности въезда обратно даже для краткосрочного посещения родственников. Этот порядок был изменен только с 1 июля 1991 года, когда частично вступил в действие Закон СССР от 20 мая 1991 года «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР». Однако, полностью вступить в силу первый закон советской власти в области свободы передвижения не успел из-за распада Советского Союза. В соответствие с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1992 года действие этого закона было распространено с 1 января 1993 года на территорию Российской Федерации.

Словно отдавая дань памяти Всеобщей декларации прав человека, Международным пактам о правах человека, перед своим распадом Советский Союз успел принять 5 сентября 1991г собственную Декларацию прав и свобод человека. В ней нашли отражение практически все перечисленные во Всеобщей декларации прав человека права и свободы человека и гражданина, в том числе и права на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21).