Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

биоэтика 4

.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.03.2023
Размер:
17.38 Кб
Скачать

История биомедицинских экспериментов на человеке в России

В настоящее время с точки зрения биоэтической оправданности и правового регулирования оцениваются четыре типа экспериментов в биомедицине. Первый тип — это экспериментирование врачей на себе. С этической точки зрения врачи, обладающие всей полнотой знаний о сути эксперимента, о последствиях, проводя эксперименты на себе, имеют возможности для того, чтобы дать добровольное информированное согласие. В истории медицины есть масса примеров, когда врачи проводили эксперименты на себе. Второй тип экспериментов — это эксперименты над здоровыми людьми. В таких экспериментах, которые являются обязательным этапом фармакологических исследований, проверяется предельная доза и побочные эффекты. Третий тип — это эксперименты над пациентами, в ходе которых ожидается польза для самого испытуемого. Этот тип называется терапевтическими экспериментами. Четвертый тип — это эксперименты над больными людьми, в ходе которых терапевтического эффекта не ожидается. Целью такого эксперимента является получение знаний.

Я расскажу вам про первый тип – экспериментирование советских врачей на себе: Илья Мечников (1845–1916), один из основоположников эволюционной эндокринологии, первооткрыватель фагоцитоза и создатель фагоцитарной теории иммунитета, постоянно ставил на себе эксперименты. Трижды едва избежал неминуемой смерти, которую сам себе и устраивал.

Он неоднократно пытался привить себе холеру, чтобы проверить собственные гипотезы о распространении бактерий. Затем намеренно заразил себя сифилисом, доказывая действенность разработанной им мази. В конце 1880-х проверил на себе и такую болезнь, как возвратный тиф. Слег на три недели. Температура доходила до 41,2 градуса. Мечников чувствовал, что умирает. Незадолго до этого заболела тифом и его жена Ольга, поэтому сам опыт, по мнению некоторых современников, напоминал попытку самоубийства, закамуфлированного под научную жертву. Однако супругам удалось выздороветь. Кстати, безвозвратно ушел не только тиф. После выздоровления Мечников обнаружил, что у него улучшилось зрение. И ко всему прочему пропали депрессия и нервозность. По воспоминаниям близких, после этого опыта он стал «самым жизнерадостным оптимистом, учившим любить жизнь». В 1908 году он получил Нобелевскую премию за свои бактериологические исследования.

В конце 19в Игорь Ашешов ввел себе сначала пять кубических сантиметров крови, взятой у больного сыпным тифом. Через три недели еще кубический сантиметр — он знал, что содержащиеся в этой порции возбудители начнут развиваться и размножаться в случае, если предварительно проведенная инъекция кровяной сыворотки не ослабит их. И заболел настолько тяжело, что были все основания беспокоиться за его жизнь. С помощью эксперимента было установлено, что предварительная инъекция сыворотки крови больного не может считаться средством, гарантирующим от заболевания.

Леонид Рогозов (1934–2000), советский хирург, в ночь на 1 мая 1961 года провел необычную операцию: на советской антарктической станции, вдали от цивилизации, он сам себе вырезал аппендикс. На станции Новолазоревская он был единственным врачом. Диагностировал у себя острый аппендицит — ему была необходима срочная операция. И единственным выходом в сложившейся ситуации было выполнить ее самому себе, не дожидаясь смерти от перитонита – воспаления листков брюшины.

Полулежа Рогозов сделал себе местный укол, затем 12-сантиметровый надрез в правой подвздошной области. Иногда хирург смотрел в зеркало, но больше действовал на ощупь, без перчаток. Добравшись до аппендикса, понял, что отросток может в любой момент лопнуть. Ему удалось удалить воспаленный отросток и ввести в брюшную полость антибиотик. Через 45 минут почувствовал слабость, поэтому оставшуюся часть пришлось делать с перерывами на отдых. В целом пытка длилась 1 час 45 минут. Врач сумел дотерпеть, не потерять сознание и самостоятельно наложить швы. Когда понял, что дело сделано, дал указание ассистентам убрать операционную, принял снотворное и уснул. Через 5 суток температура нормализовалась, еще через 2 дня швы были сняты. Это была первая подобная операция в мировой истории.

Анатолий Смородинцев (1901–1986) - создатель советской вирусологии. Перед Великой Отечественной войной в Сибири он разработал и испытал на себе первую в мире вакцину против клещевого энцефалита. Смородинцев стал автором знаменитой живой вакцины от полиомиелита, создал первую в мире живую вакцину против гриппа. Также он разработал вакцины против кори, эпидемического паротита и краснухи.

После того, как была изготовлена вакцина от полиомиелита, взрослые добровольцы опробовали ее на себе. Но ведь предназначена она была маленьким детям! Полный ответ, насколько она безопасна, даст только эксперимент на малышах. Профессор отлично знал, насколько опасна игра с вакциной полиомиелита. Но выбрал… собственную внучку. Родители дали согласие на эксперимент над девочкой, которой еще не исполнилось четырех лет…

Кстати, в этой же семье на другой внучке впервые была испытана вакцина от кори, а Александр Смородинцев испытал на себе вакцину от клещевого энцефалита. Такой вот «семейный подряд» с риском для собственной жизни и жизни близких ради спасения других людей…

Михаил Машковский (1908–2002) - один из основоположников российской фармакологии выяснял природу заболевания бери-бери, распространенного в Азии. Ради этого он питался на протяжении года только шлифованным рисом, пытаясь доказать, что причина возникновения заболевания — нехватка витамина В1. И оказался прав — заболел бери-бери в очень тяжелой форме и лишь чудом остался жив.

В 2020г - Сотрудники Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи на себе проверили разрабатываемую ими векторную вакцину от COVID-19. Прежде чем приступить к испытаниям на добровольцах, в порядке эксперимента группа исследователей, включая директора НИЦ академика РАН Александра Гинцбурга, неофициально вкололи вакцину себе. опыт оказался успешным: иммунитет есть, негативных эффектов не обнаружено. "Что касается разработчиков - да, они не столько на себе испытывают, сколько себя защитили, для того чтобы в условиях пандемии дальше они могли заниматься разработкой. Все, кто занимается разработкой, соответственно, все защищены", - сказал Гинцбург директор центра, академик РАН в одном интервью.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]