Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ИГПЗС учебный год 2023 / 42. Условия действительности договоров по ГГУ 1900 г

.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.12.2022
Размер:
21.57 Кб
Скачать

Билет № 42. «Условия действительности договоров по ГГУ 1900 г»

В ГГУ в основу договорного права был положен принцип свободы договора. В Мотивах к проекту кодекса этот принцип неоднократно упоминается как руководящий.

Например: «Основной принцип, который господствует в обязательственном праве, — свобода договора—для права вещного значения не имеет...».

Принцип свободы договора означал предоставление частным лицам обширных правомочий для установления любого юридического отношения, лишь бы оно не противоречило общим предписаниям закона.

Но, предоставляя, частным лицам свободу по установлению договорных обязательств, ГГУ устанавливает условия их действительности (несоблюдение – договор ничтожный, так ГГУ не допускал договоры «пряно нарушающие какие-либо предписания закона» (§ 309)):

Дееспособность лиц, заключающих сделку

(§ 104—115).

Согласно § 104 ГГУ

Недееспособными являются лица: 1. не достигшие 7 лет, 2. находящиеся в состоянии болезненного расстройства психической деятельности, исключающего свободу волеизъявления, если это состояние по своей природе не является временным

Несовершеннолетние старше 7 лет признаются германским правом уже ограниченно дееспособными, и договоры, не касающиеся приобретения правовых преимуществ требовали согласия законного представителя.

Среди причин, объясняющих расширение круга лиц, способных к заключению юридических сделок, нужно выделить социальную: усилившееся включение несовершеннолетних и женщин в систему капиталистического хозяйства (фабричный труд малолетних, женщин).

Волеизъявление сторон (то есть внешнее выражение воли).

(п.116) Волеизъявление не признается ничтожным, если изъявившее лицо умал­чивает о том, что его действительная воля отлична от выраженной. Волеизъяв­ление ничтожно, если оно должно быть обращено к другому лицу и последне­му известно о скрытой оговорке.

Данная статья говорит нам о том. что есть 2 элемента:

  • воля (намерение)

  • ее выражение (истинная воля)

Однако изъявление может быть признано ничтожным, если одной стороне известна действительная невыраженная воля второго лица.

«Теория волеизъявления» была призвана придать обязательственным (договорным) связям большую определенность и стабильность в интересах капиталистического оборота.

Соблюдение формы

Как общее правило, для действительности договора ГГУ не требует специальной формы. Кодекс установил обязательную форму (письменную или судебную) только для отдельных договоров (сделки с недвижимостями (землей, имениями). Форма договора имела основополагающее значение по ГГУ для особого вида обязательств — абстрактных.

§ 780. [Договор о принятии на себя обязательства]

Договор, по которому исполнение обещано таким образом, что обещание следует рассматривать как самостоятельное основание возникновения обязательства (договор о принятии на себя обязательства), действителен только в том случае, когда обещание изложено в письменной форме, если не установлена иная форма.

Их наличие в ГГУ надо признать поэтому значительной уступкой крупной германской буржуазии, промышленникам — монополистам и банкирам.

Непротиворечие общественной нравственности

Характерны для ГГУ особые требования для действительности договоров, такие как «добрые нравы», «добрая совесть». Согласно п. 138 признающего недействительной всякую сделку, противоречащую «добрым нравам».

§ 136. (1) Сделка, противоречащая добрым нравам, ничтожна. (2) В частности, ничтожна сделка, по которой какое-либо лицо, пользуясь стесненным положением, неопытностью, легкомыслием или слабоволием друго­го, заставляет последнего взамен каких-либо услуг со своей стороны пообе­щать или предоставить себе или третьему лицу имущественные выгоды, явно несоразмерные встречному удовлетворению.

+ два весьма характерных правила, имеющих большое значение для судебной практики. Первое из них объявило, что «договор следует толковать согласно требованиям доброй, совести и принимая во внимание обычаи гражданского оборота» (§ 157), Второе обязало должника «производить исполнение так, как того требует добрая совесть, сообразуясь с обычаями гражданского оборота» (§ 242). Таким образок, ГГУ контролирует внеюридическими критериями не только заключение договорных обязательств (§ 136), но и их исполнение и толкование.