Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
45.57 Кб
Скачать

ИГПЗС

Билет 24

1.Преступления и наказания, суд и судебные процесс в Законах 12 Таблиц

Современное понимание уголовного преступления как социально опасного деяние в Законах XII таблиц распространяется только на преступления против Римской республики. Все прочие преступления рассматриваются в качестве деяний, наносящих вред отдельному гражданину Рима. Однако рассмотрение правонарушений с точки зрения жестокости наказания и современного уголовного права позволяет отнести к этой категории следующие преступления, карающиеся по Законам XII таблиц. 1. Кража, при поимке с поличным, наказывалась телесным наказанием и последующей выдачей потерпевшему для свободных, - телесным наказанием и казнью для рабов, для несовершеннолетних - телесным наказанием или простым возмещением убытков). При этом совершение кражи в ночное время могло повлечь за собой убийство преступника на месте, при этом убивший освобождался от ответственности, однако, в случае, если совершающий кражу в дневное время защищается с оружием в руках, убийство его могло вызывать неприятные последствия для убийцы, ибо законы XII таблиц повелевали созывать народ для задержания преступника (VIII.12.). Вместе с тем, если вор не был пойман с поличным, на него лишь налагался штраф в двойном размере стоимости украденной вещи. (VIII.16.; VIII.18a.) Потрава поля, преднамеренный поджог - карались смертью. (VIII.9.10.) Лжесвидетельствование - каралось смертной казнью (уличенный сбрасывался с Тарпейской скалы). Хранение краденой вещи - штраф в размере тройной суммы стоимости вещи (VIII.15а.) Убийство, очевидно, также наказывалось смертной казнью, как это видно из текстов поздних римских авторов: "VIII.24б. По XII таблицам за тайное истребление урожая (назначалась) смертная казнь, более тяжкая, чем за убийство человека"7. Коррупция. Уличенные в мздоимстве судьи и посредники подлежали смертной казни. Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.

Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному (legis actio - совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом). Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицис. Первая стадия была строго формальной, вторая - характеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных точно определенных для каждого данною случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в кассу понтификов в виде залога правоты (II.1.). Малейшее нарушение формальной стороны процесса рассматривалось как вмешательство богов и влекло за собой проигрыш дела. Проигрыш дела вел к проигрышу залога и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало. Необходимо также отметить, что любое судебное разбирательство должно было закончиться в тот же день: "I.9. Если (на судоговорении) присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком (судоговорения)".

С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

2. Институт королевской власти в Англии в 16-начале 17 вв.

В данный период в Англии происходил процесс становления абсолютизма, однако кульминационная стадия развития монархической формы правления не получила здесь характера завершенности. Английская королевская власть даже в период наивысших успехов была вынуждена считаться с парламентом. Она не смогла создать мощного и сильного бюрократического аппарата, централизованного управления, постоянной армии, поскольку это не требовалось для островного государства. Со 2 половины 15 века значение парламента падает, несмотря на расширение его компетенции. Усилению королевской власти способствовали:

1) война «алой и белой розы», которая велась с переменным успехом и сильно ослабила роль парламента, являвшегося орудием в руках одерживающей верх стороны

2) развитие буржуазных отношений требовало создания сильной государственной власти. Часть английского дворянства вступило на капиталистический путь развития («новое дворянство»), чьи интересы совпали с интересами буржуазии. Это дворянство было переплетено с буржуазией.

3) активная внешняя торговля требовала ведения энергичной внешней политики, которая бы защищалась сильной государственной властью.

4) духовенство искало защиты у светской власти от распространившихся религиозных движений радикального направления

Однако королевская власть даже по мере усиления не могла упразднить парламент из-за отсутствия централизованного бюрократического аппарата. Кроме того, парламент не разрывали внутренние противоречия, наоборот, он был внутренне един и имел хорошую опору в местном самоуправлении. Усиление королевской власти в правление Тюдоров привело к преобладанию короны над парламентом.

3.Золотая булла 1356 г.

Золотая Булла начинается словами обращения к Господу – стихотворным прологом, как положено в средние века, затем формулируется цель документа. Он создан для того, чтобы не позволить немецкому народу направить свои стопы, «где правит Эринния, властвует Алекто и судит Мегера». Все эти ужасные существа, считавшиеся в античной мифологии возбудителями мести, раздора и безумия, в документе поименованные – Античная Римская империя, никогда не уходили из сознания средневековой Западной Европы, продолжая жизнь свою – духовную, политическую, культурную .Далее следует перечисление глав, относящиеся к той части Буллы, которая была принята в Нюрбенге. Основная часть документа состоит из 31 главы 6 – посвящены вопросам, связанным с избранием римского короля, который должен стать императором, 4 – попыткам установить феодальный порядок, а 21 – князья-избирателям, их привилегиям.

В Золотой Булле юридически закреплялась практика выборности королей в Германии. Впервые в официальном документе был сформулирован состав тех, кто его избирает – семь курфюрстов. Закреплялся состав: архиепископы Майнца, Кельна и Трира, Король Чехии, Рейнский фальцграф, герцог Саксонии и маркграф Брандербурга. «Выборы производились во Франкфурте названной коллегией в лице самих правителей или их послов после принесения присяги. Срок избирательной процедуры был строго ограничен 30 днями. Выборы производились без пауз». Если через 30 дней курфюрсты не выбрали императора, то «они должны были перейти на питание лишь хлебом и водою и никоим образом не выезжать из города, пока не будет избран новый правитель христианского народа».

Был закреплен принцип выборности – большинство курфюрстов, т.е. группа из четырех человек. Были отмечены возможные обстоятельства,

7 которые могут помешать, и предусмотрено, чтобы выборам ничего не помешало. Карл стремился, очевидно, предусмотреть любые мелочи, которые могли бы затруднить процедуру избрания. Например, голос неявившегося или опоздавшего не учитывался. Были даны обязательства всем князьям поддерживать курфюрстов, направляющихся на выборы. Даже если это был их личный враг, они были обязаны дать курфюрстам сопровождение и охрану для участия в выборах. Четко устанавливается, кто из князей является курфюрстами.

Карл IV смог не только добиться недопущения своих сильнейших врагов в состав коллегии, он и обеспечил привилегированное место для чешского короля.

В Золотой Булле сказано со всей определенностью, что после голосов трех архиепископов следует очередь чешского короля, «который среди светских курфюрстов обладает первенством благодаря величию королевского сана, праву и заслугам». Благодаря усилиям Карла коллегия курфюрстов оформилась в составе, который не менялся в течение ряда столетий.

Только что избранный император должен был подтвердить всем князьям – избирателям «всех их прав, привилегий и грамот, вольностей, пожалований, старинных обычаев, а также почетных санов и всего, что они от империи получили и чем обладали вплоть до дня выборов».

Более того, «Золотая Булла» предполагала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государстенного управления и намечала ежегодный съезд князей-избирателей (гл.12). Это плохо соблюдалось. Но ведь нам важна история юридической мысли, история политических идей, потому что она влияет на сознание и на реальную политическую мысль.

Таким образом, Золотая Булла императора Карла IV отразила в себе противоположные тенденции одновременно. Императора избирали всего семь человек в государстве. Но – его избирали, власть не передавалась династическим путем, как это было в Англии и Франции. Закреплялся сам принцип выборности. Факт, который трудно переоценить.