Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
44.03 Кб
Скачать

16 билет

Common Law в юридической конструкции государственного строя Англии в XVII веке.

"Общее право" (Common Law) является обычным правом, т. е. неписаным правом, живущим якобы в сознании народа. Су¬дьи являются выразителями этого "общего права"; оно выявля¬ется в судебных решениях. Таким образом, судебное решение яв-ляется средством познания "общего права", и получают, следо¬вательно, важное значение прежние решения авторитетных су-дей, так называемые судебные прецеденты. В ряде случаев эти прецеденты имеют руководящее значение при разрешении в даль¬нейшем аналогичных дел. Судебное решение признается не про¬сто мнением судьи, а выражением якобы существующего неза¬висимо от судьи обычного права.

"Общее право" начало складываться еще в XIV в. Решения высшего суда в Лондоне стали приобретать значение единого для всей Англии права. С тех пор прецеденты умножаются, захватывают все более широкий круг отношений и CL стано¬вится целой системой права. Но следует отметить, что "общее право" не имеет для судьи безусловно обязательной силы. В не-которых случаях судья может отклониться от прецедентов и вынести новое по своему содержанию решение. Это обстоятельство и дает CL ту гибкость, о которой мы уже говорили выше. Сложившееся на протяжении ряда столетий "общее пра¬во" является результатом огромной работы многочисленных су¬дей, стремящихся сочетать "незыблемость" права с потребностями текущей жизни. Вместе с тем, возможность свободного обращения судьи с прецедентами придает CL характер некоторой неопределенности: от судьи зависит избрать тот или дру¬гой из множества имеющихся прецедентов и истолковать преце¬дент. Энгельс указывает, что английское обычное право "в глав¬нейших своих статьях неопределенно и сомнительно".

"Общее право" было проникнуто строгим формализмом. Оно выработало определенные исковые формулы, и в этом имеется некоторое внешнее сходство формализма английского права с фор¬мализмом римского права классического периода, которое также являлось совокупностью исков. Если то или иное притязание еще не нашло для себя определенной формулы, то оно не могло получить защиту на основании "общего права", и от этого страдали ин¬тересы развивающейся буржуазии. Путь к борьбе с формализмом общего права был найден в так называемой "справедливости".

Основные тенденции в развитии институтов вещного и обязательственного права Франции в XX веке.

Военное регулирование народного хозяйства.

При известном разнообразии методов военно-хозяйственного регулирования в разных странах основными среди этих методов как в первую, так и вторую мировые войны были:

1. Нормирование государством цен на различные товары. Как Германия, так и страны Антанты пользовались этим методом ре¬гулирования уже в первую мировую войну. К нему вернулись и с началом второй мировой войны. Франция и Англия запретили за¬конами 1939 г. повышать, кроме случаев, предусмотренных в за¬коне, цены на сельскохозяйственные и промышленные товары; в США было учреждено особое бюро регулирования цен и т. д. Во¬енное регулирование цен обыкновенно осуществлялось различными "смешанными" органами, включавшими в свой состав, наряду с государственными чиновниками, также представителей монополи¬стических объединений, и прежде всего служило интересам этих последних.

2. Установление внеочередности ("приоритета", по выражению английского и американского законодательств) удовлетворе¬ния заявок предприятий на стратегическое сырье и транспортные средства и заключение соответствующих договоров.

В Англии эта система привела во время второй мировой вой¬ны к "автоматическому" признанию приоритета за правительствен-ными заявками, независимо от решения соответствующего органу регулирования. В США такое преимущество было прямо предос¬тавлено законом заявкам подрядчиков и поставщиков, выполняв¬ших правительственные заявки.

3. Принудительное заключение договоров на сбыт определен¬ных видов продукции.

Во Франции закон 1938 г. об организации нации в случае войны устанавливал осуществление необходимых для войны поставок в порядке добровольных соглашений государственных органов с по¬ставщиком, но грозил поставщику при недостижении согласия рек¬визицией его продукции или даже секвестром, полным или час¬тичным, его предприятия. В Англии общий закон 1940 г. в интере¬сах обороны страны уполномочивал правительство требовать от всех английских подданных предоставления их собственности в распоряжение правительства, осуществления деятельности и ока¬зания услуг для нужд войны. В США закон 1940 г. предоставил президенту право давать принудительные заказы промышленным предприятиям через военного и морского министров.

4. Установление твердых норм снабжения населения предме¬тами продовольствия и промышленными товарами широкого по¬требления, что принимало форму так называемой карточной сис¬темы.

5. Установление системы разрешений на открытие новых пред¬приятий в определенных областях народного хозяйства, воспре¬щение расширять существующие предприятия, сокращать число занятых в предприятиях рабочих, закрывать действующие пред¬приятия.

Во Франции законом 9 сентября 1939 г. было запрещено от¬крытие или расширение какого бы то ни было промышленного, торгового или ремесленного предприятия без разрешения адми¬нистративных органов. В Англии в 1941 и 1942 гг. был ликвидиро¬ван (нередко, впрочем, по соглашению с владельцами и лишь при недостижении соглашения принудительно) обширный круг пред¬приятий, не имевших существенного значения для обороны, При¬надлежавшее президенту США право секвестра частной собствен¬ности давало ему возможность влиять на число и круг действую¬щих предприятий.

6. Установление контроля государства над внутренним режи¬мом предприятий, приостановка производства одних изделий и за¬мена их другими, установление размера заработной платы и т. д.

Франция постепенно пришла к установлению такого контро¬ля во время второй мировой войны на почве действовавшей во время войны системы распределения стратегического сырья и транспортных средств, с одной стороны, и установленного государством порядка размещения заказов — с другой. 7. Принудительное объединение предпринимателей, нередко со включением в состав соответствующих объединений также пред¬ставителей государства и с возложением на эти объединения ад¬министративных функций.

Франция вступила на этот путь уже во время первой миро¬вой войны, организуя принудительные консорциумы (промышлен-ников) для централизованных закупок сырья и его распределения между предприятиями соответствующей отрасли. Опираясь на опыт первой мировой войны, закон 1939 г. вновь предписывал образо¬вание консорциумов производителей, торговцев и потребителей продовольствия, и форме принудительно организуемых торговых товариществ.

"Учение о непредвиденных обстоятельствах" в судебной практике. Прежде всего стали применять это учение органы фран-цузской административной юстиции, разрешавшие споры из до¬говоров с казной о поставках и подрядах и из концессионных дого¬воров. Высший орган этой юстиции — Государственный совет — в решении 1916 г. по делу газовой компании г. Бордо признал, что непредвиденные обстоятельства, каким является, например, чрез¬вычайный рост цен на рабочие руки и материалы, служат основа¬нием для изменения тарифов за пользование газом. Укрепившись с этих пор в практике органов административной юстиции, это "уче¬ние о непредвиденных обстоятельствах" проникло затем и в прак¬тику низших гражданских судов. А когда этому учению во имя устойчивости гражданского оборота объявил борьбу кассационный суд, то вмешался законодатель: два закона 1918—1922 гг. допус¬тили изменение судом в соответствии с изменившейся конъюнкту¬рой договоров поставки и других торговых договоров по требова¬нию заинтересованной Стороны. За этим последовал ряд подобных законов, изданных в период, главным образом, 1925—1936 гг.

Золотая оговорка. Перед лицом неуклонного обесценивания денег, начавшегося в 1914 г., получила большое значение так называемая «золотая оговорка», практиковавшаяся в условиях неустойчивости валют еще с середины 19 века. Золотая оговорка представляет собой включаемое в договор условие о том, что сумма денежного платежа подлежит исчислению не просто в указанных в договоре денежных единицах, а в золотых монетах или в весовых единицах золота.

Во Франции золотая оговорка, а также условия об исчислении платежей в иностранной валюте были отвергнуты судебной практикой, после того как франк превратился осенью 1914 г. в бумажную валюту. Однако в интересах парижских банкиров, в руках которых были сосредоточены иностранные золотые займы на сотни миллиардов франков, судебная практика продолжала признавать силу золотой оговорки в мировых расчетах.

Классификация юридических лиц в Гражданском кодексе Германии 1900г.

ГКГ(БГБ) закрепил право частных объединений на получение статуса юридического лица. Признал два основных вида юр. Лиц: ферейны (общества, союзы) и учреждения. Наиболее важны ферейны, объединения лиц либо с хозяйственными (§ 22), либо с идеальными (нехозяйственными) целями (§ 21). К последним могли быть отнесены политические союзы, некоторые союзы предпринимателей и т. п. Надо подчеркнуть, что союзы с хозяйственными целями не следует смешивать с объединениями в форме торговых товариществ (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью), регулируемых торговым законо¬дательством.

Многочисленные параграфы БГБ (почти 70!), посвящен¬ные юридическим лицам, рассматривают вопросы, в основ¬ном связанные с организацией и прекращением деятельности фереинов и учреждений. Статус юридических лиц по БГБ наглядно демонстрирует порядок их возникновения. В Германии постепенный переход от разрешительной (кон¬цессионной) к явочной (свободной) системе образования юридических лиц начался только в 70-е гг. XIX в. По явоч¬ной системе раньше всего начали создаваться в Германии торговые товарищества (акционерные общества). Вопрос о введении свободной системы образования для всех видов юридических лиц гражданского права встал в ходе подго¬товки общегерманского ГК. После длительной борьбы был принят компромиссный вариант: общества с идеальными (нехозяйственными) целями получили свободу образования (явочная система). Для образования союзов с хозяйствен¬ными целями, как и ранее, Кодексом установлен разреши-тельный (концессионный) порядок.

БГБ признал за юридическими лицами широкую пра¬воспособность. В принципе их правоспособность охватыва¬ла всю сферу гражданского права, за исключением право¬отношений, характерных для физических лиц. Однако, и это весьма симптоматично, германский законодатель посчи¬тал нужным сохранить за государством сильный рычаг кон¬троля за деятельностью юридических лиц. Согласно §.'43/ "общество может быть лишено правоспособности, если вследствие противозаконного постановления общего собрания или благодаря противозаконному образу действий правления оно угрожает общественным интересам". При одной "угрозе об¬щественным интересам" органам государственной власти разрешено закрывать общества (союзы).

Характеристика института юридического лица по БГБ не будет полной без рассмотрения одной нормы, весьма характерной для этого Кодекса. § 54 БГБ закрепил так называемые неправоспособные общества. К ним отнесены объ¬единения, не отвечающие юридическим требованиям, ус¬тановленным для юридических лиц. Это главным образом разнообразные рабочие союзы. Они не получили по БГБ статуса юридического лица. В Кодексе появился особый вид объединений — неправоспособный союз (общество). Гер¬манский Кодекс сделал по тем временам серьезную соци¬альную уступку, юридически признав существование та¬ких обществ. Однако статуса юридического лица им не было дано. Неправоспособные союзы действуют в БГБ по прави¬лам, установленным по договору товарищества. В то время отдельные "их черты были подобны юридическим лицам. Так, неправоспособные союзы могли выступать в суде в качестве сторон; договоры, заключенные от имени такого общества, признавались действительными (§ 54). Уступка, сделанная германскому рабочему движению законодате¬лем, была, конечно, половинчатая. Однако сам факт юри¬дического признания за рабочими союзами отдельных эле-ментов гражданской правоспособности, бесспорно, значи¬телен.

Соседние файлы в папке ИГПЗС учебный год 2023