Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ИГПЗС учебный год 2023 / 54 + Экспресс 23 -28

.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
28.2 Кб
Скачать

Вопрос 54 Королевское законодательство в средневековой Англии и его формы.

Понятия ассизы, конституции, статута, ординанса, прокламации.

Вестминстерские статуты Эдуарда I.

Конституции – акт короля с согласия магнатов?

Статуты. С 1278г статуты заносились в свитки. До Эдуарда 3 Старинные статуты, так как издавались с одобрения магнатов, а с образованием Парламента – статуты (новые), т.к. требовалось одобрение П. светских и духовных лордов. (при Э3 Парламент заработал на полную).

Ординансы – акты короля, издаваемые с согласия только светских лордов (без духовных). По отношению к статутам имели подчинённое, второстепенное значение. В 1537 О. были приравнены к статутам с точки зрения их юридической силы. 

Прокламации - акты короля, не имеющие юр. силы (назначение в П., собрание П.).

Ассиза – это 1. акт изданный королем, 2. Процедура рассмотрения земельных споров 3* заседание королевского совета.

Владельческими ассизами назывались особые формы исков – два о праве владения фригольдом, один – о праве церковного патроната – введенные в употребление реформами Генриха II, подлежавшие компетенции исключительно королевских судов и ведшиеся всегда с помощью расследования через присяжных. От Великой ассизы владельческие ассизы отличались тем, что они могли предъявляться только в случаях сравнительно недавнего захвата фригольда или права патроната, тогда как Великая ассиза могла использоваться независимо от того, когда и каким способом были нарушены права истца. К числу владельческих ассиз относились ассизы «о новом захвате», «о смерти предшественника».

Ассиза «о новом захвате» применялась в случаях недавнего, как правило, насильственного захвата фригольда. В ответ на свою жалобу истец получал от короля приказ к шерифу о немедленном возвращении ему земли и о назначении присяжных для расследования дела в королевском суде.

Она запрещала возвращать захваченную землю с помощью оружия, а только через суд. При этом действовал запрет рассмотрения земельных споров в сеньериальных судах. Следовательно повышалась роль королевских судов.

Статуты Эдуарда 1 ()

Статута “О мертвой руке” 1279 года, запрещавшего духовным лицам и учреждениям приобретать каким-либо образом земли светских лордов 5.

В 1275 г. первый Вестминстерский статут в целях установления внутреннего порядка регулирует судопроизводство, взаимоотношения короля и лордов с вассалами и с церковью, а также запрещает под страхом наказания распространять слухи, которые могут породить несогласия между королем и народом или королем и магнатами.

Второй Вестминстерский статут 1285 г. касается вопроса огораживания общинных земель; он защищает интересы рыцарства и свободной крестьянской верхушки, увеличивает роль королевских судов и ограничивает феодальную юстицию. Согласно постановлению Второго Вестминстерского статута 1285г (ст. XXX) ассизные судьи должны были разбирать ассизы в графствах три раза в год.

Третий Вестминстерский статут, более известный под названием статута quia emptores 4, был принят на совете магнатов в мае 1290 года. Статут, по существу, запрещал субинфеодацию, но зато разрешал свободную продажу земли на условиях субституции, то есть таким образом, чтобы покупатель становился непосредственным держателем главного лорда феода, от которого раньше держал тот, кто продал землю. В дальнейшем это привело к сокращению ступеней феодальной иерархии и к огромному росту количества непосредственных вассалов короны, а следовательно, и к укреплению ее социальной опоры.

*Земельные права определялись двумя главными понятиями «владение», «держа¬ние»— вещно-правовой интерес, объем владельческих прав, их продолжительность, возможность отчуждения и проч. Владение, в свою очередь, было свободным или несвободным. Свободное владение (фригольд) — это вла-дение землей, полученной или на условиях несения рыцарской службы, или по праву личной службы, а также землевладение свободного крестьянина, который уплачивал лорду фиксиро¬ванную сумму денег и подпадал под его юрисдикцию (сокаж). Несвободное держание, связанное с личными и поземель¬ными повинностями крестьянина в пользу лорда, со временем превратилось в наследственное право феодальной аренды и по¬лучило название «копигольд», поскольку условия этой аренды фиксировались в текстах (копиях) протоколов манориальных судов. Несвободное держание первое время не защищалось в королевских судах. В XV в. иски, связанные с ним, стали рас¬сматриваться в канцлерском суде, а в XVI в. под влиянием это¬го суда — и в судах общего права на основании фикции, что у копигольдера появился «фригольдерский интерес».

Экспресс 23

Многие полномочия короля базировались на римском праве, которое именовалось правом цивильным (civil law) или правом народов (law of nations). Совокупность таких полномочий именовалась абсолютной или экстраординарной прерогативой. Целый ряд королевских полномочий имел своим основанием английское common law или статуты Английского королевства. Эти полномочия представляли собой ординарную прерогативу. Некоторые полномочия королевской власти проистекали из Священного писания и составляли прерогативу по Божественному праву (jus divinum). Четвертая группа привилегий английского короля основывалась на феодальном праве в узком смысле — jus feodale. Ее можно назвать феодальной прерогативой.

В отличие от абсолютной прерогативы, наделявшей монарха правом действовать исключительно по своему усмотрению, ординарная прерогатива предполагала обязанность короля согласовывать свои действия с парламентом. В юридическом смысле король и парламент выступали в этом случае как единый орган государственной власти — король*в*парламенте.

Прерогатива по божественному праву принадлежала королю как наместнику Бога на земле . Яков I в своей речи, произнесенной в парламенте 21/31 марта 1609/1610 года, особо выделил среди этих концепций: 1) концепцию божественной власти (divine power), связывающую королевскую власть с властью Бога ; 2) патриархальную концепцию, уподобляющую власть короля власти патриарха — главы семьи; 3) концепцию, сопоставляющую короля с головой в человеческом теле. Прерогатива, основанная на божественном праве, не давалакоролю возможности действовать произвольно.

Прерогатива по jus feodale закрепляла за королем Англии статус сюзерена и давала ему власть феодального сеньора над теми английскими подданными, которые могли считаться его вассалами. Содержание данной прерогативы состояло, в частности, из правомочий короля требовать несения военной службы, а также из различного рода денежных выплат от тех, кто считался имеющим земельное держание непосредственно от Его Величества (the tenures of capite) или держание на правах рыцарской службы.

Среди королевских привилегий, оформлявшихся законодательными актами, можно выделить, например, право короля на prima seisina, которое возникало в случае смерти держателя какого*либо участка земли непосредственно от короля. Король в этой ситуации через посредство своего должностного лица вступал во владение всеми земельными угодьями умершего держателя, обеспечивая себе тем самым контроль за наследованием землевладений. Королевское владение землей на праве prima seisina продолжалось до тех пор, пока наследник умершего держателя не признавал посредством специального обряда (homage) своей вассальной зависимости от короля и не уплачивал в его пользу специальной пошлины, называвшейся термином «relief». Если наследник был совершеннолетним, он мог совершить омаж немедленно после смерти прежнего держателя.

Экспресс 24

Высшим органом управления в эпоху Тюдоров был тайный совет. В его состав входили как представители знати, так и лица, вышедшие из рядов "нового дворянства" и буржуазии.

  • Компетенция тайного совета была весьма широка: в круг его ведения входили такие вопросы, как регулирование внешней торговли, управление заморскими колониями и др.

  • При участии тайного совета королевская власть ("король в совете") издавала указы (ордонансы, прокламации).

  • Тайный совет рассматривал и некоторые судебные дела как в порядке апелляционном, так и в качестве суда первой инстанции.

 Т. советам составлялись указы, подписываемые королем и нередко имевшие силу закона.

При Тюдорах теперь в него входят лорд канцлер, лорд казначей, лорд малой печати, лорд великий адмирал, лорд steward (гофмаршал), лорд президент совета и королевские секретари; придворные чины остались, но больше в качестве почетных членов; королю вообще предоставляется право привлекать в совет кого угодно, без всякого контроля со стороны парламента.

Указ Генриха VIII (1526 г.) определял состав совета в 20 чел. (14 государственных и придворных должностей, 4 пэра, 2 епископа).

Генрих VIII издал даже специальный статут (31 Henr. VIII; 1539), приравнивающий королевские указы, изданные "в совете" (см. ниже), к парламентским постановлениям. Эдуард VI отменил этот статут, но от этого власть совета не сделалась меньше.

Экспресс 25

Звездная палата - существовавший в 1487—1641 годах чрезвычайный суд при короле Англии. Создан Генрихом VII для судов над дворянами послеВойны Алой и Белой розы.

Она очень скоро сделалась грозным орудием в преследовании нонконформистов и вообще еретиков всякого рода.

"звездная палата" - отделение тайного совета.

  • Она была первоначально учреждена для борьбы с феодалами, но в дальнейшем превратилась в орудие борьбы со всеми противниками королевской власти. Эта палата ведала не только уголовными, но и гражданскими делами.

  • В круг ведения "звездной палаты" входили дела не только о государственных, но и об общеуголовных преступлениях (например, о разбоях).

  • Дела рассматривались без участия присяжных заседателей на основах судопроизводства, представлявшего собой комбинацию начал инквизиционного и состязательного процессов.

  • Наказания, назначавшиеся "звездной палатой", носили разнообразный характер: штраф, кнут, клеймение и т. д., но она не могла, однако, приговаривать к смерти.

  • "Звездная палата" установила контроль над правильностью вынесения вердиктов присяжными заседателями.

  • На нее были возложены и некоторые административные функции. Такова была, например, цензура произведений печати. Цензуру "звездная палата" делила с "высокой комиссией".

  • "Звездная палата" имела большое значение в смысле орудия расширения королевской прерогативы, так как через ее посредство приводились в исполнение королевские указы.

Экспресс 26

Ассиза – это 1. акт изданный королем, 2. Процедура рассмотрения земельных споров 3* заседание королевского совета.

Владельческими ассизами назывались особые формы исков – два о праве владения фригольдом, один – о праве церковного патроната – введенные в употребление реформами Генриха II, подлежавшие компетенции исключительно королевских судов и ведшиеся всегда с помощью расследования через присяжных. От Великой ассизы владельческие ассизы отличались тем, что они могли предъявляться только в случаях сравнительно недавнего захвата фригольда или права патроната, тогда как Великая ассиза могла использоваться независимо от того, когда и каким способом были нарушены права истца. К числу владельческих ассиз относились ассизы «о новом захвате», «о смерти предшественника».

Экспресс 27

Приказ о праве (writ of right) и ассиза о новом захвате.

Королевские судьи черпали правила для своих решений не только в собственном знании правовых обычаев. В своей деятельности они руководствовались и предыдущими решениями судов, и указаниями, содержавшимися в королевских "указах", выдававшихся за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. "Указ" (writ,) был обращен к шерифу как к местному представителю королевской власти и содержал распоряжение принудить правонарушителя удовлетворить претензию или, в случае его неповиновения, принудить его явиться в королевский суд и обосновать свои действия. Впоследствии "указы" были непосредственно направлены на обеспечение явки в суд. Хотя каждый "указ" выдавался по отдельному конкретному делу, но он составлялся по определенному образцу, в выражениях, однообразно формулировавших правоотношения того или иного типа. Так, лицо, желавшее вернуть собственное имущество, получало "указ о праве" (writ of right), а для взыскания долга получало "указ о долге" (writ of debt). Король Генрих II установил, что даже феодальные суды могут рассматривать земельные дела без наличия указов. Получение указа сделалось обязательной начальной стадией судопроизводства. "Указ" не только освобождал истца от заботы заставить ответчика предстать пред судом. Наличие указа позволяв истцу рассчитывать на то, что его иск, построенный на формулировках "указа", будет сочтен обоснованным с правовой стороны, если изложенные в нем факты окажутся доказанными на суде. Претензия, изложенная в королевском "указе", считалась опирающейся на "право страны" и только в редких случаях судьи отвергали ее как необоснованную. Во второй половине XII в. и в пер вой половине XIII в. канцлер создал ряд "указов", бравших под защиту разнообразные правоотношения. К началу XIII в. "указы" были настолько многочисленны, что появился сборник "Реестр указов", являвшийся как бы неофициальным справочником по общему праву и постоянно пополнявшийся новыми указами. Сложившись в определенные образцы, "указы" обусловили строго формальный характер процесса в королевских судах: стороны в своих заявлениях не могли свободно обосновывать свои права, а должны были опирать свои исковые требования и возражения на формулировки, содержащиеся в "указах".

При увеличении числа дел, рассматривавшихся королевскими судами, канцлер, начиная с XV в., уже больше не составлял "указа" по каждому делу — он писался самим истцом, который обращался к канцлеру только за приложением королевской печати. Королевские "указы" по судебным делам в XII—XIII вв. сыграли очень большую роль в образовании английского "общего права", но основным его источником были решения королевских судов. За счет указов common law пополняется. Так как требования были облечены в указы строгой формы, то судье оставалось проверить достоверность доказательств, если их хватало, то решалось все так, как было написано в указе.

Ассиза «о новом захвате» применялась в случаях недавнего, как правило, насильственного захвата фригольда. В ответ на свою жалобу истец получал от короля приказ к шерифу о немедленном возвращении ему земли и о назначении присяжных для расследования дела в королевском суде.

Она запрещала возвращать захваченную землю с помощью оружия, а только через суд. При этом действовал запрет рассмотрения земельных споров в сеньериальных судах. Следовательно повышалась роль королевских судов.

Экспресс 28

Статут и ординанс в средневековом праве Англии.

Статуты. С 1278г статуты заносились в свитки. До Эдуарда 3 Старинные статуты, так как издавались с одобрения магнатов, а с образованием Парламента – статуты (новые), т.к. требовалось одобрение П. светских и духовных лордов. (при Э3 Парламент заработал на полную).

Ординансы – акты короля, издаваемые с согласия только светских лордов (без духовных).

Примеры:Статуты Эдуарда 1

Статута “О мертвой руке” 1279 года, запрещавшего духовным лицам и учреждениям приобретать каким-либо образом земли светских лордов 5.

В 1275 г. первый Вестминстерский статут в целях установления внутреннего порядка регулирует судопроизводство, взаимоотношения короля и лордов с вассалами и с церковью, а также запрещает под страхом наказания распространять слухи, которые могут породить несогласия между королем и народом или королем и магнатами.

Второй Вестминстерский статут 1285 г. касается вопроса огораживания общинных земель; он защищает интересы рыцарства и свободной крестьянской верхушки, увеличивает роль королевских судов и ограничивает феодальную юстицию. Согласно постановлению Второго Вестминстерского статута 1285г (ст. XXX) ассизные судьи должны были разбирать ассизы в графствах три раза в год.

Третий Вестминстерский статут, более известный под названием статута quia emptores 4, был принят на совете магнатов в мае 1290 года. Статут, по существу, запрещал субинфеодацию, но зато разрешал свободную продажу земли на условиях субституции, то есть таким образом, чтобы покупатель становился непосредственным держателем главного лорда феода, от которого раньше держал тот, кто продал землю. В дальнейшем это привело к сокращению ступеней феодальной иерархии и к огромному росту количества непосредственных вассалов короны, а следовательно, и к укреплению ее социальной опоры.