Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

324

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
4.72 Mб
Скачать

нирования рыночной системы. При этом в модель вводился ряд предпосылок: необходимость полноты информированности хозяйственных субъектов об условиях предложения и спроса, о технических возможностях производства на всех рынках и др.

Чарльз Кобб и Пол Дуглас разработали многофакторную модель экономического роста, получившую название производственной функции или модели Кобба–Дугласа. Неоклассические модели роста преодолели ряд ограничений кейнсианских моделей и позволили более точно описать особенности макроэкономических процессов, а экономический рост рассматривали с точки зрения взаимозаменяемых факторов производства. В модели предполагалось, что при определенном уровне технологий объем производства зависит от количества применяемых капитала и труда. Однако уровень технологий постепенно совершенствуется, и поэтому в уравнение вводится фактор времени. С учетом изменения, связанного с фактором времени, внесенным Яном Тинбергеном, производственная функция Кобба–Дугласа выглядит следующим образом [2]:

Yt = At Ktγ Lβt Ntγ ,

где Yt – объем производства за период времени t; At – коэффициент, отражающий развитие научно-технического прогресса за период времени t; Kγt, Lβt, Nγt – затраты соответственно капитала, труда, природных ресурсов за период времени t; β, γ – коэффициенты эластичности объема производства соответственно по капиталу, труду, природным ресурсам.

При построении модели экономического роста Р. Солоу ограничился рассмотрением равновесного экономического роста, который характеризуется равномерным и одинаковым увеличением эндогенных макроэкономических параметров [1, с. 429; 4, c. 51]. Солоу вводит вспомогательную переменную производительности труда – y = Y/L и фондовооруженности – k = K/L и взаимоувязывает их через уравнение y = f(k). Совокупный спрос в модели определяется как сумма инвестиций (i) и потребления (с) на одного занятого: y = i + c. Отсюда потребление

с = (1 – s)y,

где s – норма сбережения.

Подставив формулу потребления в формулу совокупного спроса, Солоу получает формулу равенства инвестиций и сбережений в условиях равновесия:

i = s y.

Изменение капитала в динамике Солоу представляет в виде формулы

81

k= s yd k ,

где d – коэффициент, характеризующий норму амортизации.

Запас капитала будет прирастать до уровня, при котором инвестиции станут равны износу. Такой уровень капитала будет равновесным уровнем фондовооруженности труда (k*). При нем экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия. Норма сбережения непосредственно влияет на устойчивый уровень фондовооруженности. Чем она выше, тем больше инвестиции и темп экономического роста.

Если население возрастает с постоянным темпом n, то этот фактор понижает фондовооруженность, поскольку размер капитала на одного занятого сократится. Тогда изменение капитала оценивается по формуле

k= id kn k= i(d+ n)k.

(3)

Произведение n и k показывает дополнительную необходимость в капитале на одного занятого, чтобы восполнить прежний уровень капиталовооруженности. Устойчивое равновесие отражается формулой

s y = (d + n)k.

При введении в модель фактора технологического прогресса производственная функция видоизменяется:

Y = F (K , L E) ,

где Е – эффективность единицы труда, зависящая от состояния здоровья, образования и квалификации работника. Произведение L и Е – это численность условных единиц труда с постоянной эффективностью Е. Технический прогресс выражается в росте Е с постоянным темпом g. Поскольку L растет с темпом n, а Е – с темпом g, то (L · E) будет возрастать с темпом n + g.

Величина национального дохода может возрасти и в связи с ростом затрат капитала, труда, и в связи с качественными изменениями: повышение квалификации занятых, инновациями, совершенствованием организации производства, развитием образования и т.п.

Солоу вводит переменную количества капитала на единицу труда с постоянной эффективностью k' и показатель производительности труда с постоянной эффективностью у', которые определяются по формулам

k′ =

K

 

y′ =

Y

 

;

 

.

L E

L E

Отсюда для равновесного роста будет характерно

s y′ =(d + n + g)k.

82

Технологический прогресс в модели Солоу является единственным условием непрерывного роста уровня жизни, именно он повышает объем производства на душу населения.

Норма сбережения в модели Солоу изменчива, так как является объектом воздействия экономической политики. При уровне фондовооруженности, соответствующем «золотому правилу Фелпса», должно выполняться правило

МПК = d + n + g,

где МПК – предельный продукт капитала.

Если в экономике больше капитала, чем необходимо по правилу, то необходимо снижение s, и наоборот.

Модель Солоу обладает определенными недостатками. Так, процесс накопления и повышение нормы сбережения не объясняют механизм непрерывного экономического роста. Они только показывают возможность перехода от одного состояния к другому. К тому же модель не учитывает ряд ограничений экономического роста (социальных, экологических и т.п.) [3, с. 204–206]. Кроме того, с учетом региональной дифференциации доходов населения и цен на потребительские товары, государственное регулирование оказывает влияние на норму сбережения в регионах в разной степени. Это делает слабо предсказуемыми результаты макроэкономической политики, направленной на стимулирование экономического роста.

Представляется, что в модели есть еще один важный недостаток. Все рассуждения строятся автором на основе производственной функции Кобба– Дугласа. Однако в промышленности производительность труда и отдача капитала будут дифференцированными в зависимости от отраслевой технологии производства. Это накладывает дополнительные ограничения на всю модель Солоу. Прежде всего, темп роста населения в стране не может оказывать влияния на производительность труда в какой-либо отрасли промышленности, если прирост осуществляется за счет будущих работников, не задействованных в данной отрасли. В связи с этим под переменной n следует понимать темп роста численности работников, занятых непосредственно в конкретной отрасли. На основе аналогичных рассуждений можно сделать вывод о том, что темп роста эффективности труда (g) по отраслям промышленности будет дифференцированным, так как каждая отрасль характеризуется своей скоростью появления и внедрения инноваций, в зависимости от развитости конкурентной среды на отраслевых рынках и технических предпосылок для этого. Также по отраслям наблюдается дифференциация нормы износа капитала (d) и уровня оплаты труда. Недостатком модели также является и то, что в ней не учитывается дифференциация параметров рынков (объемов предложения и цен), а также дифференциация доходных групп населения. Как следствие,

83

это приводит к различию потребительских расходов и нормы сбережения на разных региональных территориях.

Для более точного определения экономического роста модель Солоу может быть модифицирована следующим образом. Формулу производительности труда с постоянной эффективностью следует преобразовать:

 

Y

 

K α E L1α

 

 

K α

y′ =

 

=

 

= K

α Lα =

 

 

,

L E

L E

 

 

 

 

 

L

 

тогда полученное равенство (3) можно преобразовать с учетом региональной дифференциации экономики:

 

K j αj

sr

 

 

 

 

Lj

k= i(d+ n+ g )k ,

 

 

 

 

 

K j

 

 

K j αj 1

d j + n j + g j

 

= (d j + n j + g j

)

 

;

 

 

 

=

 

;

 

 

E j sr

 

 

E j Lj

 

Lj

 

 

αj 1

αj 1

d j + n j + g j

K j

= Lj

 

 

,

E j sr

 

 

 

 

где sr норма сбережения в r-м регионе; j – порядковый номер отрасли промышленности;

 

 

1

 

d j + n j + g j

 

 

αj 1

K j = Lj

 

.

E j sr

 

 

Следовательно, валовой продукт, произведенный в национальной экономике с учетом отраслевой структуры и региональной дифференциации экономических показателей, можно определить по формуле

 

 

d j + n j + g j

1

 

R X

R X

αj 1

 

∑∑ K jr = ∑∑ Ljr

 

 

,

 

r =1 j =1

r =1 j =1

E j sr

 

 

 

где X – количество отраслей промышленности в национальной экономике; R – количество регионов в стране.

Исходя из этого, количество благ, приходящихся на одного человека в стране, будет зависеть от множества региональных факторов. Данную зависимость можно представить в следующем виде:

 

 

 

 

1

 

 

R X

R X

d j + n j + g j

 

 

 

αj 1

 

y = ∑∑ K jr

L = ∑∑ Ljr

 

 

L.

 

r =1 j =1

r =1 j =1

E j sr

 

 

84

Таким образом, дифференциация регионов страны по отраслевой структуре промышленности, темпам роста населения, нормам амортизации и нормам сбережения требует учета множества факторов, оказывающих влияние на процессы сбережения, инвестирования и изменения производительности труда в стране в целом. Это, в свою очередь, не позволяет сделать однозначного вывода о прямой взаимосвязи между нормой сбережения, производительностью труда и объемом инвестиций в стране. Следовательно, зависимость темпов экономического роста от данных факторов в модели Солоу не может быть точно определена без учета фактора дифференциации региональной экономики.

Таким образом, проведенный теоретический анализ свидетельствует о том, что фактор социально-экономической асимметрии развития регионов значительно усложняет процесс моделирования экономического роста и делает несостоятельными выводы, полученные в основополагающих теориях и моделях экономического роста.

Список литературы

1.Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.В. Сидоровича. – 3-е изд., перераб.

идоп. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 1040 с.

2.Журавлева Г.П., Смагина В.В. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования. – М.: Финансы и статистика, 2008. –

640с.

3.Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – 640 с.

4.Шараев Ю.В. Теория экономического роста. – М: Изд. дом ГУ ВШЭ,

2006. – 254 с.

Получено 16.02.2011

E.E. Zhulanov

Perm State Technical University

THE IMPACT OF «SOCIAL AND ECONOMIC

ASYMMETRY OF THE REGIONS» FACTOR ON CONSISTENCY OF FUNDAMENTAL MODELS OF ECONOMIC GROWTH

The paper gives theoretical analysis of changes in the results of economic growth rate modelling under the influence of additionally included factor of socioeconomic asymmetry of the regions. This factor is formed due to the regional dif-

85

ferentiation in the sectoral structure of industrial production and competitive processes. Models which were the basis for the development of the modern models were taken as the fundamental ones including the models of K. Marx, U. Rostow, the neoclassical model of R. Solow and Post Keynesian models of N. Kaldor, E. Domara and R. Harrod.

Keywords: industry, industrial market, social and economic asymmetry of the regions, competition, economic growth.

РАЗДЕЛ 3. МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 005.311.6:001.895

Ю.В. Тотьмянина

Удмуртский государственный университет

ПЕРЕХОД ОТ ЛИНЕЙНОЙ К МЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

Рассматриваются линейные, радиальные и другие коммуникативные теории распространения информации. Предложена новая ментальная модель распространения информации, которая применима не только к информационному полю, но и организационной структуре предприятия и внедрению инновационных процессов. Рассмотрен вариант примера распространения информации на промышленном предприятии через организационную структуру.

Ключевые слова: ментальная модель информации, ментальная карта, маркетинг, инновации в промышленных предприятиях, линейная модель информации, радиальная модель информации.

Проживая первое десятилетие третьего тысячелетия можно отметить, что по сравнению с концом второго тысячелетия многие информационные методы приема и трансляции устарели. Наука стала более информоемкой. Скорость получения информации неимоверно увеличилась. Промышленные предприятия остро ощущают необходимость увеличения скорости инновационных процессов.

Модель массовой коммуникации, как и любая абстракция, является упрощением, схематически воспроизводящим лишь наиболее существенные черты и внутренние связи реально действующего механизма. Потребность упрощенного осмысления может быть продиктована разными целями и в зависимости от этого создаются различные модели, которые сохраняют подобие с оригиналом только в определенном аспекте, игнорируя влияние многих других возмущающих влияний, связей и отношений [3].

Рассмотрим теоретические основы коммуникативных процессов, которые являются базой для инновационного движения.

Основное развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно – с 1952 года. У каждого из исследователей, принимавших участие в этой работе, неизбежно складывалось свое представление о том, как именно протекает процесс коммуникации, с позиций которого они и разрабатывали свои направления. Практически в каждой из этих областей можно

87

почерпнуть ценные сведения относительно процесса коммуникации в целом. Эти данные можно объединить в следующие группы: коммуникации и обмен установками (Ховланд и Йельская школа); эмпирическое изучение значений (Осгуд и другие исследователи из Иллинойского университета); межличностные отношения в связи с процессами массовой коммуникации (Лазарсфельд и его коллеги из Колумбийского университета); теории диссонанса, консистентности и другие психологические теории, рассматривающие когнитивные процессы в их отношении к массовой коммуникации); международные коммуникации (Пул, Дойч, Дэвисон); группы и групповые процессы в их отношении к массовой коммуникации (Ньюком, Аш, Шериф, Левитт, Бэйвелас); применение математической теории информации Шеннона в отношении к процессам массовой коммуникации (Миллер, Черри и др.); контент-анализ (Берельсон, Холсти и др.); системная теория (Миллер и др.); ориентация в информации (Картер); проблемы языка (Хомский и др.); обучение на материале средств массовой информации (Мэй, Лумсдэйн и др.). Опыт, накопленный в этих областях, составляет основу всех коммуникационных моделей [2].

Объединение различных моделей коммуникации в некую обобщенную социально-психологическую модель оправдано целью систематизации накопленных в этой области знаний, но требует принятия некоторых допущений. Главное допущение заключается в признании того, что различные системы массовой коммуникации имеют в своей основе один общий для всех механизм [1]. Это допущение представляется правдоподобным уже потому, что модель опирается на психологические закономерности, общие для людей различных национальностей и культур, одинаково важные для субъекта коммуникационных отношений, в каких бы условиях он не находился.

Второе допущение касается возможности перенесения фактов, полученных при изучении межличностных коммуникаций, в сферу массовых коммуникаций. Под массовой коммуникацией понимается общение больших социальных групп, которое имеет организованный характер и осуществляется при помощи технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории. Безусловно, общение групп людей не является механической суммой их межличностных контактов, но состоит оно именно из этих единичных взаимодействий и взаимовлияний.

Рассмотрим эти модели, условно разделив их на базовые модели коммуникации, модели процесса убеждения и модели распространения информации и влияния.

Базовые модели коммуникаций. Первой и наиболее известной моделью коммуникационного процесса стала так называемая «формула ЛАССУЭЛЛА» линейная модель коммуникации:

88

Кто?

Что говорит?

По какому

Кому?

С каким

 

 

каналу?

 

результатом?

Коммуникатор

Сообщение

Средство

Реципиент

Эффект

 

 

 

 

 

Модель была создана и применялась главным образом для того, чтобы придать структурную организованность дискуссиям о коммуникации. Сам Г. Лассуэлл использовал ее для обозначения различных направлений в исследованиях коммуникации. Каждый элемент формулы представляет собой самостоятельную область анализа коммуникационного процесса: «Кто говорит?» – изучение коммуникатора; «Что говорит?» – контент-анализ сообщений; «По какому каналу?» – изучение СМК; «Кому?» – исследования аудитории; «С каким результатом?» – измерение эффективности коммуникации. Для знакомства с опытом исследований процесса коммуникации эта схема даже сегодня является наиболее подходящей, поскольку наглядно соотносит элементы между собой (а также потому, что большое количество исследований последующих лет проводилось уже в ее русле) [7, с. 38].

Обобщающий характер модели подразумевает включение в ее структуру всех факторов, имеющих влияние на процесс коммуникации. Так что, каждый элемент формулы в действительности является совокупностью переменных. Доказано влияние на восприятие коммуникатора характера его позиции, установок, внешности и многих других характеристик. Большой список переменных, влияние которых подтверждено конкретными исследованиями, можно привести по каждому элементу формулы.

Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р. Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. «Формула Лассуэлла» отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации – она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. Это допущение ориентирует модель на применение прежде всего в области анализа политической пропаганды.

В модели ШЕННОНА–УИВЕРА коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения (рис. 1).

89

Рис. 1. Линейная модель Шеннона

Сигнал уязвим настолько, насколько он может быть искажен шумом. Примером искажения может являться наложение сигналов, одновременно проходящих через один канал.

Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником, и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. Позднее положение об искажении информации было дополнено другими причинами исходной и конечной информации. В связи с работами по селективности восприятия стало известно, что коммуникационный канал включает в себя последовательность фильтров, приводящих к тому, что количество информации на входе в систему больше той информации, которая срабатывает на выход.

Неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщение не всегда совпадают, является частой причиной затруднений коммуникационного обмена. Эта важная мысль, заложенная в модели Шеннона–Уивера привлекла внимание и получила развитие в исследованиях ДеФлюера, расширившего исходную модель в более разветвленную сеть

(рис. 2).

Рис. 2. Коммуникационная модель ДеФлюера

ДеФлюер, в частности, отмечает, что в коммуникативном процессе «значение» трансформируется в «сообщение» и описывает, каким образом отправитель переводит «сообщение» в «информацию», которую затем посылает по каналу. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», кото-

90

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]