Скачиваний:
2
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
96.77 Кб
Скачать

Одной из важных проблем противодействия экстремизму в России с учетом современных потребностей  совершенствования государственного управления следует, по нашему мнению, рассматривать разработку и введение в действие (по аналогии, например, с ранее принятой федеральной Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации – утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.) федеральной Концепции противодействия экстремизму, хотя эта идея на различных уровнях высказывалась неоднократно и ранее. Потребность в концептуальном обеспечении деятельности государства в данной области обеспечения национальной безопасности обусловлена необходимостью внедрения научно обоснованных и общих для всех субъектов управления и иных участников общественных отношений в упомянутой области подходов к пониманию общественно-политической сути противодействия экстремизму, характера угрозы последнего, целей и допустимых форм (методов) ее отражения. Разработка данной концепции – это важный путь повышения эффективности государственной (и муниципальной) деятельности в рассматриваемой сфере обеспечения национальной безопасности, а также обеспечения общественного участия (и контроля) в ней.

Представляется, что одним из наиболее актуальных элементов общей концепции противодействия экстремизму (либо самостоятельной концепцией) в современных условиях, характеризующихся активным информационным воздействием субъектов экстремизма на население, распространением в массовом сознании немалой части граждан России ксенофобии, политического и этнонационального радикализма, религиозного фундаментализма, агрессии и нетерпимости, а также различных групповых, этнонациональных (и т.п.) идеологий экстремистского характера, должна стать концепция информационного противодействия экстремизму.

В данной концепции, направленной на нейтрализацию неблагоприятных для безопасности России информационных воздействий внешних и внутренних субъектов экстремизма на сознание и поведение населения (отдельных групп, общностей, объединений и др.) страны, предотвращение стихийных и организованных выступлений против конституционного строя РФ, безопасности граждан, общества и государства, формирование отношений цивилизованного участия граждан в общественно-политическом процессе, должны быть определены основные угрозы информационного воздействия экстремистов, благоприятствующие им факторы, а также основы организации данного противодействия (объекты защиты от информационного воздействия, субъекты противодействия ему, формы и методы противодействия). Для оптимальной организации рассматриваемой деятельности государства и общества в концепции должны найти место характеристики форм, методов, средств общественно опасного информационного воздействия субъектов экстремизма (распространение идеологии экстремизма, устрашение населения и возбуждение паники, дезинформирование граждан и др.).

В целях информационного, научного и методического обеспечения координации столь многосторонней деятельности, в круг субъектов которой согласно содержанию федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 года должен входить широкий круг государственных и негосударственных учреждений и организаций, представляется желательным сформировать при Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму специальный научно-информационный центр, имеющий необходимый аналитический, информационный потенциал и систему связей с соответствующими мониторинговыми системами (ведомств, местных администраций и т.п.) и иными источниками требуемой информации.

К числу актуальных проблем противодействия экстремизму относится также совершенствование его (противодействия) правовой основы. Десятилетний период существования специального федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», несмотря на многочисленные его дополнения и изменения, не оптимизировал в достаточной степени правовое регулирование в данной области. К  настоящему времени, в том числе достаточно давно, выявились нежелательные противоречия, пробелы и недостатки в антиэкстремистском законодательстве Российской Федерации, отражающиеся на эффективности правоохранительной деятельности.

Одна из сторон настоящей проблемы связана с теоретическими основами рассматриваемой деятельности, точнее с понятийным аппаратом закона. В юридической литературе неоднократно высказывалась мысль о подходе законодателя к определению экстремизма и терроризма с различных теоретических позиций – с юридических и социально-политических – и об определенных нарушениях нередко формальной логики при раскрытии содержания некоторых упомянутых выше явлений и организации борьбы с ними. Ввиду этого настоятельно необходимо, например, применить в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» при уточнении понятия «экстремизм» подход, аналогичный использованному в ФЗ «О противодействии терроризму». Очевидно, что при внесении соответствующих изменений  в первый из указанных законов экстремизм также должен рассматриваться как сложное явление, включающее и определенную идеологию и практическую деятельность, и при этом отнюдь не должен отождествляться с экстремистской деятельностью.

Необходимость построения адекватных государственных механизмов противодействия экстремизму и терроризму требует также, по нашему мнению, применения общих принципиальных подходов к определению основ формирования соответствующих систем, прежде всего самих принципов. Это тем более необходимо, что сам ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» исходит из правильной, по нашему мнению, позиции, согласно которой терроризм – это один из элементов (или форм, по утверждению ряда специалистов) экстремизма. Естественно, речь идет в данном предложении о необходимости закрепления в обоих законах прежде всего общих политико-правовых принципов противодействия соответствующим общественно-опасным явлениям, а не о некоторых специальных, организационно-тактических, которые, что очевидно, не могут совпадать в каждом законе. С учетом этого к числу общих принципов противодействия экстремизму должны быть также отнесены принцип системности и комплексности использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических (и др.) мер; принцип координации деятельности субъектов противодействия рассматриваемой угрозе; принцип сочетания гласных и негласных методов и средств противодействия (вместо ныне содержащегося в законе принципа гласности), что будет способствовать оптимизации деятельности субъектов противодействия в упомянутых выше областях обеспечения национальной безопасности.

Серьезное общественно-политическое значение, помимо целого ряда других вопросов совершенствования федерального законодательства в рассматриваемой области, имеет также вопрос об адекватности определения экстремизма как явления. Уже неоднократно упоминавшийся в научных исследованиях недостаток Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», состоящий в отсутствии в нем понятия экстремизма (которое законодатель стремился компенсировать перечнем проявлений экстремизма) представляется в современных условиях особенно нежелательным. Прежде всего – в силу необходимости дальнейшего развития антиэкстремистского законодательства с позиции использования четких критериев оценки экстремизма как деструктивного явления, а также обеспечения однозначности в оценке его проявлений на различных стадиях правоохранительной деятельности, а также при их экспертизе. При этом в качестве необходимых, но не исчерпывающих условий для обеспечения адекватности понятия экстремизма как социально-правового явления, следует, по нашему мнению, законодательно закрепить и его базовые признаки, как использование нелегитимного насилия (ориентация на нелегитимное насилие) для достижения социально-политических целей (изменение основ конституционного с троя), а также совершение преступных деяний по известным по действующему законодательству мотивам с исключением из их числа достаточно неопределенного «социального» мотива (или с его возможно более четким толкованием).

Проблема противодействия экстремизму в современной России весьма актуальна и широка. Помимо некоторых общих системных вопросов, отдельные из которых затронуты в настоящей статье, необходимы дальнейшие исследования структуры экстремизма, его идейно-политических основ, существующего причинного комплекса (и др.), что представляется совершенно необходимой предпосылкой формирования действенной и соответствующей требованиям правового демократического государства системы отражения рассматриваемой угрозы.

Авдеев Ю.И. Экстремизм – угроза национальной безопасности Российской Федерации // Проблемы формирования толерантного сознания и профилактики терроризма, экстремизма в молодежной среде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Орехово-Зуево. МГОГИ. 2012. С. 8