Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методички / 17. Ожоги (1).docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
03.02.2022
Размер:
168.99 Кб
Скачать

Термические и химические повреждения.

Глава 1 введение

Ожоги – это поражения тканей, возникающие под действием высокой температуры, кислот, щелочей или ионизирующего излучения. В зависимости от этиологического фактора различают термические, химические ожоги, электроожоги и лучевые ожоги.

Массовое распространение ожогов среди населения позволяет считать их современной травматической эпидемией густонаселенных и промышленно-развитых регионов страны. Так, по данным Нижегородского ожогового центра, в нашей стране ежегодно получает ожоги более 400000 человек, четверть из них нуждается в госпитализации. Среди всех обожженных 30–35% составляют дети до 14 лет – «золотой фонд» и будущее нации (Азолов В.В. и соавт.). Среди термических ожогов у взрослого населения чаще всего встречаются ожоги пламенем, а у детей до 12 лет – кипятком, наиболее высокотемпературным является пламя вольтовой дуги при коротком замыкании высоковольтных проводов или приборов. Горячие предметы вызывают контактные ожоги, причем, для получения глубокого ожога достаточно не высокой температуры, но длительной экспозиции. Как правило, электроожоги  также становятся причиной глубоких поражений. Именно перечисленные ожоги, несмотря на их иногда локальный характер, чаще всего приводят к инвалидизации пострадавших, обычно людей молодого и среднего возраста (Федоров В.Д., Алексеев А.А.).

Глава 2 история вопроса

История хирургического лечения обожженных насчитывает уже более 130 лет. Впервые в 1869 году швейцарец Реверден пересадил маленький эпидермальный кусочек кожи пациента на гранулирующую рану. В 1870 году лондонский врач Поллок, услышав об операции, сделанной Реверденом, пересадил кожу  у девушки  с послеожоговой гранулирующей раной двухлетней давности на бедре. В России в 1869 году впервые произвел пересадку кожи С. Янович-Чайнский. Этот русский хирург впервые отметил, что чем толще кусочек пересаживаемой кожи, тем активнее идет его разрастание и надежнее приживление. Русские врачи сыграли значительную роль в распространении метода свободной кожной пластики не только у нас на Родине, но и за ее пределами, особенно в Германии и Австро-Венгрии, где работали С. Шкляревский, А. Яценко и др. В 1870 году П. Пясецкий начал пересаживать кусочки кожи в предварительно сделанные в грануляциях углубления, плотно фиксируя трансплантаты повязкой, усовершенствовав тем самым метод Ревердена. В 1871 году в диссертации Яценко указывалось, что, если лоскут взят с подкожно-жировой клетчаткой, приживления его не происходит.

В 1874 году Тирш начал пересаживать кожные аутотранспланта- ты диаметром 1 см, а затем и большей площади. При этом способе можно было закрывать уже значительные по площади раны. Тем ни менее результаты не всегда были удачными из-за нагноения и лизиса трансплантатов, неудовлетворительными были и отдаленные косметические результаты. Последующее развитие свободной трансплантации кожи пошло по пути увеличения площади кожного лоскута для пересадки. В 1929 году Блаир и Броун предложили с помощью специального присасывающего устройства (ретрактора) брать не полнослойный, а «расщепленный» лоскут толщиной 0,3–0,6 мм. Этот лоскут хорошо приживался, а донорская рана заживала самостоятельно. При этом отмечались удовлетворительные косметические результаты операций. В 1937 году Драгстедт и Вилсон предложили наносить на лоскут размером в 2/3 раны насечки в шахматном порядке, что значительно увеличило его площадь.

Возможности лечения обширных глубоких ожогов значительно улучшились в 1939 году, когда усилиями врача И. Педжета и инженера Худа был создан удачный инструмент – дерматом для взятия значительных по площади и четко дозируемых по толщине кожных лоскутов. В 1946 году появился отечественный дерматом М. Колокольцева, затем – завода «Красногвардеец», механические дерматомы Казанского завода.

Проблема пластического закрытия ожоговых ран в определенной степени была решена, однако длительное существование некротических тканей, во многом предопределяющее развитие и течение ожоговой болезни и ее исход, требовало поисков методов  их хирургического удаления. Первые попытки хирургической обработки ожогов были предприняты Wells в 1929, Yooung в 1942 и Cope в 1947 годах. В 1957 г. MacMillan и Artz провели успешное иссечение глубоких ожогов на площади 25% поверхности тела. В отечественной литературе опыт проведения ранней хирургической некрэктомии описан в монографиях Т.Я. Арьева (1966, 1971 г.). Дальнейшие перспективы развития лечения при ожогах будут связаны с разработкой наиболее адекватных методов первой помощи пострадавшим, выведения больного из шока, лечения инфекций, схем выполнения хирургической некрэктомии в зависимости от тяжести травмы и сроков оперативного вмешательства, а также совершенствованием методов пластического восстановления целостности кожных покровов, включая методы современной реконструктивной хирургии при локальных ожогах и использование культивированных клеток кожи человека и других современных методик при обширных глубоких термических поражениях.