Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / История медицины / История_медицины_Санкт_Петербурга_XIX_начала_XX_в_Будко_А_А_

.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
23.43 Mб
Скачать

Императорская Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия

91

В КОНФЕРЕНЦИЮ ИМПЕРАТОРСКОЙ МЕДИКОХИРУРГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

От профессора Пирогова

Прошу покорно Конференцию о выдаче мне письменного позволения печатать мой отчет о врачебных действиях на Кавказе, дабы я мог немедленно начать печатание.

Проф. Пирогов

1848.

Октября 9 дня.

Письмо Н.И. Пирогова Конференции ИМХА

Из фондов Военно-медицинского музея МО РФ

Диссертация С.П. Боткина «О всасывании жира в кишках»

Из фондов Военно-медицинского музея МО РФ

92 Глава 3

2-го Военно-сухопутного госпиталя, давно уже ставшего местом практического обучения будущих врачей.

Идея о присоединении госпиталя к академии возникла еще в декабре 1838 г., после перевода академии в военное ведомство с подчинением ее директору Департамента военных поселений генераладъютанту П.А. Клейнмихелю. Президент академии И.Б. Шлегель, хорошо знавший госпитальные порядки и возможности, поделился этой идеей с П.А. Клейнмихелем и нашел в нем горячего ее сторонника. Не случайно Н.И. Пирогов в записке, поданной П.А. Клейнмихелю в начале января 1840 г., писал: «Присоединение большого госпиталя совершенно в состав академии — ваша мысль; мне не остается ничего более, как желать скорейшаго исполнения сего» [11].

Нетерпение Н.И. Пирогова было понятно. В конце 1839 г. он получил через профессора К.К. Зейдлица приглашение Конференции академии занять кафедру теоретической хирургии в связи с выходом в отставку профессора П.Н. Савенко. Предложение было лестным, но зная, что при кафедре нет хирургической клиники, Н.И. Пирогов отказался, предложив встречный проект — учредить особую госпитальную клинику, задачи которой он объяснил в направленной П.А. Клейнмихелю записке: «Молодые врачи, выходящие из наших учебных заведений, почти совсем не имеют практическаго медицинскаго образования, так как наши клиники обязаны давать им только главные, основные понятия о распознавании, ходе и лечении болезней» [12].

Н.И. Пирогов считал: «Облагородить госпиталь, привести его к истинному идеальному назначению, соединить в нем приют для страждущих вместе со святилищем науки можно только тогда, когда практическая деятельность к нему принадлежащих врачей соединена будет с изустным преподаванием при постели больных для учащегося юношества» [13].

Учреждение при госпитале госпитальной хирургической клиники, где делался бы разбор каждого конкретного случая болезни, могло бы служить, по мнению Н.И. Пирогова, основой практической хирургической подготовки выпускников академии.

П.А. Клейнмихель одобрил идею Н.И. Пирогова и передал его проект на рассмотрение Конференции академии, которая согласилась с предложением Н.И. Пирогова, а также признала целесообразным учредить и аналогичную госпитальную терапевтическую

Императорская Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия

93

клинику. Около года согласовывался вопрос о назначении профессоров на вновь учрежденные кафедры, а тем временем получил положительное решение и проект присоединения госпиталя к академии. О таковом согласии императора Николая I 16 октября 1840 г. П.А. Клейнмихель уведомил И.Б. Шлегеля, и 18 января 1841 г. Н.И. Пирогов был переведен из Дерпта в академию профессором кафедры госпитальной хирургии, патологической и хирургической анатомии с одновременным назначением на должность главного врача хирургического отделения 2-го Военно-сухопутно- го госпиталя [14]. Переход госпиталя под начало академии затянулся. Лишь в 1846 г. он был изъят из комиссариатского ведомства

иподчинен президенту академии в медицинском и хозяйственном отношениях.

Еще более длительным было присоединение к академии другого старейшего госпиталя на Выборгской стороне — Морского, или Адмиралтейского. После открытия в 1837 г. Калинковского морского госпиталя и перевода в новые помещения части больных из Адмиралтейского госпиталя в Санкт-Петербурге оказалось два действующих стационара для лечения военнослужащих и гражданских лиц морского ведомства: старый Адмиралтейский госпиталь с оставшимися в нем больными и новый, Калинковский. Такое положение сохранялось вплоть до весны 1850 г., когда все оставшиеся здания

итерритория Адмиралтейского госпиталя были присоединены ко 2-му Военно-сухопутному, а больные переведены в другие госпитали. На основании заключения Военного совета и Особого комитета по госпитальной части 2-й Военно-сухопутный госпиталь со всеми постройками бывшего Морского Адмиралтейского госпиталя был навсегда передан Медико-хирургической академии.

Таким образом, лишь в 1850 г. Адмиралтейский госпиталь, старшим лекарем которого являлся адъюнкт-профессор И.В. Рклицкий, прекратил свое существование. Главным доктором заметно увеличившего свои возможности 2-го Военно-сухопутного госпиталя, насчитывавшего теперь уже до 2 тыс. мест, был назначен профессор А.П. Нелюбин.

Присоединение госпиталей к академии сопровождалось их перепланировкой, благоустройством и строительством новых зданий, поскольку старые корпуса, особенно деревянные, пришли в ветхость. Часть деревянных зданий бывшего Адмиралтейского госпиталя при-

94

Глава 3

шлось снести, вырубить многие деревья и расширить Морскую улицу, позже названную Нижегородской (ныне ул. Лебедева).

Всвоем очерке по истории кафедры госпитальной терапевтической клиники ИМХА М.Е. Шмигельский отмечает: «... несомненно, что во время своего присоединения к академии этот громадный госпиталь был наименее благоустроенным из всех военных госпиталей Петербурга» [15]. Вместе с тем нужно отдать должное президенту академии И.Б. Шлегелю и Конференции, пополнившейся новыми членами, которые делали немало для улучшения состояния госпитальных отделений и академических кафедр.

В1841 г. академическая аптека была слита с госпитальной, что улучшило снабжение отделений медикаментами, но не позволяло выйти за рамки существовавшего госпитального каталога. Убедившись в скудности лекарственных средств для лечения больных, Н.И. Пирогов и О.И. Мяновский, возглавлявшие госпитальные клиники, составили новый перечень лекарственных средств и в апреле 1844 г. представили его на рассмотрение Конференции академии. После этого новый каталог был утвержден военным министром, и лишь бюрократическая волокита не позволила быстро ввести его в действие.

В1842 г. была учреждена самостоятельная клиника женских и детских болезней, а в 1843 г. основан собственный академический ботанический сад. В 1846 г. Медико-хирургической академии была подчинена фельдшерская школа, ранее состоявшая при 2-м Военносухопутном госпитале. В этом же году был основан особый Анатомический институт — одно из детищ Н.И. Пирогова, сыгравший большую роль в развитии и усовершенствовании анатомических знаний

вРоссии. Под руководством К.М. Бэра развернул свою работу аналогичный Институт сравнительной анатомии и физиологии.

Проект Анатомического института был составлен Н.И. Пироговым, К.М. Бэром и К.К. Зейдлицем. По их убеждению, для успеха формирования будущих врачей требовалось изучение анатомии не по одной лишь книжке, но и путем собственного опыта и практики. Поэтому основной идеей, заложенной в создание института, эти три выдающихся современника считали практическое изучение всех отраслей анатомии.

Для разработки частных вопросов проекта Конференция академии назначила комиссию из профессоров А.П. Нелюбина, С.Я. Нечаева, Н.И. Пирогова, К.М. Бэра и О.Ф. Олендзкого, которая и завершила

Императорская Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия

95

Портрет П.А. Дубовицкого

Из фондов Военно-медицинского музея МО РФ

С.П. Боткин, В.Л. Грубер, И.М. Сеченов

Из фондов Военно-медицинского музея МО РФ

96

Глава 3

начатую работу. Высочайшее повеление об учреждении «Практическоанатомического отделения или института» с назначением Н.И. Пирогова «управляющим анатомическими работами» последовало 28 января 1846 г. [16].

Анатомический институт, возникший наряду с уже имевшимися в академии тремя кафедрами — описательной, прикладной и сравнительной анатомии — занимал особое место и преследовал следующие цели:

«1. Сосредоточить в одном месте и под главным руководством одного лица все средства для изучения анатомии, которыми может располагать Императорская Медико-хирургическая академия, и которые можно получить в здешней столице.

2.Доставить учащимся академии сколь можно более средств

кпрактическому изучению анатомии и к самостоятельному образованию в различных частях этой науки (в анатомии физиологической, хирургической и сравнительной) и в экспериментальной физиологии.

3....способствовать к образованию будущих преподавателей этой науки и прозекторов, не только для академии, но и для других учебно-медицинских заведений в России» [17].

Отдельным пунктом оговаривалось, что право заниматься анатомическими исследованиями в институте предоставляется всем, «будут ли то студенты, врачи или просто любители этой науки».

Объясняя необходимость Анатомического института, Н.И. Пирогов писал: «Изучение целых трех наук, каковы: физиология, патология и хирургия, находится в зависимости от учреждения такого Института, и верно никто из знакомых с делом не будет сомневаться, что без постоянных самостоятельных практических упражнений под руководством опытного наставника не может быть основательно ни изучение патологической анатомии, ни хирургической анатомии — двух наук, находящихся в ближайшем сродстве с терапевтическим и хирургическим учением, следовательно, с самыми существенными частями практической медицины» [18].

Для Анатомического института на территории 2-го Военносухопутного госпиталя был сооружен деревянный одноэтажный корпус, где с начала 1847 г. начались занятия студентов и врачей. Директором института был утвержден Н.И. Пирогов, учеными прозекторами — Г.Х. Шульц и приглашенный из Вены В.Л. Грубер.

Императорская Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия

97

Здесь, в этом небольшом здании, к 1851 г. студентами академии было подготовлено и демонстрировано свыше 2 тыс. препаратов; 85 врачей занимались собственными исследованиями, а работы самого Н.И. Пирогова в области исследования действия эфирных паров на организм и изучение анатомических аномалий прозектором В.Л. Грубером, как отметил Н.И. Пирогов, «подали повод к составлению одиннадцати сочинений, публикованных на русском, немецком и французском языках» [19].

Анатомический институт стал своеобразной лабораторией научных открытий, местом работы Н.И. Пирогова над составлением труда «Патологическая анатомия холеры», исследованием костно-мышеч- ной и сосудистой систем, составлением анатомических таблиц и атласов, а также изготовлением множества препаратов, ставших ценным учебным и музейным материалом. В госпитальной хирургической клинике и Анатомическом институте, руководимых Н.И. Пироговым, формировалось и совершенствовалось прогрессивное «анатомоклиническое направление в хирургии в России в то время, когда это направление далеко не всеми признавалось даже на Западе, а многими значительными авторитетами тогдашней хирургической науки, такими как Руст, Грефе, Диффенбах, и вовсе отрицалось» [20]. Научная работа тесно переплеталась с учебной деятельностью, поэтому достижения института, как и вся научная деятельность Николая Ивановича, выводила учебный процесс на новый, более высокий уровень.

Находясь в командировке, Н.И. Пирогов и П.Ю. Неммерт не только выполняли операции с использованием эфирного наркоза, но и знакомили военных врачей с открытиями и усовершенствованиями в области хирургии за последние годы. Тем самым посланцы Санкт-Петербурга выступали в роли выездных преподавателей академии, обучавших госпитальных и войсковых хирургов рациональным методам оперативных вмешательств.

Подобная форма обучения армейских и флотских врачей не была чем-то необычным, поскольку практиковалась и ранее. Так, в декабре 1843 г. в черноморские порты для показа хирургам техники операций был командирован из Санкт-Петербурга доктор И.В. Рклицкий, славившийся тем, что выполнял литотомию за 3 минуты, а отсечение конечности с перевязкой сосудов за 10 минут [21].

Но подготовка искусных хирургов требовала более систематических и продолжительных занятий, в связи с чем Медицинский

98

Глава 3

департамент Военного министерства составил докладную записку о годичном прикомандировании ко 2-му Военно-сухопутному госпиталю по одному военному врачу из каждого корпуса для усовершенствования в хирургии. В 1851 г. шесть таких врачей прибыли в Санкт-Петербург для занятий в Анатомическом институте, посещения палат госпиталя и прослушивания курса оперативной хирургии. Они должны были под руководством профессора Н.И. Пирогова выполнять хирургические операции на больных и на трупах. К концу прикомандирования им предлагалось выдержать экзамен на степень доктора медицины. Согласно правилам, «Отличнейших из сих медиков, обративших на себя внимание как образованием своим, так и любовью к науке и нравственным поведением и имеющих докторские степени, отправлять на 2 года за границу для дальнейшего их усовершенствования». Так было положено начало системе усовершенствования военных и морских врачей по различным специальностям при академических клиниках и отделениях петербургских госпиталей.

Огромная заслуга в дальнейшем развитии этой системы и превращении ее в одну из важных составных частей деятельности академии принадлежит Петру Александровичу Дубовицкому (1815– 1868) – активному борцу за развитие отечественной медицинской науки и совершенствование высшего медицинского образования. С 1844 г. по 1852 г. он являлся ученым секретарем Конференции академии, а затем в течение 10 лет, с 1857 г. по 1867 г., — президентом академии.

Период президентства П.А. Дубовицкого называют «золотым веком» академии, ибо в эти годы ее научный и общественный авторитет был высок как никогда, а уровень образования и созвездие крупнейших ученых умов, составлявших профессуру академии, могли соперничать с таковыми в лучших европейских научных и учебных центрах.

Уже в ноябре 1857 г., в начале своей деятельности на посту президента, П.А. Дубовицкий предложил Конференции ввести трехлетнее прикомандирование к академии лучших ее выпускников с целью их подготовки к преподавательской работе. П.А. Дубовицкий считал: «Главная же и действительная мера к возвышению академии есть укомплектование ее вполне достойными преподавателями; но достижение этого возможно в том только случае, если в России име-

Императорская Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия

99

ется достаточный запас ученых медиков, совершенно приготовленных к занятию преподавательских мест» [22].

Мнение П.А. Дубовицкого с пониманием было воспринято членами Конференции и в мае 1858 г. при Императорской Медико-хи- рургической академии был учрежден Врачебный институт для подготовки научно-преподавательских кадров. Задачи и цель института нашли отражение в особой инструкции, составленной под председательством И.Т. Глебова профессорами Н.Н. Зининым, И.В. Рклицким и А.А. Китером. Инструкцией предусматривалось оставление на три года ежегодно по 10 выпускников сверхштатными ординаторами. По истечении двух лет пребывания в институте врачи должны были держать экзамен на доктора медицины, а к окончанию срока подготовить материал диссертации. Трое лучших получали право на двухгодичную командировку за границу для усовершенствования в избранной специальности.

«Я считаю нужным, — пояснял П.А. Дубовицкий, — заграничное путешествие молодым нашим врачам не только потому, что в некоторых отношениях представляется там ученому более средств для дальнейшего образования и для занятий и трудов, но и для того, чтобы предупредить односторонность и доставить им возможность к многостороннему образованию через посещение ими лучших заграничных университетов и личного знакомства с тамошними учеными» [23].

Врачебный институт при Императорской Медико-хирургиче- ской академии сыграл важную роль в подготовке научных кадров по различным отраслям знаний. За первые 8 лет институт подготовил 12 преподавателей академии, 11 профессоров университетов и 50 специалистов (врачей) для работы в военно-медицинском ведомстве.

Будучи прообразом современной аспирантуры или адъюнктуры, институт дал России плеяду видных деятелей медицинской науки: Е.И. Богдановского, М.М. Руднева, В.В. Пашутина, В.А. Манассеина, А.Г. Полотебнова, С.П. Коломнина, А.П. Доброславина, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Н.П. Кравкова, В.Н. Шевкуненко, В.А. Оппеля, В.Н. Шамова, С.С. Гирголава и многих других.

По инициативе Петра Александровича Дубовицкого в 1859 г. в академии была впервые организована на конкурсных началах при- ват-доцентура, привлекшая к академии немало талантливых препода-

100

Глава 3

вателей. Поясняя цель доцентуры, П.А. Дубовицкий писал: «Я считаю необходимым введение доцентства, как единственный путь к правильному и верному избранию профессоров, потому что доцент может выказать себе вполне и как ученый и как преподаватель» [24].

Удачно сложившийся триумвират единомышленников-руко- водителей академии из президента П.А. Дубовицкого, вице-прези- дента И.Т. Глебова и ученого секретаря Конференции Н.Н. Зинина позволил в сравнительно короткий срок осуществить ряд серьезных реформ, заметно отразившихся на всех сторонах деятельности академии. Хорошими помощниками в деле претворения реформаторских начинаний в жизнь проявили себя П.П. Заблоцкий-Десятовский, Я.А. Чистович, А.Я. Крассовский, И.М. Балинский, Т.С. Иллинский, Н.М. Якубович, С.П. Боткин, И.М. Сеченов, Э.А. Юнге и многие другие профессора и преподаватели академии.

Благодаря общим усилиям и поддержке со стороны военного министра, в основу высшего медицинского образования в академии были положены естественные науки — физика, химия и другие, именуемые ранее вспомогательными или второстепенными. В 1858– 1863 гг. на набережной р. Невы у Александровского (ныне Литейного) моста архитекторами В.Ф. Андриевским, К.Я. Соколовым и И.Д. Черником было построено здание Естественно-исторического института, где и разместились лаборатории, кабинеты и аудитории соответствующих кафедр, а также богатый естественно-историче- ский музей.

Значительно расширилось и приобрело выраженный наглядный и практический характер преподавание медицинских наук. В 1860 г. была учреждена кафедра глазных болезней с клиникой, в 1865 г. — такая же кафедра с клиникой детских болезней, в 1867 г. — первая в Европе клиника душевных и нервных болезней под руководством И.М. Балинского. Открылось также клиническое отделение судебной медицины. Отныне выпускники академии, попадая в армейские части и флотские команды, были более подготовленными, встречаясь на практике с разным контингентом больных.

Кардинальной перестройке подвергся 2-й Военно-сухопутный госпиталь, расширенный и превратившийся в клиническую базу подготовки врачей, о чем мечтал Н.И. Пирогов. Число мест для гражданских больных было доведено в нем до 675, что дало возможность знакомить учащихся и прикомандированных врачей военного