Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

11044

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
34.98 Mб
Скачать

11

теории композиции, согласно исследованиям А.В. Шаповала, определяются два направления: теория формальной композиции и теория ассоциативной композиции. Такой подход к пониманию эстетической оценки позволил выделить и главные направления развития теории формально-композиционного формообразования.

Многие проблемы теории формальной композиции и структурного формообразования, композиции пространства решаются в тесном контакте с психофизиологией зрительного восприятия. Здесь частично используются методы граничащих с ней областей применения средств вычислительной техники – машинной графики, распознавания образов, в перспективе - теории систем. Эстетическая оценка архитектурной формы наблюдателем – непосредственное следствие степени структурно-композиционного осмысления формы архитектором, дизайнером архитектурной среды. В теории архитектурного формообразования форма понимается как структурно и композиционно осмысленное конечное множество элементов, обладающих определенными признаками и свойствами, «Относительно признака свойство представляет собой более сложную характеристику» (по А. В. Шаповалу, свойство есть отношение признаков). Элемент, при этом, представляет собой составную часть формы, ограниченную одним или несколькими замкнутыми контурами, поскольку все элементы архитектурной формы объемны, либо имеют толщину.

Лекция 3.

Эволюция архитектурных пространств: геометрия, функция, целостность и дискретность.

Чудеса древних были построены трудом масс и главное в них количество труда. В

пространстве витающие архитектурные чудеса современности построены будут искусством плюс ум, и главное в них количество ума.

В.А. Ладовский

Г.Т. Фехнер установил эстетическую закономерность, которая впоследствии в гештальтпсихологии получила название закона прегнантности стремления, тенденции воспринимаемого образа

принимать наиболее простую, законченную или так называемую

«хорошую» форму. Этот принцип экспериментальной эстетики напрямую связан с основным свойством любой композиции в искусстве – целостностью. Гештальтпсихология - крупнейшая школ зарубежной психологии – гештальтпсихологии (нем. Gestalt – форма, образ, структура), выдвинувшая принцип целостности (нем. Gestalt – форма, образ, структура), выдвинувшей принцип целостности. Несмотря на ограниченность такого подхода, антимеханистическая, гуманистическая ориентация в определении закономерностей формообразования была воспринята в последующем развитии архитектурной композиции. Араухо в своих исследованиях по

12

теории композиции в значительной мере опирается на данные гештальтпсихологии. Свойство целостности, как композиционное качество не напрямую связано с нерасчлененностью архитектурного пространства, как геометрической характеристикой или синкретностью его оболочки. Целостность и связность пространства – системное сложное явление.

Рис. 4.

Пространство

линейной организации.

Коллаж в виде улицы из известных шедевров современной архитектуры:

дефиле высокой моды в архитектуре. Из

презентации Сергея Чобана ©

SPEECH.

Композиционная организация архитектурного пространства - явление внестилевое. Архитектурная форма и архитектурное пространство являются слепком образа жизни, воплощением идей и ценностей создавших ее людей. Но это одна сторона: слепок есть отпечаток того, что внутри. Есть и другая сторона - внешняя форма. Она отражает как рукотворное окружение, так и естественное, природное. До последнего была принята функциональная трактовка архитектурной типологии, что нашло отражение в программах архитектурных вузов, такая ситуация привела к излишне прагматической интерпретации пространственных свойств архитектуры. Эволюционировало архитектурное пространство, организуемое человеком архитектурные формы и архитектурные конструкции параллельно с развитием человечества. Основным морфологическим свойством архитектуры, которое характеризует ее главную сущность, является функция искусственной среды деятельности человека. Поиск общих законов формообразования искусственного окружения вне культур и исторических эпох ведет к исключению рассмотрения конструктивной устойчивости «оболочек» «второй природы», обратить внимание на пространственные свойства их строения.

В этом пространственном содержании много общего:

они имеют входы и выходы разной пространственной ориентации – сбоку, с запада, востока, сверху, снизу;

13

проходные пространства и тупиковые; без естественного освещения, освещенные одним или несколькими способами доступа естественного света;

разной геометрической конфигурации (см. рис.); разных пропорций при наличии схожей конфигурации (компактные, продолговатые);

имеют определенные ограничения но величине объема и площади; имеют или не имеют возможность к трансформации планировочных харктеристик (гибкие/негибкие);

впомогательные технологические устройства: дымоходы, вентканалы, окна, водостоки.

Рис 5.

Типология

внутренних

Рис. 6. Соотнесение объемной и

пространств,

основанная

на типе

планировочной

проекционной моделей

конфигурации

и схажести

построения

пространств

со сложной структурой

(по Р. Крие)

 

 

(по Р. Крие)

 

14

Рис.7. Соотнесение образа и планировоиного изображения пространства с доминирующим объемом (по Р. Крие) Рис.8. Пространство, сформированное на основании одной геометрической конфигурации (по Р. Крие).

Рис.9. Мегалитический Каирн на окраине Сухуми.

В большинстве случаев, пространственная организация объектов архитектуры дискретна и во внешнем, и во внутреннем пространстве, ее элементы, могут отличаться разными морфологическими

15

характеристиками своего построения.

В современном городском пространстве небоскреб не просто возносится над окрестным городским ландшафтом. Он является зданиемзнаком, закрепленным в сознании своей формой, продолжает типологию башенных форм донжона, колокольни, пожарной каланчи, дозорной башни. Каждая культура оставляет в истории свой след в виде архитектурных памятников и типов построения прилегающего пространства, типов построения интерьерного пространства. Но во всех них строго прослеживается закономерность: красоте зодчие придают особое значение, без искусства архитектуры нет, остаются только строения. Памятник архитектуры может стать непрочным и утратить назначение, как двадцатидвухглавый Преображенский собор на острове Кижи — жемчужина древнерусского деревянного зодчества, но памятник архитектуры не может быть некрасивым, ибо в таком случае он из памятника превращается в строение. И при исключении из среды, из контекста аутентичного пространства он теряет часть свой эстетической сущности, т.к. происходит потеря определяющего его окружения по принципу дополнительности. Но сам по себе собор в избыточности формы по отношению к функции являет собой пример т.н. архитектурного феномена. Архитектурный феномен — любое предметнопространственное явление или предмет окружающей среды, созданные или приспособленные человеком для нужд его деятельности, обеспечивающие физическую возможность специфического архитектурного формообразования.

Принцип центрической организации пространства амфитеатра

интерпретирует арх. Ганс Шарун в здании концертного зала берлинского филармонического оркестра в Берлине - победитель конкурса 1956 г., проект был выбран дирижером фон Караяном за размещение оркестра в центре зала. Построение объема и пространства здания подчинено этой идее. Архитектор пытался уйти от монолитного построения партера зала, подобно идее Мельникова для клуба им. Русакова в Москве, Шарун делит пространство партера на множество секторов-трибун, которые сравнимы с ландшафтным строем склонов виноградников на холмах, добиваясь идеальной видимости и акустики.

При общей идеологии арены, каждый сектор отличается от другого. В основе построения зала - принцип симметрии, который настолько сложно и последовательно нарушается при восприятии, что почти не прочитывается. Архитектор выстраивает гармонию внутреннего пространства не через гармонию, а через конфликт.

16

Рис. 10. Архитектор Ганс Шарун. Филармония в Западном Берлине.

Объем зала прочитывается в городском пространстве как нечто многообещающее, но при входе зрителя встречает пространство, схожее по габаритам с пещерой: низкий потолок помещения, сложная организация проникновения естественного света в интерьер, все подчинено идеологии сложного спирального движения. Из давящего пространства вестибюля, зритель попадает в просторный зал, ощущение катарсиса многократно усиливается музыкой. Слушатель, привыкший воспринимать музыку фронтально в театре, неожиданно в нее погружается, звуки сливаются с пространством.

17

Эволюция свободного типа построения интерьерного пространства.

Рис.11. Сойкинский полуостров. Рис. 12. Современная квартира-студия. Интерьер ижорской избы. 1926 г.

Свободное пространство крестьянского дома. В крестьянских домах было одно или два, реже три жилых помещения, соединенных сенями. Типичным для России был дом, состоящий из теплого, отапливаемого печью помещения и сеней. Их использовали для хозяйственных нужд, как тамбур между улицей и теплом избы. Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Пространство избы занимала духовая печь, которая обычнорасполагалась у входа, справа или слева от дверей. В южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи, над ним была божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними - врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком был деревянный настил - полати. На юге за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол, примост. Вся неподвижная обстановка избы строилась вместе с домом, называлась хоромным нарядом. Квартира-студия – жилое пространство без изолированных помещений, почти полностью отсутствуют внутренние перегородки. Рациональное разделение его на зоны, приятно удивит своим результатом. Главное преимущество студийного построения планировки — в экономии пространства. Плюсы объединенной зоны очевидны: расширение пространства, естественное перетекание кухонных посиделок на мягкий диван в гостиную.

Ключом к свободной организации интерьерного пространства

«Пять отправных точек архитектуры» Ле Корбюзье были опубликованы в журнале «L’Esprit Nouveau» в 1920е гг., где Корбюзье пытался сформулировать концепцию архитектуры нового времени:

1.Столбы-опоры: здание приподнято над землей нажелезобетонных столбах-опорах, при этом освобождается место для сада или стоянки автомобиля.

2.Плоские крыши-террасы. Вместо традиционной наклонной

18

крыши с чердаком под ней, Корбюзье предлагал устраивать плоскую эксплуатируемую крышу-террасу.

3.Свободная планировка. В связи с применением железобетонного каркаса, стены больше не являются несущими внутреннее пространство полностью от них освобождается, в результате внутреннюю планировку можно организовать с гораздо большей эффективностью и свободой.

4.Ленточные окна. Благодаря каркасной конструкции здания и отсутствию несущих стен, окна можно сделать любой величины и конфигурации, в том числе свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.

5.Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома, поэтому наружные стены могут при этом быть из любого материала — легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.

Рис. 13. Ле Корбюзье. Преимущества зданий каркасной конструкции пять принципов современной архитектуры.

По отдельности подобные приемы использовались архитекторами и до Корбюзье, он объединил их в систему и начал последовательно

19

применять. В 1920-х годах язык новой архитектуры ещё формировался, и «пять отправных точек архитектуры» для многих молодых архитекторов «нового движения» стали «отправным пунктом» и профессиональным кредо.

Ансамбль является пространством со сложной организацией, и

неоднородной и часто гибкой пространственной структурой.

Несмотря на современную тенденцию к полифункциональности, к организации в крупных полифункциональных пространств и ансамблей, следует понимать, что структуризация уровней зрительного восприятия предметно-пространственной среды смыкается с функциональной и переходит в нее, взаимосвязана и взаимозависима.

Элементы структурно-композиционной организации архитектурной формы и городских пространств чаще всего могут быть эквивалетны определенной совокупности функциональных процессов и связанных с ними маршрутов движения.

Чеберевой О.Н. предложена иерархия уровней организации архитектурных объектов предметно-пространственной среды на неметрической, функциональной основе (см. таб. 2).

Таблица.2. Метрические и функциональные уровни организации пространства.

Архитектурно-планировочный

 

Модуль

 

Соответствие

 

уровень реализации группы функций

 

уровню

визуальной

 

 

 

 

 

метрической

 

 

 

 

 

 

организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система город - градостроительный

[0]

шестой «F»

от 100м до 1000м

кластер

 

 

 

 

 

(1км)

 

 

Система

градостроительный

[-1]

 

 

 

 

кластер

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа

подразделений

внутри

[-2]

 

 

 

 

кластера

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень подразделения

 

[-3]

пятый «E»

от 10м до 100м

 

Уровень

 

функционально-

[-4]

 

 

 

 

планировочной группы

 

 

 

 

 

 

Уровень планировочной ячейки

 

[-5]

четвертый

от 1 м до 10м

 

 

 

 

 

 

«D»

 

 

 

Эргономический уровень

 

[-6]

третий «C»

от

100мм

до

 

 

 

 

 

 

1000мм

 

В античной Греции возникла своя система ансамблей. Наиболее целостное представление о пространственных принципах синтеза искусств Древней Эллады дает афинский Акрополь. Акрополь, посвященный Афине и Посейдону, был средоточением общественной и политической жизни Афин. Ансамбль окончательно сформировался в середине V века до н. э. после коренной реконструкции.

20

В ансамбле нет и намека на жесткий геометризм и подавляющую колоссальность египетских храмов, в пространственной композиции — равновесие масс и объемов. В процессе движения в поле зрения оказываются контрастные мотивы — строгие и торжественные Пропилеи были видны одновременно с изящным храмом Ники. Из портика Пропилеи была видна статуя Афины Промахос (ск. Фидий, V в. до н. э.)- основная вертикаль ансамбля. Ее высота около 10 м и местонахождение в геометрическом центре площади между Пропилеями, Парфеноном и Эрехтейоном были обусловлены стремлением выдержать сопоставление с массивными объемами храмов.

За статуей Афины вырисовывался Эрехтейон с изысканным портиком кариатид. И здесь в полную силу звучит контраст форм, ритмов, масс: линия связи архитектуры и скульптуры в ансамбле Акрополя. Иная линия основана на нюансных соотношениях проработки пластики архитектурной и скульптурной формы: наибольший интерес в этом отношении представляют храмы Парфенон и Эрехтейон.

Рис. 14. Морфологическое сходство пространственных ансамблей разного назначения и эпохи создания: (слева направо) фортификационного объекта Петропавловской крепости, монастырского комплекса Троице-Сергиевой Лавры и Афинского акрополя. Реконструкция месопотамского храма с зиккуратами.

В Парфеноне находилась драгоценная статуя Афины. Его расположение связано с культом богини: храм ориентирован так, что диагональ плана совпадает с линией луча восходящего солнца в период

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]