Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

10632

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
7.6 Mб
Скачать

или рекреация должны представлять школу, то есть быть еѐ визитной карточкой, отражать характер и специфику образовательного учреждения

(рис. 2).

а)

б)

Рис. 2. а) Школа искусств в городе Сэйнт Герблэн, Франция, 2010г., б) гимназия Орестад в Копенгагене, Дания, 2007г.

Организация рекреационного пространства блока начальной школы.

Формирование среды для младших школьников – это особая задача для архитектора-дизайнера, так как при этом необходимо учесть следующие факторы:

- дети впервые сталкиваются с новой для себя средой, где помещены в строгие рамки режима;

-особенности активного поведения малышей;

-специфика взаимодействия занятий, игр;

-особый распорядок и помещения для детей с режимом продлѐнного

дня;

- специальные эргономические требования.

В отношении интерьера детских помещений можно отметить, что в советский период этот блок практически не отличался от интерьера всей остальной школы.

Анализ зарубежного опыта показывает, что часто нет оптимального решения интерьера в помещениях для младшеклассников. Зачастую интерьер рекреаций решѐн с применением слишком контрастных цветов: одна стена – розовая, другая – жѐлтая, а пол – фиолетовый, потолок – серый. Таким образом, вместо рекреаций для отдыха получаются узкие коридоры

(рис. 3).

Или: использование совершенно неподходящих отделочных материалов – хромовых поверхностей и ядовитых по цвету, с контрастными оттенками (рис.4).

Еще пример: интерьер коридоров, лестниц и рекреаций составлен из контраста поверхностей оранжево-красного и белого цветов на основе использования динамичного геометрического рисунка (рис. 5).

21

Рис. 3. Детский сад Катарина, остров КРК, Хорватия, 2009 г.

Рис. 4. Начальная школа Жардин де Малага, г. Барселона, Испания, 2010 г.

Рис. 5. Школа Доминик-Кулон во Франции, 2010 г.

22

Основой психологического воздействия цвета признаны визуальные ассоциации человека, то есть его субъективное отношение к цвету. Существуют ассоциации, характерные для множества людей: деление цветов по наиболее часто возникающим ассоциациям. Такое анонимно обобщенное цветовое решение является неудачным. Например, красный цвет имеет, как правило, стимулирующее действие, вызывает сильные реакции и мускульное напряжение, нервирует, заставляет спешить, возбуждает. Согласно последним данным, красный цвет вызывает повышение кровяного давления и ускорение ритма дыхания, а белый – в больших количествах – производит впечатление холода и пустоты. Восприятие цвета меняется с возрастом. Дети младшего возраста любят яркие и чистые цвета, отвергая блѐклые оттенки. Дети старшего возраста предпочитают более сложные, приглушѐнные, ломаные тона и нюансное сочетания цветов [1].

При проектировании интерьера для младших школьников необходимо учитывать, что сочетания контрастных оттенков и колеров с большим различием между ними утомляют глаза, ещѐ более возбуждающе они действуют на подвижных детей начальной ступени, в некоторых случаях действуют даже угнетающе. В цветовом дизайне блока начальной школы может быть выражена определѐнная стилистика, наилучшее решение – сделать акцент на цвет игрового оборудования или мебели. Игровая тематика может быть отражена в оригинальном проекте зонирования потолка: сочетание контрастных фактур материалов и необычное световое оборудование. Окраска стен в целом должна быть нейтральной, фоновой.

Использование материалов в интерьере должно соответствовать ряду требований. Во-первых, это – соответствие материалов назначению объекта

ипроцессам, происходящим внутри здания, а также реакциям человека, которые должны возникнуть в пространственном поведении человека. Вовторых, это – гармоничное сочетание цветов разных отделочных материалов. Исходя из вышеназванных требований, в рекреационном интерьере блока начальной школы целесообразно применение натуральных

итѐплых по зрительному ощущению материалов, таких как дерево, или мягких по фактуре поверхностей в помещениях для спален и игровых комнат. Безусловно, всегда необходимо также учитывать географические и климатические особенности региона, для которого проектируется школьное здание.

Связь школьных пространств с ландшафтом. По мнению психологов,

врачей, каждодневные контакты с природой, с интересным окружением вокруг здания способствуют развитию биологической активности детей, активизации положительных эмоций, умственному и физическому

развитию. Известный педагог К.А. Ушинский говорил: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

23

Конечно, школьное здание даже с очень развитыми элементами «природных вставок», не может соперничать с природой и заменить ее, но определенную психологическую, воспитательную роль в гармоническом развитии личности выполнять, несомненно, может. Поэтому одним из направлений в развитии архитектуры школьного здания или комплекса должно быть их нерасторжимое единство с природным окружением, пространственное взаимопроникновение природы и здания.

В архитектурной среде школы присутствуют одновременно три функции образовательного искусства: познавательная, воспитательная и эстетическая.

Советский психолог А. И. Соколов [2] доказал, что, осуществляясь при гармоничном взаимодействии человека и зрительно воспринимаемых им образов, внутренняя речь становится важным механизмом мышления и позволяет проникнуть в сущность познаваемого. При этом происходит переход от наглядных чувственно воспринимаемых сигналов к раскрытию идей. Двойная ответственность в этом случае ложится на пространственные характеристики интерьера специализированного комплекса для одарѐнных детей.

Актовый зал. В современных отечественных условиях актовый зал – это торжественное место в школьном комплексе, где царит особая и неповторимая обстановка. В этом отношении зарубежный опыт в большинстве случаев демонстрирует простой объѐм зала со стульями, полиэкраном и небольшой сценой и не может служить примером для специализированной, т. е. немассовой, школы.

Актовый зал в специализированной школе призван стать аналогом зрительного зала театра. Замечательным примером может служить актовый зал в гимназии в г. Одинцово Московской области (арх. В.И.Степанов). Здесь зал решѐн в виде амфитеатра и рассчитан на 430 посадочных мест. Сцена – круглая, на ней предусмотрены ступени для хора. Был разработан специальный проект по части видео-, аудио-, светотехнологий, механизации сценического пространства и акустики зрительного зала.

Интерьер столовой: цветовое решение. Школьная столовая должна производить светлое и радостное впечатление. Вместе с тем цветовое решение должно быть выдержано в спокойных тонах. Употребление слишком ярких, насыщенных оттенков и контрастных цветосочетаний нежелательно, так как при приѐме пищи они не должны беспокоить и возбуждать детей и их нервную систему. В то же время использование меланхоличной, холодной, а также ахроматической гаммы не способствует пищеварению. Предпочтение следует отдать тѐплым цветам: по свидетельству психологов, они улучшают аппетит и пищеварение. Достаточно эффективным решением является акцентирование яркими цветами поверхностей в зоне раздаточной или буфета, например использование тѐплого колера жѐлтого цвета потолка, оригинальных светильников, ярких стульев. Большую роль играет освещение – желательно

24

проектировать в столовой большепролѐтные окна, выходящие во внутренний двор – «зелѐную» зону. Пол может быть деревянным с фактурой ламината – имитацией пола жилого помещения, что будет создавать уютную, почти домашнюю атмосферу.

Многообразная по форме и содержанию архитектурная среда создаѐт определѐнный положительный эмоциональный заряд у детей, стимулирует любовь к школе и учению. Архитектурный комфорт, удобство, уют, красота, многократная смена архитектурной среды в течение дня являются психологическими стимулами в активизации познавательной деятельности учащихся.

Литература

1.Новикова, Е. Б. Интерьер общественных зданий: Художественные проблемы / Е. Б. Новикова. – 2-е изд. – М. : Стройиздат, 1991. – 366 с. : ил. –

450 с.

2.Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 400 с.

УДК 725.4; 711.554; 72.03.

О.В. Гермаш

Конструктивные особенности фабричных комплексов Костромской губернии конца XVIII – начала XX века

В строительстве фабричных комплексов XVIII – начала XX века наблюдаются две основные системы перевязок кирпичной кладки: английская и голландская. Английская может называться русской и полукрестовой, применялась с 60-х годов XIX века, считается самой крепкой. Встречается двух видов: цепная и крестовая. Цепная перевязка широко применялась в Центральной России в последней четверти XIX века. Здесь ложки располагаются один под другим (рис. 1, а). Голландская, в разных источниках можно встретить название верстовой перевязки, старорусской, готической, польской, тычок-ложок. Широко применялась в строительстве со второй половины XVIII – до первой половины XIX века. По сравнению с английской перевязкой, слабее, но красивей (рис. 1, б). Ложковая система перевязки (рис. 1, в) встречалась, как правило, в кладках пилястр и небольших простенков. В первой половине XIX века широко используется тычковый способ перевязки (рис. 1, г). В основном такой способ применялся для криволинейных стен. Все заводские трубы, а также колонны зданий выполнены в тычковой перевязке. Крестовая перевязка в фабричных комплексах Костромской губернии не встречается. Отличается от цепной тем, что ложки размещаются вразбежку (рис. 1, д).

25

Железные связи применялись для соединения всех частей строения в одно целое, в особенности если балка не прикреплялась к стенам. Они делались в виде полос прямоугольного поперечного сечения. Закладывались горизонтально по периметру здания на глубину ´ кирпича от наружной поверхности стены. В углах связи сопрягались. На концах каждое звено связи имело проушины в виде простого или двойного обуха. В эти проушины вставлялся штырь, который заклинивался (рис. 2). С помощью железных связей можно было привести стены, отклонившиеся от вертикали, вследствие неравномерной осадки грунта или по другим причинам. Для этого связи последовательно нагревали. После нагрева они удлинялись, и их можно было натягивать, завинчивать гайками или подклинивать. Остывая, полосы укорачивались и подтягивали за собой стены.

а)

б)

в)

г) д)

Рис. 1. Системы перевязок кирпичной кладки

Рис. 2. Железные связи

26

Рис. 3. Железные связи. Фабрика И.К.Коновалова, пос. Бонячки (сейчас район г. Вичуги)

Фабричные здания часто подвергались сотрясениям и переменам температурно-влажностного режима. При высоких температурах балки увеличивались в размерах и могли деформировать стены. Поэтому, чтобы скрепить продольные и поперечные балки, применялись болты со «штурвалами», выходящими на фасад. Полосы, прикреплялись к балкам и затем к ним навинчивались чугунные или железные шайбы, имеющие вид розетки. Для того, чтобы шайба захватывала большую поверхность кладки, а также для украшения и облегчения, использовали орнамент. «Штурвалы» Костромской губернии были разных форм и размеров. Они использовались не только в фабричных корпусах, но и в церковной, жилой архитектуре. Например, в церкви Петра и Павла фабрикантов Клюшниковых (1900-1903) в селе Новописцово. В ходе выездных экспедиций автором были выявлены виды «штурвалов», встречающиеся в промышленных комплексах Костромской губернии (рис. 4):

1.Фабрика Н.А.Разоренова и М.М.Кормилицына «Т-во Большой Кинешемской мануфактуры», г.Кинешма.

2.Фабрика А.В. Брюханова, г. Юрьевец; фабрика Е.Л. Абрамовой,

с. Чертовищи (сейчас Вичугский р-н Ивановской обл.); фабрика Г. Разоренова и И. Кокорева, с.Тезино (сейчас г. Вичуга Ивановской обл.); фабрика И.К. Коновалова «Анненская Мануфактура», г. Кинешма; фабрика И.К. Коновалова «Т-во мануфактур И. Коновалова с сыном», с. Бонячки (сейчас г. Вичуга); фабрика И.С. Клюшникова с. Новописцово (сейчас Вичугский р-н Ивановской обл.); фабрика Н.А. Разоренова и М.М. Кормилицына «Т-во Большой Кинешемской мануфактуры», г. Кинешма.

3.Фабрика Е.Л. Абрамовой, с. Чертовищи (сейчас Вичугский р-н Ивановской обл.).

4.Фабрика И.К. Коновалова «Т-во мануфактур И. Коновалова с сыном». Бетонный корпус, с. Бонячки (сейчас г. Вичуга); фабрика П.Ф. Севрюгова «Т-во П.Ф. Севрюгова и наследников», г. Кинешма; фабрика А.В. Брюханова (Сыромятникова и Дьяконова), г. Нерехта.

27

5. Фабрика И.К. Коновалова «Анненская мануфактура», г. Кинешма; фабрика И.К. Коновалова «Т-во мануфактур И. Коновалова с сыном». Бетонный корпус, с. Бонячки (сейчас г.Вичуга); фабрика А.В. Брюханова (Сыромятникова и Дьяконова), г.Нерехта; «Т-во мануфактур А. Красильщиковой с сыновьями». Склад, с.Родники (сейчас г.Родники Ивановской обл.).

6.Фабрика Н.А. Разоренова и М.М. Кормилицына «Т-во Большой Кинешемской мануфактуры». Казарма № 2, г. Кинешма.

7.Фабрика И.К. Коновалова «Т-во мануфактур И. Коновалова с сыном». Баня, с. Бонячки (сейчас г.Вичуга).

8.Фабрика П.Ф. Севрюгова «Т-во П.Ф. Севрюгова и наследников». Казарма № 2, г. Кинешма.

9.Фабрика И.К. Коновалова «Т-во мануфактур И. Коновалова с сыном». Бетонный корпус, женская казарма, с. Бонячки (сейчас г.Вичуга).

10.«Т-во мануфактур А. Красильщиковой с сыновьями». Казарма со столовой, с. Родники (сейчас г. Родники Ивановской обл.); фабрика Н.А. Разоренова и М.М. Кормилицына «Т-во Большой Кинешемской мануфактуры», г. Кинешма.

11.Фабрика И.С. Клюшникова, с. Новописцово, склад (сейчас Вичугский р-н Ивановской обл.); фабрика А.Ф. Морокина «Т-во бумаготкацких и бумагопрядильных мануфактур Морокина А.Ф.». Казарма, с. Новая Гольчиха (сейчас г. Вичуга).

12.Фабрика Н.А. Разоренова и М.М. Кормилицына «Т-во Большой Кинешемской мануфактуры». Казарма № 2, г. Кинешма.

13.Фабрика Н.А. Разоренова и М.М. Кормилицына. «Т-во Большой Кинешемской мануфактуры», г. Кинешма; фабрика П. Миндовского и И. Бакакина «Т-во Волжской мануфактуры бумажных и льняных изделий П. Миндовского и И. Бакакина», с. Наволоки (сейчас Кинешемская обл.); «Т-во вичугских мануфактур бр. Ф.и А.Разореновых», фабрика «Красная Ветка»», г. Кинешма; фабрика А.В. Брюханова (Сыромятникова и Дьяконова), г. Нерехта.

14.Фабрика П.Ф. Севрюгова «Т-во П.Ф. Севрюгова и наследников». Казарма № 2, г. Кинешма; фабрика Н.А. Разоренова и М.М. Кормилицына «Т-во Большой Кинешемской мануфактуры». Казарма, г.Кинешма; фабрика А.В. Брюханова (Сыромятникова и Дьяконова), г. Нерехта; «Большая Костромская льняная мануфактура», г. Кострома; табачная фабрика Чумаковых, г. Кострома.

15.Фабрика И.К. Коновалова «Анненская мануфактура», г. Кинешма;

Большая Костромская льняная мануфактура, г.Кострома.

 

 

16. Фабрика

А.В.

Брюханова

(Сыромятникова

и

Дьяконова),

г. Нерехта.

 

 

 

 

 

17. Фабрика

А.В.

Брюханова

(Сыромятникова

и

Дьяконова),

г.Нерехта.

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

18.Фабрика Н.А. Разоренова и М.М. Кормилицына «Т-во Большой Кинешемской мануфактуры». Казарма, г.Кинешма.

19.Фабрика Г. Разоренова и И. Кокорева. Старый корпус, с. Тезино. (сейчас г. Вичуга Ивановской обл.).

20. Фабрика А.В. Брюханова (Сыромятникова и Дьяконова), г. Нерехта.

21.Фабрика А.В. Брюханова, г. Юрьевец.

22.Фабрика П. Миндовского и И. Бакакина «Т-во Волжской

мануфактуры бумажных

и льняных

изделий П.

Миндовского и

И. Бакакина», пос. Наволоки (сейчас Ивановская обл.).

 

23.

Большая Костромская льняная мануфактура, г. Кострома.

24.

Фабрика А.В.

Брюханова

(Сыромятникова

и Дьяконова),

г. Нерехта.

Рис. 4. «Штурвалы», встречающиеся в промышленных комплексах Костромской губернии

Литература 1. Рошефор, Н.И. Урочное положение. Шестое исправленное изда-

ние / Граф Николай Иванович де-Рошефор. Петроград, 1916. – С.371-391.

29

2.Залесский, В.Г. Краткий курс построения частей зданий / В.Г.

Залесский. – М., 1904. – С.120-318.

3.Киселев, И. Архитектурные детали в русском зодчестве XVIIIXIX

веков / И. Киселев. – М.: «Academia», 2005. – С.293-314.

4.Щеболева, Е.Г. Купеческое строительство Ивановской области. Выпуск 2 / Е.Г. Щеболева. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – С.28-80, 102, 173179.

5.Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. М., 1998. Ч.2; М., 2000. – С. 400-402, 413 - 440, 475 - 485.

6.Щеболева, Е.Г. Купеческое строительство Ивановской области. Выпуск 3 / Е.Г. Щеболева. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – С.5-31, 66-89, 223-237.

УДК 72.036(470.341-25)

Е.В. Горупа

Сравнительный анализ историко-архитектурного облика центров малых и средних городов Нижегородской области: Лыскова, Павлова, Арзамаса в конце XX – начале XXI века

Изучение средних и малых исторических поселений имеет большое значение для истории российской архитектуры, ведь не только столичные и крупные города определяют архитектурный облик нашего государства. Актуальность подобных исследований велика в первую очередь в силу высокой вероятности исчезновения целого ряда объектов культурного наследия и исторической планировочной структуры под влиянием процессов урбанизации. Развитие города неотвратимо влечѐт за собой преобразование и обновление его архитектурного облика, расширение территорий, утрату старых и возникновение новых архитектурных доминант, изменение композиции и силуэта городского центра и города в целом. Особый интерес представляет исторический центр города, так как в нѐм сосредоточено в концентрированном виде все то, что делает город особенным, неповторимым, запоминающимся. Его изучению целесообразно уделить особое внимание.

С точки зрения ценности историко-архитектурной среды и сохранности историко-культурного наследия представляют интерес средние и малые города Нижегородской области – Лысково, Павлово и Арзамас (рис. 1). Все они находятся в южной части области, в пределах 100 км от Нижнего Новгорода. В статье проведѐн сравнительный анализ особенностей историко-архитектурного облика центров данных городов, представленный в виде таблицы.

30

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]