Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

7069

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
23.11.2023
Размер:
960.34 Кб
Скачать

111

Рядам, построенным на соединении двух и более пар полярностей, соответствуют четырехгранные, ромбические, шести,- восьми- и многогранные структуры. В архитектоническом проектировании известно, насколько важно умение использовать эти структуры. В качестве примера можно лишь вспомнить сетки колонн, которые, по существу, определяют будущую структуру сооружения. Известная среди проектировщиков логика оптимального восприятия взаимоперехода простейших фигур дает широкий спектр выбора в формообразовании вещей. Возможное удержание общего в частном и наоборот в геометрии форм осуществляется в проектном

формообразовании. Графически это

можно видеть на

рисунках, где

показан постепенно протекающий

дискретный и органичный переход

с набором количественного нарастания качества сложности. Подобный переход может осуществляться не только графически, так сказать в зримых сущностях и в формах визуального мышления. Он возможен и даже желателен в аспекте приобретающих все большую популярность в преподавании философии проектирования на основе принципа наглядности. Этот принцип применим в решении любых проектных проблем. Количественное ранжирование качеств при проектировании может реализоваться и в незримых переходах самого абстрактного типа. Например, триада «всеобщее - особенное - единичное» может превращаться в квадриаду «всеобщее - общее - особенное - единичное». Подобное дробление и развертывание нисколько не умаляет качественной определенности категорий. Оно лишь более строго требует их разграничивать в пределах синонимов, близких по смыслу и пограничных с ними терминов.

5. Пятиричность. Экспликация иерархического перехода в нарастающей количественной вариативности подводит нас к цифре пять. Эта цифра также обладает своеобразной магией притяжения для философов, ученых, художников, проектировщиков. Пятиконечная звезда - символ нашего и ряда других государств.

112

По пять пальцев у человека на руках и ногах говорит о больших вариативных возможностях чисто практического свойства. Возможно, это качество в сочетании с другими его житейскими, утилитарнопрактическими проявлениями по отношению к другим естественным явлениям (пять обитаемых континентов на Земле, пять океанов и т. д.) позволило выделить в прикладной науке формулу оптимального числа для самых различных действий, случаев, условий, хорошо воспринимаемых человеком n=5±2. В современном дизайне концепция ориентации на количественную оптимальность проявляется в том, что разработчики стремятся использовать в своих изделиях на их визуальной части количество элементов, равное 3, 4, 5, 6, 7. Это практически отрабатывается в оптимальных количественных рядах элементов, хорошо воспринимаемых человеком. Возможно, что число пять является той условной границей, где при восприятии человека совершается переход от простого к сложному.

6. Шестиричность. По существу, на числе «шесть» замыкается тройной повтор цифры два. Такой повтор обладает рядом замечательных свойств. Во-первых, он определяет трехмерную пространственно достаточную (декартову) систему координат. Во-вторых, в нем снимаются и диадность (тезис) и триадность (антитезис). В-третьих, подобный повтор позволяет строить правильную шестигранную сетку. В геометрических построениях шестичастность дает возможность бесконечных тождественных приращений. В природе шестигранник - очень распространенная форма. На нем основана геометрия строения кристаллов. В качестве своего жилища в виде сот его используют не только пчелы, но и человек. Есть у этого числа и другие замечательные свойства, но это уже вопрос специального анализа. Отметим лишь некоторые его аспекты. Являясь основой для построения шестигранных, шестигональных сеток, шестигранник при своем многократном повторении задает основу построения бесконечного количества орнаментов. Внутри себя «сотовые» структуры могут распадаться на

113

ромбические и трехгранные гексагональные сетки. Таким образом через шестигранник можно универсально наращивать плотные структуры, «упаковки» и одновременно объединять их на новом уровне.

Число шесть не изолировано от большего и рядом стоящего с ним, но не менее значительного числа − семь. Связь их настолько тесная, насколько это возможно между двумя замечательными числами. Они и их отношения многократно усложнены хотя бы в отношении натуральных чисел, стоящих перед ними (единицы и двух, двух и трех, трех и одного...). Любопытно, например, что в гексагональной сингонии, которая описывается в кристаллографии, на основе элементарной ячейки кристалла (три угла и три ребра) строится семь точечных групп симметрии.

7. Семиричность. Число семь как бы является своеобразным пиком в великолепном десятичном ряду чисел. В древности оно часто мистифицировалось и приобретало магический смысл. Числу «семь» посвящены целые книги и прекрасные кинофильмы.

Все последующие числа по своей мере приобретают качества самостоятельности в отношении любых проектных задач на соизмерение количества в повторенных качествах. Целочисленная количественная определенность - это высшая абстракция, которая как раз подходит в качестве объекта анализа для философии проектирования. Все частные случаи переходов количественных изменений - это то действительное многообразие реальных их приращений, связанных с конкретным бытием явлений, вещей, предметов. Теории чисел, перечислений, математических исчислений, аналитическая теория чисел, многочисленные числовые теоремы, посвященные количественным проблемам, есть необходимые стороны в проектном анализе. В данном случае количественная сторона дела интересна для нас не своими головоломками и тем, как их решали Евклид, Диофант, Эйлер, Ферма, Чебышев и многие другие. Она интересна тем, как одновременно, отправляясь от концепции простейших цифр через

114

математические системы счислений и геометрические преобразования, логически вывести самые высокие абстрактные идеи на графический проектный язык, т.е. как визуализировать мышление. По возможности в проектировании это следует делать, исходя из оптимальности, принципа минимакса.

В архитектуре четные числа всегда выражали спокойствие и умиротворение. Числа 1, 3, 5, 7..., являющиеся нечетными, определяют динамический ряд элементов. Они не только неуравновешены и неустойчивы, но и не могут образовать плотных упаковок, сеток, паркетов. Этот их «недостаток» является одновременно их достоинством. Они выступают в качестве переходящих элементов форм, отношений, являющихся более «живыми, чем мертвыми», в символических подходах.

Четные числа несут в себе свойства двоичности, а нечетные числа несут свойства единицы. Устойчивость и изменчивость в них относительна. Гармония и завершенность периодичности чисел согласуются с принципами творческой деятельности. На этом, пожалуй, можно и закончить, имея в виду, что ряд чисел может быть не только продолжен, но и разбит на дроби. На основе подобных и многих иных свойств чисел в проектной деятельности определяются критерии их отбора. Не следует также забывать о религиозных, мистических и символических подходах к счислению. Это, однако, отдельный вопрос, выходящий за рамки предлагаемого исследования.

Автор не отдает предпочтение ни одному из замечательных чисел натурального ряда цифр, которые в данном случае преимущественно трактуются с позиций философии науки и техники, а также общей логики проектной деятельности. Поскольку уже становится ясно, что ряд этот бесконечен, так же, как бесконечны вариативные возможности конкретных прикладных вариаций проектной деятельности, то аналитические и синтетические поиски научно-проектных решений и абсолютны, и

115

относительны в определенных границах использования современных тех- нико-технологических средств. Эти границы и определяются творческой личностью в архитектонике синархии меры проектных мер.

Технический потенциал дизайна

Мартемьянова Е.А., аспирант, г. Нижний Новгород

Дизайн исторически с начала XX века был закономерным порождением двух изолированно существовавших сфер деятельности - технической и художественней, что до сих пор отражается в типичном определении дизайна как художественного конструирования. Становление дизайна предполагало преодоление техникой эстетической невыразительности, а искусством - "утилитарной бескорыстности" (И. Кант). К счастью, в истории человечества существовал "народный аналог дизайна"- художественные промыслы как выражение "шедевра" кустарно-ремесленного производства: в них было единство красоты и пользы, художественного и утилитарного. Задача дизайна и состояла в том, чтобы обеспечить это единство не на основе кустарного, а на основе Индустриального, машиннотехнического производства. И дизайн прекрасно справился с этой задачей со времен Баухауза и ВХУТЕМАСа до настоящего времени. Можно сказать, что все современные совершенные технические изделия, продукты индустриальнсго производства созданы дизайнерами или несут на себе печать принципов дизайна: гоночные автомобили и автозаправки Р.Лсуи, крылатые суда Р.Алексеева и О.Фролова, технические приборы А.Маслова и А. Шаповала, электоронный микроскоп К.Аубёка, детские игрушки и мебель Азрикяна, больничная кровать Б.Арчера, одежда В.3айцева и В.Юдашкина, легковые и грузовые автомобили, модульная мебель, светильники и посуда и т.д.

Включение дизайн-продукции в широкое массовое потребление обусловлено прежде всего ее техническим совершенством и эстетической

116

выразительностью. Это не значит, что дизайнеры не решают и других проблем качества (природоохранность, удобство, рентабельность, полезность), которые подлежат решению в соответствии со всеми шестью принципами дизайна: техническим, эстетическим, социологическим, эргономическим, экологическим и экономическим (Зеленов Л.А. «История и теория дизайна» - Н.Новгород: ННГАСУ, 2002).

В данном случае мы хотим обратить внимание только на один из принципов дизайна - на Технический, потенциал которого позволяет комплексно решать проблему (функционального совершенства дизайнпродукции).

Функциональное совершенство продукции дизайна обеспечивается техническим принципом дизайна с самого начала проектирования изделий и кончая авторским надзором дизайнера за производством продукции. Вполне понятно, что техническое совершенство предполагает оптимальное создание изделия и с точки зрения производства и с точки зрения потребления. Это и определяет существование двух групп требований с позиций технического принципа: технико-производственные и техникоэксплуатационные требования. Дизайнерам приходится их учитывать и во время обучения, и во время проектирования, и во время внедрения и авторского надзора.

Технико-производственные требования к техническому совершенству продукции могут быть интегрированы в 4 вида показателей, имеющих важное значение именно для промышленного производства того или иного изделия.

Материал, который используется для создания изделия должен быть продуман с точки зрения учета его технических и эстетических свойств, что оправдывает выбор металла, пластика, дерева, ткани, кожи и других, особенно искусственных, синтетических материалов. Они должны быть проверены с учетом требований утилитарной полезности (социологиче-

117

ский принцип), удобства и гигиеничности (эргономический принцип), экологической чистоты и природоохранности (экологический принцип), оправданности расходов (экономический принцип) и красоты (эстетический принцип). Комплексная природа дизайна в том и состоит, что все его принципы со всеми своими показателями обращены друг на друга, что, в конечном счете, обеспечивает системное дизайн-проектирование.

Конструкция, задающая скелет, структуру, архитектонику изделия тоже должна быть продумана с точки зрения надежности, долговечности, компактности и простоты, т.е., прежде всего, основных техникоэксплуатационных требований. В то же время она должна быть безопасной в эксплуатации, удобной в хранении и транспортировке, рентабельной в производстве и, разумеется, эстетически выразительной и информационной по форме.

Технология производства изделия должна быть современной и прогрессивной, а не ретроградной и трудоемкой. Это предполагает и учет ее безопасности для работников, способность минимально воздействовать на природную среду, максимальную безотходность материалов и техники, минимизацию технологических операций и приемов.

Техника, используемая в процессе производства (станки, оборудование, инструмент, приборы оргтехника и пр.), должна быть передовой, а не отсталой, основанной на достижениях серии естественных и технических наук. При этом учитываются расходы на технику, возможность ее многократного использования, безопасность функционирования, исключающая профессиональные болезни и производственный травматизм.

Названные показатели технического совершенства продукции предполагают со стороны дизайнера определенный минимум технической культуры, тот минимум, который достаточен для учета названных показателей, а не тот максимум, который должен быть у конструктора, инженера, технолога как профессиональных специалистов в данной отрасли произ-

118

водства. Все это предполагает, что дизайнер уже на этапе обучения должен освоить некоторую совокупность знаний и умений в области Материаловедения, основ конструирования, основ технологии, истории и теории техники. Пока названные учебные дисциплины преподаются специализированно, узко: металловедение или конструирование автомобиля, технология проектирования судов, электронно-измерительная техника и т. п. Если дизайнер узко специализирован на проектировании автомобилей или кораблей, мебели или радиоизмерительных приборов, то ему будет достаточно обзорных общих курсов по 4 учебным дисциплинам. Но многие дизайнеры работают в нескольких отраслях, проектируют различные изделия, поэтому должны обладать знаниями и умениями общего, интерактивного характера. к сожалению, пока отсутствуют науки и учебные предметы и пособия, посвященные общей теории техники, обшей технологии, общей теории материалов, общей теории конструирования. эти проблемы общенаучного характера исследуются с 1976 года такими представителями Нижегородской школы дизайна как профессора В.А.Щуров, А.В. Шаповал, В.Я. Береснева и находят отражение в их публикациях.

Технико-эксплуатационные требования предполагают учет ряда технических показателей на этапе потребления изделий покупателями, функциональными специалистами (станочники, операторы, шофера и др.). Среди этих требований интегрально могут быть представлены следующие показатели.

Функциональность - это первичное эксплуатационное требование: вещи должны выполнять свои «профессиональные» функции (часы показывать время, а не температуру; автомобиль хорошо ездить, авторучка хорошо писать и т.д.). Это требование дизайнер учитывает на стадии проектирования при функциональном анализе будущего изделия на его прототипах или рабочих образцах. Теория функционального анализа в дизайне основательно разработана и эффективно используется таким

119

белорусским дизайнером как О.В.Чернышев на факультете дизайна Белорусского театрально-художественного университета;

Надежность - важное требование потребителей продукции, оно вполне может быть выражено понятием безотказности функционирования изделия в пространстве и времени: часы везде и всегда должны показывать точное время, автомобиль должен безотказно заводиться, тормоза должны безотказно срабатывать, термометр должен безотказно показывать температуру и т.д. Теория надежности технических систем достаточно основательно разработана специалистами Нижегородского госуниверситета и Нижегородского архитектурно - строительного университета А. Угодчиковым, К. Кулагиным, А. Супруном, О. Соболем или другими; серия внедрений в системе канарспи на заводе "Сокол";

Долговечность - это та же надежность, только продленная во времени. Время функционирования многих изделий задается нормативами и стандартами от одноразовых шприцов и 3-х летних гарантий до 40 лет и более. Дизайнер должен считаться с существующими нормативами, которые задаются уже в техническом задании, но он может своей деятельностью увеличить срок функционирования продукции. Скажем, крылатые суда Р.Е. Алексеева, созданные в 1957 году функционируют надежно до сих пор, а горьковский автомобиль "Победа" 1946 года производства, надежно возит любителей и в 2011 году (праздничные заезды). Можно позавидовать и "народным дизайнерам", которые создавали 400 - 300 лет назад супернадежные самовары, кухонную утварь, мебель, сапоги, амбары, замки, ножи и ножницы и т. д. Дизайнерам есть на кого равняться;

Полифункциональность - это одно из специфических требований дизайна как полпреда потребителей в сфере производства: количество вещей должно быть минимальным, а функции их максимальны. Это обеспечивается созданием полифуекциональных изделий путем совмещения

120

нескольких функций на одном изделии (стиральная машина, пылесос, миксеры, швейные машинки и пр.). Здесь, правда, приходится учитывать совместимость функций, и в этом отношении поучителен урок шведского дизайнера, совместившего функции кофемолки и миксера на пылесосе. Вещь не пользовалась спросом, производитель понес потери.

Компактность - предполагает ориентацию дизайнеров на минимизацию объемов изделия, на создание вещей небольшого размера, что обеспечит экономию пространства в жилых и производственных помещениях, в средствах транспорта, лабораториях и т. д. Достижения электроники здесь давно известны людям по мобильникам, магнитофонам, фотоаппаратам и т.д. Особенно успешно работают японские дизайнеры, например, Хирсси Оути в фирме "Сони".

Простота - одно из важных функциональных качеств, выражающее легкость, доступность, простоту складирования, упаковки, транспортировки, хранения, ремонта, замены частей, управления изделиями даже самого сложного назначения (компьютеры, мобильники, автомобили и т. д.). Вещи не должны при их эксплуатации требовать от потребителя высшего специального образования.

Как мы видим, данные требования достаточно очевидны и отражают замечания потребителей и покупателей в их рекламациях на товары. Дизайнеры должны учитывать эти замечания, поскольку все они направлены на создание технически совершенных изделий разного назначения. Нельзя забывать, что кроме позитивной рекламы есть и негативная рекламация!

Завершая анализ технических возможностей дизайна особенно в условиях современной модернизации, следует сделать несколько итоговых замечаний:

1) многогранное значение дизайна для общества является закономерным проявлением комплексной природы дизайна, которая отражается в системе его базовых принципов;

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]