Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Чачко А. Человек за пультом (Очерки антропотехники)

.pdf
Скачиваний:
9
Добавлен:
24.10.2023
Размер:
9.86 Mб
Скачать

. Алексей чачно

человек за пультом

■ ¡ ¡ г Л - ' •

. и 1

дленсеи чачно

человен за пультом

Алексеи чачко

человек за пультом

(Очерки антропотехники)

ИЗДАТЕЛЬСТВО «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ» МОСКВА — 1974

6Ф6.5

428

Гос. публичная научно-тсх, „«ая библиотека СР

э к з е г ;п ; .;,р

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

3/355

© Издательство «Советская Россия», 1974 г.

ВВЕДЕНИЕ

В молодом

городе N было так много

 

цифровых вычислительных машин и ав­

 

томатизированных систем управления, что

 

чуть ли не каждый житель его служил

 

оператором. Когда ваш самолет прибли­

 

жался к городу, его принимал и вел на

 

посадку диспетчер аэропорта. Кратчайший

 

путь заказанному вами

такси

указывал

 

диспетчер городского движения. Вы вхо­

 

дили в гостиницу, и администратор, по­

 

колдовав

над

клавишами своего

пульта,

 

определял

вам

номер.

Вы направлялись

на предприятие, и там, на участках и в цехах, трудились рабочие-операторы, колебались стрелки приборов, таинственно мигали сигнальные лампы. Вы оказывались в инженерном корпусе и встречали бух­ галтеров, плановиков, экономистов, техно­ логов, конструкторов, каждый из которых смотрел на свой экран. Вместе с ними вы видели, как высвечиваются, сменяя друг друга, таблицы п графики планов, плоские чертежи и объемные формы будущих кон­ струкций.

Вы являлись на совещание к главному инженеру и опять видели экран, только коллективный, а вам, равно и всем другим участникам совещания, вручали пультик: пожалуйста, вызывай необходимую инфор­ мацию, приводи свои аргументы прямо на большом экране. И вы вызывали, и при­ водили, и вдруг останавливались, поняв, что в этом городе и вас сделали опера­ тором.

5

В своем номере в гостинице вы успокаивались. «Сюда везде­ сущим операторам не проникнуть, — расслабленно думали вы. — Здесь я один». Еще миг, и вы уснули бы, но внезапная мысль вдруг перечеркивала дремотные размышления:

«Они здесь! Номер отапливается— это оператор теплоэлектро­ централи регулирует подачу воды. Горит электрическая лампочка — это диспетчер энергосистемы управляет мощностью генераторных станций. Скрипят за окном тормоза машип — оператор треста ре­ сторанов направил сюда продукты. Они уже готовят мой завтрак. Пожалуй, они готовят и все мое завтра».

Сон как рукой сняло. А поскольку у вас бессонница, расстег­ ните чемодан, найдите и прочтите эту книгу.

Ее автор, позвольте представиться, всю свою инженерную жизнь занимается конструированием пультов для операторов, он участвовал в разработке нескольких пультов для города N и не­ скольких пультов для иных мест.

Другие, более удачливые специалисты по автоматике, созда­ вали настоящие автоматы, регуляторы, которые все делали сами, без человека, без оператора. Автору всегда доставались остатки с пиршественного стола автоматизации. «Это нам автоматизировать недосуг,— говорили они мне,— ты нам выведи что надо на щит, а хочешь — сделай пультик какой-нибудь».

Они знали мои слабости, эти автоматчики. Я очень хотел делать «пультик». Придирчиво изучал книги, в которых шла речь о пуль­ тах. Книги 20-х годов чаще называли их пюпитрами, в начале 30-х пюпитры сменились приборными досками, в 50-х досок стало столь много, что пришлось сбить из них щит управления. Щит насытился измерительными приборами, сигнальными табло, кноп­ ками и ключами. Автор считал своим долгом знать в лицо каждый тип щитовых приборов, следил за вновь разрабатываемыми эле­ ментами.

Одна неясность мучила автора. Чтобы пульт был удобным, нужно, кроме технических элементов,, знать «устройство» человекаоператора. Тогда можно соединить «схему со схемой». В вузе про

6

«схему оператора» не было п речи: надеялись, что студенту пред­ стоит заниматься настоящей автоматикой, а не «пультовщппой» какой-то.

Прппялся за розыски... Сколько книг о труде актера! И пн одной о труде оператора. Расширил область поисков — обратился к литературе о человеческом мозге. Один автор утверждал, что мозг бесструктурен, а голова оператора похожа на «мпску с ка­ шей». Другой, соглашаясь с мнеппем про бесструктурпость, тол­ ковал про «облако пейропов». Третий настаивал на упорядочен­ ной, жестко определенной схеме, по пе приводил ее. Четвертый доказательно убеждал, что мозг — механизм с обратными связями,

самонастраивающийся

механизм,

преобразующий

случайность

в определенность.

 

 

 

 

На каждом

этапе

развития науки

ученые находили «оконча-

. тельную модель» мозга. Академик

Н.

А. Беренштейп

назвал это

извинительное

заблуждение семероморфизмом — от

греческого

ветегоп — сегодня. В свой черед мозг считали похожим на водя­ ные часы, потом на часы пружинные, потом на автоматическую телефонную станцию. Сегодня мозг напоминает иным цифровую вычислительную машину.

Полезна ли аналогия между мозгом и ЦВМ для нашей цели, для выбора наилучшего щита? ЦВМ — универсальный преобразо­ ватель информации, безразличный к типу задач. На решение той или иной задачи машину направляет программа. Причем не только направляет, но и детально указывает, что делать дальше — шаг за шагом, от исходных данных до результата.

Выходит, уподобляя мозг машине, мы обязаны тотчас привести «программы» мышления, по крайней мере, костяк таких про­ грамм — алгоритмы работы мозга. Алгоритм — одно из звонких слов, принесенных кибернетикой. Наш век — век алгорптмирования. Впрочем, под последней фразой мог бы подписаться и Архи­ мед: попытки найти последовательность решения задач человеком уходят в древность. Египтяне и греки успешно занимались ариф­ метическими и геометрическими алгоритмами. Многие алгоритмы

?

придумали математики средних веков и нового времени. Только это не операторские алгоритмы, не алгоритмы взаимодействия человека с приборами и ключами.

Аналогия между мозгом и ЦВМ полезна как ко.чнас, заключил автор. Стрелка компаса указывает на области пауки, запятые «алгоритмами мышления», указывает па психологию мышления и ее младшую сестру — инженерную психологию.

Автор отправился к психологам, познакомился со многими из них и со многими их идеями, участвовал в симпозиумах и сове­ щаниях, чуть было сам не постригся в психологи и не принялся исследовать восприятие человеком абстрактных знаков. Не дал незавершенный щит управления, не дала любовь к «железкам».

Автор вернулся в инженерную область, вернулся с некоторыми новыми мыслями.

Во-первых, разработка пультов — не чистая техника, хотя

ине чистая психология. Это антропотехника. Без учета «человеческих факторов» хорошего пульта не сделаешь.

Во-вторых, учет «человеческих факторов» — проблема колос­ сальной трудности. Размеры всего щита (чтобы он охватывался одним взором), его элементов (чтобы человек их хорошо различал), число элементов (чтобы внимание оператора не было перегруже­ но) — все это моишо определить тщательпыми экспериментами. Гораздо труднее выявить процесс решения оперативных задач, выделить их составляющие, отдельные зерна решений, равно как

иустройство колоса, в который собираются зерна.

Выявив процесс решения, можно перейти от представления оператору информации «в общем и целом» к снабжению его инфор­ мацией «в частности», в ходе оперативных решений. Это, копечно, потребует особой переработки информации, но в век цифровых вычислительных машип переработка информации — не проблема, если известен алгоритм переработки.

 

В-третьих, появление ЦВМ

на щите

— пе простое улучшение,

а

революция Похож ли мозг

человека

на ЦВМ или не похож,

но

машина в силах освободить

оператора от части работы, спять

8

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ