Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Кониярв, А. А. Мелиорация в совхозе

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
23.10.2023
Размер:
20.12 Mб
Скачать

|Ш |П Е Р Е Д О В Ы Е ХО 3 ЯЙ ОТ ВА

ТРАНЫ

А . А . К О Н И Я Р В

директор совхоза

МЕ ЛИ О РАД И И

ВС О В Х О ЗЕ

МОСКВА, «КОЛОС», 1974

631.6

К 64

УДК 631.6: [631.14Сов : 636.4] (474.2)

/

v

/1 А*7 /А

Об 7.J

Литературная запись

Валентина Поляновского

Кониярв Антон Александрович.

К 64 Мелиорация в совхозе. М., «Колос», 1974.

96 с. с ил. (Передовые хоз-ва страны).

Ордена Ленина показательный совхоз имени В. И. Ленина Эстон­ ской ССР более 25 лет возглавляет Герой Социалистического Труда Антон Кониярв. За это время хозяйство из отсталого превратилось в передовое и высокорентабельное. Таких успехов удалось добиться при помощи мелиорации земель и комплекса агротехнических мероприятий, применяемых на полях совхоза.

 

40305—252

К

631.6

035(01)—74

© Издательство «Колос», 1974

ПРЕДИСЛОВИЕ

Решения XXIV съезда партии, Пленумов Централь­ ного Комитета КПСС создали широкие возможности для нового быстрого подъема сельского хозяйства. Это обя­ зывает бережливо, по-хозяйски использовать каждый гек­

тар земли, отвоеванный у природы.

Об этом и ведет речь

в своей книге ее автор — директор

показательного сов­

хоза имени Ленина, Герой Социалистического Труда, член Центрального Комитета Коммунистической партии Эстонии Антон Александрович Кониярв.

Первая брошюра Антона Кониярва «На обновленных землях», выпущенная издательством «Колос» в 1968 го­ ду, освещала опыт мелиорации земель и их использова­ ния в совхозе, которым автор руководит с 1948 года.

Новая книга Антона Кониярва «Мелиорация в совхо­ зе» рассказывает не только о строительстве мелиоратив­ ных сооружений и использовании мелиорированных зе­ мель, но и о социально-экономической деятельности в этом передовом хозяйстве нашей страны.

Несколько слов о самом авторе. Антон Кониярв при­ надлежит к плеяде замечательных организаторов соци­ алистического сельского хозяйства, воспитанных нашей партией. Он сражался в частях Эстонского корпуса за освобождение Советской земли от фашистских захват­ чиков. После окончания войны принялся за восстанов­ ление разрушенного сельского хозяйства Эстонии. Од­ ним из первых в республике поднял знамя борьбы за мелиорацию земель — одного из основных средств ин­ тенсификации сельскохозяйственного производства и по­ вышения плодородия почв.

В те годы в хозяйстве не было даже маленького гру­ зовика, не то что специальной мелиоративной техники, не было специалистов, обладающих необходимыми тех­ ническими знаниями и опытом. И все же совхоз сумел осушить первые гектары переувлажненных и заболочен­

3

ных земель, превратив их в плодородную пашню, в куль­ турные пастбища,

С каждым годом расширялись земли совхоза за счет присоединения к нему экономически слабых хозяйств. И неизменно Кониярв выводил их в число лучших, вы­ равнивая общие показатели совхоза. Он добивался это­ го не только путем осушения земель, но и умелого, ра­ ционального их использования. Теперь счет мелиориро­ ванных земель идет в хозяйстве на сотни и тысячи гек­ таров. На них поднимаются высокие хлеба, растут соч­ ные травы. В совхозе хорошо развито общественное жи­ вотноводство.

За культуру в работе и производственные достиже­ ния совхозу «Курекюла» было присвоено имя Владими­ ра Ильича Ленина. И вот уже более четверти века сов­ хоз имени Ленина уверенно идет в шеренге передовых хозяйств не только Эстонской ССР, но и всей нашей страны.

Рассказывая о производственном опыте мелиорации, автор не замыкается в пределах своего совхоза. Он при­ водит сравнения, обобщения, примеры из других хо­ зяйств. Несомненный интерес представляет раздел кни­ ги, где говорится о переходе совхоза на полный хозяйст­ венный расчет. Можно сказать, что вместе с директора­ ми ряда других совхозов республики Кониярв успешно выдержал экзамен на экономическую зрелость.

Коммунистическим отношением к труду коллектив совхоза заслужил самую высокую награду Родины — орден Ленина, который был прикреплен к знамени сов­ хоза в 1967 году. И в последующие годы совхоз продол­ жает повышать экономические показатели своего про­ изводства, показывая достойный пример другим хозяй­ ствам.

Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Эстонии Ф. УШАНЕВ

КУРЕКЮЛА

Издавна в Эстонии бытует поверье: хочешь зажить сча­ стливо, ставь хутор там, где обитает мудрая птица — журавль. А водится она обычно среди болот и лесов на пригорке сухой земли. Много десятилетий прошло с тех пор, как гонимые нуждой и безземельем забрели в эти места эстонские бедняки. Здесь они осели и назвали свое селение в честь этой птицы — Курекюла, что в пе­ реводе на русский язык означает Журавлиная деревня.

Места были трудные: кругом лес, болота, камень, глина. На клочках переувлажненной пахотной земли не очень разойдешься. Хочешь жить, осушай землю, отво­ евывай ее у болот. И трудолюбивый эстонский крестья­ нин, вооруженный лопатой да топором, выбиваясь из сил, пытался осушать эту землю, чтобы только прокормить семью. И дед мой вручную корчевал пни, рыл канавы, вытаскивал камни, но так и не смог расширить свой па­ хотный участок.

Не оправдались надежды безземельных крестьян де­ ревни Курекюла. Подвела их мудрая птица. Не принесла она счастья и крестьянам соседних селений. Все эти се­ ления вместе с деревней Курекюла входили в Ранденскую волость Юрьевского уезда Лифляндской губернии, как называлась в царской России южная часть Эстонии.

Сколько ни трудились эстонцы, жизнь их не улучша­ лась. Доведенные до отчаяния нуждой и лишениями, обратились они с мольбой о помощи к царю Николаю II. Было это в 1905 году. В своей петиции крестьяне писа­ ли*: «Одни из нас (большинство) безземельны и дол­ жны снискивать себе пропитание поденщиной у помещи­ ков или у собственников-крестьян, за нищенскую плату приходится работать по 15—20 часов в сутки, выносить грубое обращение, произвольные штрафы и расчет, а на

* Приводятся документальные выдержки из архивных данных Центрального государственного исторического архива Ленинграда,

фонд 1291, опись 63, 1905, дело 465, лист. 32.

5

случай лишения работоспособности и старости остается одно — умирать от лишений и голода».

...«Другие из нас арендуют мелкие усадьбы у поме­ щиков. Но арендная плата столь высока, что положение арендаторов мало чем отличается от положения беззе­ мельных крестьян»...

Бедняки и батраки просили царя о распределении между безземельными крестьянами казенных и пасторатских имений, о возвращении крестьянам тех земель­ ных участков, которые раньше им принадлежали, а по­ том были скуплены помещиками, о повышении поденной платы земледельческим рабочим, о строгом определении арендной платы в зависимости от качества почвы и так далее.

Чем же ответил царь на эти слезные просьбы о помо­ щи людям, фактически обреченным на медленное выми­ рание?

В этих местах появились каратели. Ими командовал

немецкий

барон фон Сивере, ненавистное имя4

которого

с ужасом

и проклятием вспоминают старики.

Суд был

короткий и жестокий. Писарь волостного правления Яан Янес, написавший своей рукой эту петицию, получил 300 ударов прутьями, которые сам должен был нарубить в лесу. Несколько человек были приговорены к расстрелу, а десятки крестьян были запороты розгами до полу­ смерти. Так, крестьянин Херман Кангур, получивший 300 ударов, очень долго болел, а Густав Курик не вы­ держал 500 розог и вскоре умер.

Шли годы. Менялись бароны, менялись хозяева поме­ щичьих имений, а жизнь бедняков и в царское время, и в годы буржуазного правления Эстонии оставалась без изменений. Они продолжали обрабатывать клочки труд­ ной земли, за высокую цену арендованной у богатеев и помещиков. И так длилось до тех пор, пока Эстония не стала советской.

После восстановления в Эстонии Советской власти 55 000 безземельных и малоземельных крестьян бес­ платно получили в свое пользование многие десятки тысяч гектаров земли.

В каждый дом бедняка, в каждую семью малоземель­ ного крестьянина Советская власть принесла счастье. Эстонцы почувствовали, наконец, радость труда. Теперь на территории бывшей Ранденской волости раскинулись земли совхоза имени Ленина и колхоза «Выртсярв».

6

Зажиточно живут в этих хозяйствах эстонские кресть­ яне. С помощью Советского государства много заболо­ ченных земель и избыточно переувлажненных сельско­ хозяйственных угодий превращены в плодородные паш­ ни, на которых выращивают высокие урожаи зерновых

идругих культур.

В1940 году в Советской Эстонии было организовано 27 совхозов. Один из них «Эльва», созданный на землях,

принадлежавших помещикам и кулакам, и включал от­ деление «Курекюла» с той самой Журавлиной дерев­ ней, в которой пятьдесят лет назад разыгрались крова­ вые события.

Временная оккупация фашистами Эстонии прервала начавшуюся социалистическую перестройку народного хозяйства республики. Гитлеровские войска причинили Эстонии неисчислимый ущерб.

После изгнания фашистов хозяйство «Эльвы» было полностью разрушено. В отделении «Курекюла», как и в других отделениях совхоза, все сельскохозяйственные машины были разбиты, скот угнан или истреблен, поля заросли бурьяном.

В 1944 году был организован новый совхоз под наз­ ванием «Курекюла» на базе двух отделений бывшего совхоза «Эльва» — «Кюрекюла» и «Каарли-Ярве». Не­ много было земли у вновь созданного хозяйства: всего 689 гектаров сельскохозяйственных угодий, из них 324 гектара пашни.

Конечно, от реорганизации хозяйства и изменения названий почва не менялась, оставаясь переувлажнен­ ной. На таких землях урожаи часто вымокали, а в дож­ дливую осень уборка проходила в сложных условиях. Лучшим здесь считался урожай ржи, ячменя, овса — 10—12 центнеров с гектара.

Удои молока не превышали в среднем 1500—1600 ки­ лограммов в год.

В 1948 году меня назначили директором совхоза «Ку­ рекюла». Напутствие было коротким: поднимай хозяй­ ство, ставь его на крепкую экономическую основу.

Трудностей я не боялся. Некоторый производствен­ ный опыт у меня уже был. Еще до войны почти десять лет я был председателем колхоза в Ярославской области. С помощью колхозников хозяйство заняло в области не последнее место. И там, в Ярославской области, земли тоже были нелегкими.

7

Но то, что я увидел в совхозе «Курекюла», меня силь­ но смутило. Жилья для людей почти нет. Хозяйствен­ ные и производственные помещения еще не восстанов­ лены. Из машин только три устаревших трактора и не­ исправный сельскохозяйственный инвентарь. Оборотных денежных средств нет. Мало пахотной земли, чтобы расширять посевы кормовых культур для основной от­ расли совхоза — животноводства. Нет хороших паст­ бищ и сенокосов. Хозяйство расположено на узких по­ лосках переувлажненных земель, окруженных кустар­ ником, лесом, болотами.

Задача была не из легких. Но за первый же год кол­ лективу хозяйства удалось добиться некоторого улуч­ шения производства.

Что же обеспечило первый успех? Укрепление трудо­

вой д и с ц и п л и н ы ,

повышение

м а т е р и а л ь н о й

з а и н т е р е с о в а н н о с т и

людей,

улучшение всей

а г р о т е х н и ч е с к о й

работы.

 

Но первые успехи

могли

оказаться и последними.

Требовалось больше хорошей земли. А где ее взять? Вот главный вопрос, от правильного ответа на который зависела дальнейшая судьба нашего совхоза.

ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА ОСУШЕНИЯ ИЛИ ЗАКРЫТЫЙ ДРЕНАЖ?

Что же было делать, с чего начать, за что приниматься? После долгих раздумий наш коллектив решил начинать с улучшения основного средства производства — с

земли.

Известно, что, применяя современные приемы мелио­ рации (осушение болот и избыточно увлажненных земель, а когда нужно, то и орошение) в сочетании с правильной агротехникой, внесением необходимых доз удобрений, можно улучшить почву, повысить ее плодо­ родие. Но для этого требуется труд, большой, упорный

труд.

В конце 1950 года мы принялись за осушение наших земель, за освоение и окультуривание их.

В те годы наша страна только залечивала раны, на­ несенные Отечественной войной. Тогда не было в совхо­ зе не только землеройной и корчевальной техники, но и самых простых машин не хватало. Не было достаточ­ ных знаний и опыта по мелиорации.

8

Перед тем'как начать осушение, нам сразу пришлось столкнуться с вопросом, каким образом осушать наши земли — устраивать открытую сеть или сооружать си­ стему закрытого дренажа?

Одни высказывались в пользу открытой сети. Глав­ ный их довод состоял в том, что на устройство ее потре­ буется меньше средств и времени. Другие настаивали на системе закрытого дренажа.

Какая же система осушения лучше? Долго спорили, считали, прикидывали и пришли к единому выводу: ес­ ли строить, так строить на совесть. Закрытый дренаж хотя и обойдется раза в три дороже, зато он прогрес­ сивнее, надежнее и обернется в конечном счете большей выгодой. Дренажная система долговечна, она может экс­ плуатироваться многие десятилетия. Нужно лишь перио­ дически очищать открытые коллекторы и магистральный канал.

Открытая же осушительная сеть постоянно требует очистки и ремонта, что вызывает большие дополни­ тельные расходы, во много раз превышающие затраты на укладку закрытого дренажа. А не будет своевре­ менного ремонта, ничего не останется и от самой сети.

Так получилось в бывшем колхозе «Ранну», ставшем в 1969 году одним из отделений нашего совхоза. За­ долго до присоединения к нашему совхозу там на болы шом участке построили открытую осушительную сеть. А через несколько лет эту самую сеть невозможно было найти: так заплыли все каналы, почти сравнявшиеся с поверхностью почвы и заросшие кустарником.

Кроме того, густая сеть каналов открытой осушитель­ ной системы дробит площадь угодий на мелкие участки, что затрудняет механизированную обработку полей. Са­ ми каналы отнимают много полезной земли, а по бере­ гам их буйно разрастаются сорные травы.

При закрытом дренаже поля не дробятся многочис­ ленными открытыми каналами, тем самым сберегается часть пашни, повышается производительность машин­ ного парка.

В защиту закрытого дренажа можно сказать и мно­ гое другое. Например, дрены сбрасывают излишнюю влагу из почвы и после того, как наступят ранние замо­ розки и открытые каналы промерзнут. При закрытой осушительной сети меньше приходится сооружать пере­ ездов и мостов.

9

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ