Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

POSOBIE_SOTs_PSIKhOLOGIYa_2016

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
07.09.2023
Размер:
1.25 Mб
Скачать

З. Фрейд утверждает, что в группе основными механизмами, связывающими людей, являются механизмы идентификации (уподоблениесебя другому) и десексуализированного либидо. Либидо – сексуальное влечение, энергетический резерв, который есть у человека, который придает динамику человеку. Десексуализованное лишено сексуальной энергетики, т. е. не предполагает достижения сексуальной цели. Достигнув сексуальной цели, группа должна распасться, но группа сохраняется, потому что остальные члены не являются сексуальными партнерами, но эмоциональное влечение сохраняется.

По З. Фрейду, сущность любой группы – это эмоциональные либидонозные связи. Очень важным в группе является отношение к лидеру. Группа – это совокупность людей, которые принимают лидера за идеал. Если они идеализируют лидера, значит, идентифицируются с ним, а затем идентифицируются друг с другом. В структуре первичной группы он выделяет две линии отношений:

1)отношение рядового члена группы к лидеру (идеализация, идентификация);

2)отношение между рядовыми членами группы.

Отношение к лидеру является связью 1-го порядка. Если бы не было отношений к лидеру, то не было бы отношений между членами и не будет идеализации лидера, не будет идентификации в группе, считает З. Фрейд. Он особо рассматривает лидера. Лидер – это человек, у которого отсутствуют эмоциональные привязанности к кому бы то ни было, кроме самого себя. Он никого не любит. Именно отсутствие эмоциональных привязанностей делает его независимым и самоуверенным. У других членов группы этих качеств нет, они зависимы и привязаны. Лидер характеризуется нарциссизмом, и благодаря этому он и становится лидером группы.

В своих взглядах на природу группы З. Фрейд дает подробную характеристику отношению к лидеру. Члены группы могут как принимать лидера и отождествлять (идентифицировать) себя с ним, так и наоборот, испытывать враждебность по отношению

39

к нему, т. е. отношениеклидеруамбивалентно. Такимобразом, идентификация является защитным механизмом Я членов группы. Отношение к лидеру совпадает с отношением ребенка к отцу (аналогия с Эдиповым комплексом: сын – рядовой член группы, а отец – лидер). Влияние лидера на группу, по З. Фрейду, – гипнотическое [см.: Андреева, Богомолова, Петровская, с. 243].

Таковы основные моменты групповой психологии З. Фрейда, которые в том или ином виде воспроизводятся современными последователями психоанализа в зарубежной социальной психологии.

Обратимся теперь к анализу концепций групповых процессов последователей Фрейда.

Вконтекстепсихоаналитическойориентацииможнообозначить:

1)динамическую теорию функционирования группы В. Байона;

2)теорию группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда;

3)трехмерную теорию интерперсонального поведения В. Шутца;

4)теорию авторитарной личности Т. Адорно.

Динамическая теория функционирования группы В. Байона.

Его опыт как практикующего психоаналитика (вел группы психоанализа) привел к идеям, которые помогли создать его теорию. В. Байон предлагает рассматривать группу как макровариант индивида. По его мнению, группы обладают теми же характеристиками, что и отдельно взятая личность: потребностями, мотивами, эмоциями и целями. Проведениетакой аналогии позволяет выдвинуть второй тезис: групповая жизнь протекает на двух уровнях. Первый уровень – выполнение какой-либо из задач рационально и осознанно. Второй уровень(иррациональный) –этонеосознавае- мые вклады членов группы в создание групповой субкультуры (системы групповыхнорм, групповыхмифов, групповой истории). Эти два уровня групповой жизни необязательно находятся в гармоничномотношении другс другом, они могутнаходитьсяв состоянии конфликта. Если возникает конфликт, то действуют групповые защитные механизмы, которые аналогичны индивидуальным.

Теория группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда. В осно-

ветеории лежитопытнаблюдений за процессами, происходящими в Т-группах, или группах социально-психологического тренинга.

40

Поясним специфику Т-групп. Цель группы социально-психологи- ческого тренинга – совершенствование социально-психологичес- кой компетенции участников группы в ходе обучения знаниям, умениям и навыкам в сфере межличностных отношений. Формой проведения занятий является групповая дискуссия, предметом обсуждения – реальные отношения между участниками группы. В ходе дискуссии анализируются процессы, которые происходят в этой группе. В результатетакогоанализа каждый участник начинает лучше понимать собственные мотивы, собственные фрустрации, окружающих и то, что мешает успешному общению. Каждый участник получает возможность апробировать различные способы снятияпомехобщения. Необходимо, чтобыв группебылаустановлена валидная коммуникация, которая предполагает, во-первых, что каждый участник группы может открыто сообщать о своих переживанияхи чувствах. Во-вторых, каждый участниквоспринимаетсвоеместов системесуществующих отношений в соответствии с восприятием других людей, т. е. каждый адекватно воспринимает отношение группы к себе. В группе должен соблюдаться принцип «здесь и теперь», т. е. участники в ходе встречи обсуждают только настоящую ситуацию, а не то, что происходит вне группы. Отлаженнаяобратнаясвязь и атмосфера психологической безопасности становятсяусловиями измененияотношений и установокчеловека. В группедолжнопроизойти «размораживание», т. е. участники группы должны отказаться от привычных способов поведения и восприятия окружающих людей. За Т-группой закрепляется тренер. Его функции заключаются в обеспечении атмосферы доверия. Он должен демонстрировать группежелаемую модельповедения, т. е. вести себя открыто, терпимо, являться идеальным участником группы. Тренер не дает ответов или подсказок группе.

В. Беннис и Г. Шепард считают, что развитие группы происходит благодаря преодолению помех на пути установления валидной коммуникации. Основная помеха – это ситуация неопределенности, ситуация, в которой участники находятся на стартетренинга. Неопределенность касается и вопроса о власти в группе (кто

41

будет лидером?), и вопроса о взаимозависимости (вопрос о тесноте эмоциональных связей членов группы). Первичным считается вопросолидере, азатемвопросохарактеревзаимоотношений между участниками группы. Авторы выделяют две фазы группового развития и внутри каждой фазы выделяют по3 подфазы. Т-группа фактически проходит 6 этапов развития.

I фаза:

1-я подфаза: начинается с того, что группа ждет, когда тренер возьмет на себя лидерские полномочия, но тренер отказывается от этих полномочий, и, как следствие, в группе возникает напряжение, некая обида и неудовлетворенность. Этот отказ становится началом групповой дискуссии. Члены группы обсуждают вопрос: что они будут делать и зачем. Начало дискуссии означает переход к следующей подфазе.

2-я подфаза: группа начинает выбирать лидера.

3-я подфаза: вопрос о лидере решается или нет; кто-то из претендентов либо становится лидером, либо нет; если лидер выдвигается, группа продолжает свое существование, если нет, то она распадается. Заканчивается I фаза.

II фаза:

4-я подфаза начинается с эмоционального отреагирования или «всеобщей любви». Участники группы демонстрируют положительное отношение друг к другу. В ходе групповой дискуссии решается вопрос о групповых нормах, взаимоотношениях, взаимодействиях. Всегда формируются два лагера: сторонники близких эмоциональных отношений и сторонники дистанцированных эмоциональных отношений.

5-я подфаза: сторонники близких отношений – это сторонники демократического стиля взаимоотношений, а дистанцированных отношений – это сторонники авторитарного стиля управления. Завершением данной подфазы становится решение вопроса о характере отношений в группе в зависимости от того, какой лидер был выбран.

6-я подфаза: подфаза оценивания, дается оценка каждому участнику группы.

42

Как видим, отношения «группа – лидер» являются первичными и детерминируют отношения «группа – группа». Возможными вариантами развития в Т-группах авторырассматривают недостижение конечной цели, задержку группы на стадии развития на неопределенное время или распад группы.

Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца

Базируется на идее З. Фрейда о том, что социальная жизнь взрослого фатально предопределена опытом из детства. Основные моменты теории В. Шутц изложил в следующих постулатах:

1.Наличие межличностных потребностей в контроле, любви, включении, которые аналогичны биологическим потребностям.

2.Опыт, полученный в детстве, влияет на межличностные отношения взрослого.

3.Совместимость (совместимые группы более эффективны

вдостижении цели).

4.Каждая группа в своем становлении проходит этапы включения, контроля, любви.

Теория авторитарной личности Т. Адорно

Раскрываются личностные факторы, связанные с предрассудками. По мнению автора, авторитарная личность продуцируется родителями, которые используют суровые и жесткие формы дисциплины по отношению к ребенку. Ребенок вынужден подчиниться суровой власти родителей, но в результате в нем развивается враждебность, которая не может прямо вылиться на фрустрирующий его объект – родителей, так как он боится их. По мнению авторов, боязнь собственных агрессивных импульсов и потребность жесткоих подавлять ведут к ригидной организации личности, стереотипному мышлению. Таковы исходные предпосылки данного исследования. Можносказать, чтоличностныехарактеристики могут оказывать влияние на характер социальных установок.

Если необихевиористыабсолютизируютрационалистические аспекты межличностных отношении, игнорируя все остальные, то представители психоанализа сводят межличностные отношения

43

исключительно к отношениям эмоциональным. В результате и те, и другие игнорируют реальную сложность социально-психологи- ческихявлений. Оба направления, посуществу, оказываются некими разновидностями теории двухфакторов:необихевиоризм, выделяя среду(в виде стимула и подкрепления) как фактор, формирующий поведение, постулируетизначальный драйвввидестремления индивида к получению удовольствия и избеганию страдания. Через этот гедонистический принцип (принцип удовольствия) среда

всостоянии воздействовать на поведениеиндивида. Аналогичным образом представители психоанализа постулируют, с одной стороны, некие изначальные, базовые потребности личности (у разных авторов они варьируют), а с другой – признают воздействие среды (преждевсеговвидеконтекстасемьи) на этипотребности. Приэтом характерно, что оба фактора – среда и потребности – рассматриваются, как правило, внеисторически [Андреева, Богомолова, Петровская, с. 142].

Но именно в области социальной психологии становится особенноявной неправомерностьпонимания сущности человека только как совокупности межличностных отношений, формирующихся под влиянием «комплекса Эдипа».

Изложенныездесьпсихоаналитическиетеориисоциально-пси- хологического толка не исчерпывают всей полноты картины. Сегодня психоаналитический комплекс идей развит и представлен

вмодифицированном варианте в гуманистической психологии. Это можно отнести ко всем ее многообразным ветвям, а не только к гуманистическому психоанализу Э. Фромма. В целом данный концептуальный комплекс касается не только социальной психологии, он соединяет все области психологического знания.

Когнитивистская ориентация

В самом общем виде сущность когнитивистского подхода может быть охарактеризована как стремление объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. В противоположность бихевиоризму когнитивисты обращаются прежде всего к психи-

44

ческой деятельности, структурам психической жизни. Главный акцент в исследованиях делается на процесс познания (cognition). Общая линия связи между этим процессом и социальным поведением прослеживается следующим образом:впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения. Таким образом, это поведение целиком находится в контексте некоторых организованных систем образов, понятий и других «менталистских» образований.

При объединении этих образований в связанную структурированную систему человеку неизбежно приходится принимать некоторое решение, первым шагом на пути к которому является отнесение воспринимаемого предмета к какому-либо классу явлений, т. е. соотнесение его с определенной категорией.

К когнитивистским теориям относятся следующие теории: сбалансированных структур Ф. Хайдера, коммуникативных актов Т. Ньюкома, когнитивногодиссонанса Л. Фестингера и конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают такие известные американские исследователи, как Д. Креч, Р. Крачфилд и С. Аш.

Во всех перечисленных теориях сделана попытка объяснить социальное поведение личности.

Один извидныхтеоретиков когнитивистской социальной психологии, Р. Абельсон, своеобразно определил программу всех когнитивистских теорий: каждого человека необходимо рассматривать в большей степени в качестве Думателя, чем в качестве Делателя. Именно эта, самая общая, характеристика когнитивистской ориентации позволяет понять, почему ее теоретическими источниками выступают гештальтпсихология и теория поля К. Левина.

Теория поля К. Левина. Несмотря на близость теории Левина к гештальтпсихологии, ему присущи новые акценты, разработанные в теории поля, которые становятся особенно значимыми для социальной психологии. Поэтому довольно часто исследователи вообще считают необходимым обозначитьтеорию поля нетолько как

45

один из источников когнитивизма, но и рассмотреть ориентацию на нее как самостоятельный теоретический подход в социальной психологии.

Наиболее важное значение для социальной психологии имеет тот факт, чтов отличиеот гештальтпсихологии, имевшей дело преимущественно с перцептивными процессами, теория поля предлагала принципы исследования проблемы личности и, следовательно, наряду с разработкой понятия «образ» выдвигала разработкупонятия«мотив». При обращении ксоциальномуповедению проблема мотивации никак не могла быть обойдена.

Для социальных психологов особенно значимыми оказались следующие положения теории поля.

Идея взаимодействия индивида и окружения (среды), гдев отличие от гештальттеории значение приобретает не только перцептивная структура, но и структура, в которой совершается поведение. Это дает возможность выхода из чисто когнитивных образований в область реального поведения.

Использованиепонятия«поле»вгештальтпсихологиииуК. Левина различно. Для гештальтистов «поле» в психологии – это перцептивная структура, это то, что воспринимается в качестве непосредственно данногосознанию. Для К. Левина «поле» – это структура, в которой совершается поведение. Она охватывает в нераздельности мотивационные устремления (намерения) индивида и существующие вне индивида объекты его устремлений. Принятие идеи «поля» в обоих егозначениях оказалось принципиально важным для социальной психологии, ибо позволялоперейти от когнитивных структур к структурам межличностных отношений, пользуясь одними и теми же принципами.

Общий принцип необходимости изучения индивида во взаимодействии с окружением применительно к языку социальной психологии выступил как принцип необходимости изучения личности в контексте группы, к которой она принадлежит.

ВлияниеК. Левина на американскуюсоциальнуюпсихологию оказалось огромным, именно его ученики создали ядро когнитивистской ориентации (прежде всего Л. Фестингер и Ф. Хайдер),

46

многие из предложенных им понятий вошли в язык когнитивных теорий. Особняком стоит, конечно, и новая область исследований, обозначенная К. Левиномкак «групповаядинамика». Целый комплекс собственно социально-психологических проблем, таких как стиль лидерства, групповая дискуссия, групповая сплоченность, стал разрабатываться именно в рамках этого подхода [Андреева, Богомолова, Петровская, с. 153].

Внутри когнитивной структуры можно различить три основныхпроцесса:дифференциацию,интеграцию, соотнесениеэлементов. Индивид используетэти процессы, чтобы отличить друготдруга или, напротив, идентифицировать отдельные частные явления.

Есть еще целый комплекс понятий, который характерен не для всех когнитивных теорий, но лишь для большой их группы.

Ккогнитивнымтеориямотносятся:1)теории когнитивногосоответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Р. Абельсон, М. Розенберг); 2) теории С. Аша, Д. Креча и Р. Крачфилда, использующие основные понятия когнитивизма, но не принимающие идеи соответствия.

Первая обширная группа социально-психологических теорий соответствиясоставляет ядрокогнитивистскойориентации. Она базируется на центральной идее о том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, а если это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить такое состояние.

Общим для них всех с самого начала стало признание того факта, что человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной системы, и, более того, группы ведут себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие их межличностных отношений. Ощущение же несоответствия вызывает психологический дискомфорт, чтопорождаетреорганизациюкогнитивнойструктурысцельювосстановления соответствия. Рассмотрим теории более подробно.

Теория структурного баланса Ф. Хайдера постулирует о том,

что взаимодействие людей проходит по схеме Р–О–Х, где Р – воспринимающий субъект, О – другой воспринимающий субъект,

47

Х – воспринимаемый объект. Структурный баланс – это ситуация, в которой воспринимаемые единицы и эмоции существуют безстресса, поэтомунетизменениякогнитивной организации. Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Данная теория широко применяется в исследованиях массовых коммуникаций.

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома заключается в том, что если при коммуникации один человек положительно воспринимает третьего, то и другой меняет свое мнение относительнотретьего,чтоноситназваниесимметричнойориентации.Взаимодействие, согласно этой теории, происходит по схеме А–В–Х, где А – воспринимающий субъект, В – другой воспринимающий субъект, Х – третий субъект, которого они воспринимают. Дисбалансавпроцессетакоговзаимодействияможноизбежать,если один из участников изменяет свою позицию.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Если возни-

каетпротиворечиемеждутем, чточеловекзнает, и тем, чтоон делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и представить как непротиворечие, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности. Фестингер предлагает заменить термин «противоречие» на термин «диссонанс», а «согласованность» – на «консонанс». Основные положения теории: а) между когнитивными элементами можетвозникатьдиссонанс; б)существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту; в) проявление этого стремления включает или изменение поведения, или изменение знаний, или осторожное отношение к новой информации.

Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума пред-

полагает область практического применения – область массовых коммуникаций. Взаимодействие происходит по схеме К–О–Р, где Р – реципиент, К – коммуникатор, О – информация о каком-либо объекте, предоставляемая коммуникатором реципиенту. Если реципиент позитивно оценивает коммуникатора, который вдруг дает позитивную оценку какому-то явлению, которое сам реципиент оценивает негативно, то в когнитивной структуре этого реципиента возникает ситуация неконгруэнтности; два рода оценок – моя

48