Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

710

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
06.12.2022
Размер:
5.83 Mб
Скачать

мыми свидетелями блестящей победы на этом конкурсе нашей, до этого, наверное, никому не известной, певицы Аллы Пугачевой. Исполнение ею на заключительном отделении концерта «Арлекино» действительно было настоящим триумфом.

Несмотря на то, что мы с Машей располагали очень ограниченной суммой обменных денег, нам удалось в Болгарии сделать себе некоторые покупки на память. Маша купила себе довольно приличные туфли, я же две хорошо выделанные овчинные шкурки, предназначенные для использования их в виде меховых подстилок на сиденья автомобиля. Их же я решил применить совсем по другому назначению. Сделать с их использованием теплое меховое пальто.

По прибытию домой, мы получили известие от Коли о том, что он успешно сдал экзамены и зачислен на первый курс училища. Естественно, мы очень гордились его успехом. Поздравляли нас с этим успехом и Савеловы. Тамара Моисеевна специально по этому случаю приехала к нам в городок.

Одобрив наши приобретения в Болгарии, Тамара Моисеевна пообещала оказать содействие в переделке моего старого демисезонного пальто в шубу с использованием привезенного из Болгарии меха. У нее в городе был хорошо знакомый портной.

Владимир Прокофьевич! Вас снова вызывают в горком партии, к Цыплакову. Уже звонили два раза, – сказала мне секретарь, как только я появился в управлении.

Ну, вот, начинается, – подумал я.

81

В Новосибирск приезжает Воротников – Председатель Совета Министров РСФСР, и депутат от Новосибирска. Срочно подготовьте письмо на его имя с просьбой о разрешении в виде исключения содержать в домоуправлениях воспитателей по работе с детьми. Основание для такой просьбы, неблагоприятная обстановка в городе с преступностью среди подростков, – распорядился Цыплаков.

Иван Федорович! Какое я имею отношение к вопросам воспитания подростков? Какое отношение имеют домоуправления к организации работы с детьми по месту жительства? Для этих целей есть учителя, милиция, наконец. У домоуправлений совсем иные задачи. К тому же я же не являюсь специалистом в этой области и аргументированное письмо по этому вопросу составить не в состоянии, – взмолился я.

Ну, я прошу тебя. Вот твои соображения по этому вопросу. Вот решение горкома. Напиши, пожалуйста. Прошу тебя, ты уже этим занимался, – Цыплаков подвинул ко мне несколько бумажек. – Брось все дела. Это нужно сделать сейчас, пока Воротников будет в Новосибирске, – продолжил он.

Деваться было некуда, и к концу рабочего дня я оставил у секретаря Цыплакова проект письма Воротникову и проект постановления по этому вопросу.

Письмо Воротникову вручал Севастьянов. Присутствовавший при этом Овчинников П.П. позже рассказывал, что Воротников, принимая бумаги, сказал, что он не Господь Бог и что он не вправе решать такие вопросы. Однако бумаги с собой взял.

Через месяц пришло постановление, проект которого я подготовил, уже подписанное Воротниковым.

Пока мы отдыхали в Болгарии, Михалицын А.А. успел оборудовать диспетчерский пункт аварийной службы. Там был установлен специальный пульт, с телефоном и магнитофоном для приема заявок. На приведенной фотографии запечатлен этот пульт.

82

Диспетчерская была оборудована в одном из подвалов дома в районе зоопарка напротив центрального рынка. Из-за отсутствия гаража, рабочие механизмы аварийной службы (экскаватор, компрессор, кран и вышка) временно размещались в арендуемых помещениях в разных районах города. А еще Анатолию Андреевичу удалось в этот же период организовать начало ремонтных работ в помещении, предназначенном для оборудования объединенной бухгалтерии Управления. Для этих целей был освобожден

целый этаж жилого дома.

Приступив к работе после отпуска, я первым делом провел расширенное собрание руководителей и профсоюзных деятелей домоуправлений. На нем были обсуждены условия социалистического соревнования между домоуправлениями. Статья по этому вопросу за двумя подписями (моей и Жданова – председателя объединенного профсоюза домоуправлений) была опубликована

вжурнале «Жилищное и коммунальное хозяйство».

Всвязи с приближением зимы, с целью сбережения тепла в жилых помещениях домов и сокращения жалоб на недостаток тепла в квартирах, я в газете «Вечерний Новосибирск» опубликовал обращение к гражданам города, проживающим в многоэтажных домах, с просьбой произвести утепление окон своих квартир. В статье были приведены подробные рекомендации как это сделать, используя подручные материалы, в частности, газеты. Направил в Госкомитет по делам открытий и изобретений заявку на изобретение под названием «Устройство для закрывания окон

и дверей». Авторское свидетельство на это изобретение за № 754034 мною было получено, к сожалению, только через 10 лет. Судя по переписке, задержка в принятии положительного решения по этой заявке произошла из-за длительности ее проверки на новизну.

Осуществленные мероприятия по созданию аварийной службы дали свои первые ощутимые результаты. Благодаря принятым мерам, удалось в очень короткий срок ликвидировать серьезную аварию на сетях теплоснабжения у нового многоэтажного дома

83

по Красному проспекту за путепроводом на подходах к Ельцовке. В организации работ по ликвидации этой аварии в полной мере проявились организаторские способности Михалицина.

Вообще, с ним было приятно работать. Он понимал все сходу. А главное, умел реализовать идеи в конкретное их техническое воплощение.

В дальнейших наших планах содержался замысел серьезно переоснастить аварийную службу. Создать ей надлежащую материальную базу и возложить на нее не только работы по ликвидации аварий, но и планомерные работы по договорам с домоуправлениями: летом – по ремонту водосточных труб, осенью и зимой – по борьбе с образованиями наледей, сосулек и очагов уплотненного снега на кровлях домов.

Владимир Прокофьевич! Вас просил зайти к нему Севастьянов, – сказала озабоченно моя секретарша.

Что-то опять, наверное, случилось, – с тревогой подумал я. Вхожу в кабинет Севастьянова.

Звонили из Москвы. Поздравляю Вас. По итогам социалистического соревнования по жилищно-коммунальному хозяйству республики Новосибирску присуждено первое место. Так что ждите приказа по этому поводу, – сказал Иван Павлович.

Спасибо, Иван Павлович. Пользуясь, случаем, разрешите обратиться к Вам с личной просьбой. Мой отец член партии с 1920 г., был в числе организаторов комсомола на Украине. Последним местом его работы было заведывание областным финансовым отделом Житомирской области. В 1937 г. он был арестован,

ав 1938 г. расстрелян. После смерти Сталина, был посмертно реабилитирован. По всем законам моя мать имеет право на получение квартиры. 10 лет она стоит на очереди в Новосибирске, но все безрезультатно. Прошу Вас решить эту проблему. Могу представить целую папку переписки по этому вопросу, – сказал я.

После некоторого раздумья, Севастьянов кому-то позвонил, а потом спросил меня:

Затулинский жилмассив Вас устроит?

Вполне, – ответил я.

Тогда считайте вопрос решенным, – сказал Иван Павлович. Через несколько дней между Овчинниковым П.П. и мною

произошел следующий разговор. Петр Прокофьевич спросил ме-

84

ня, есть ли в горжилуправлении квартиры маневренного фонда на Затулинском жилмассиве. Я ответил, что такие квартиры на этом массиве имеются.

– Тогда поселите в одну из таких квартир свою мать, – распорядился Овчинников. Как я понял, это он исполнял распоряжение Севастьянова.

Так мама получила наконец квартиру в новом домена Затулинском жилмассиве по адресу: ул. Зорге 195, кв. 53. Получение квартиры для мамы было для меня освобождением от самого тяжелого бремени. Вызывало у меня чувство удовлетворения и то обстоятельство, что большая работа, осуществленная нами только за один год, была должным образом оценена и не осталась незамеченной.

Пришло письмо из министерства, извещающее о том, что по итогам социалистического соревнования между предприятиями жилищно-коммунального хозяйства РСФСР нашему коллективу было присвоено первое место.

За присуждение первого места по итогам работы жилищнокоммунального хозяйства городское руководство было премировано. Не обошло это поощрение и меня. Я тоже был премирован, но значительно позже. В сумме 88 рублей. Что и нашло свое отражение в записи трудовой книжки.

В этот же период произошло еще одно знаменательное событие. Была нанесена большая психологическая травма нашим са-

85

мым близким друзьям Савеловым – Алексею Александровичу и Тамаре Моисеевне. Был арестован и осужден их сын Саша.

Как молодой специалист, окончивший НИИЖТ, Саша, который только-только женился, был включен в состав выездной приемной комиссии института, которая по соглашению должна была работать совместно с приемной комиссией другого института в Красноярске. Под влиянием коллеги из другой приемной комиссии, Саша соблазнился на взятку в сумме 80 рублей за обещание содействовать переводу в НИИЖТ одного абитуриента, неудачно сдававшего экзамены на поступление в Красноярский институт.

Был суд. Саше присудили 8 лет заключения.

Проступок Саши для Алексея Александровича, учитывая его положение и репутацию в институте, был ударом ниже пояса. Получив такое известие, и не зная как поступить в этом случае, чтобы еще больше не травмировать близких нам людей, мы сделали вид, что нам ничего об этом не известно. Но Тамара Моисеевна, у которой осложнились отношения с Алексеем Александровичем, сама стала приезжать к нам за утешением к Маше. Помню, как они вдвоем готовили Саше посылку, как перешивали Колину шубку из козлика на телогрейку для Саши.

Саша отсидел 8 лет от звонка до звонка. Находясь в заключении, Саша попал на работы, так называемую, химию. Облучился. Через некоторое время после освобождения и приезда домой, он заболел и скоропостижно умер.

Вучилище у Коли ожидалось торжественное событие – прием присяги. И мы с Машей решили, как это в то время делали и другие родители, соприсутствовать на этом событии и заодно оказать ему нашу моральную поддержку.

– Нашли, куда отправлять сына на учебу, – сказал мне Севастьянов, когда я обратился к нему с заявлением на предоставление краткосрочного внеочередного отпуска.

– Люди нашего круга отправляют детей в другие училища.

ВКрасноярске есть училище, где готовят переводчиков для работы за границей. И стипендия там повыше, и перспектива на будущее там совсем иная, – сказал мне Севастьянов. Но заявление подписал.

Вноябре 2010 г., в связи с поднятой шумихой в печати, связанной с арестом в США ряда лиц, обвиненных в шпионаже в ин-

86

тересах России, в СМИ появились сообщения о том, что самый высокий по профессиональной принадлежности уровень лиц, изменивших Родине, приходится на так называемых «нелегалов». У меня есть подозрение, что Пинковский, Поляков, Щербаков и другие им подобные, фамилии которых были оглашены в печатных органах, и являлись выпускниками таких училищ, а в конечном итоге были детьми лиц высшей партийно-государственной номенклатуры. Известно, например, что сын Горячева Ф.С., окончивший в Новосибирске обычный вуз, потом был пристроен отцом в представительство СССР во Франции и что он, сын первого секретаря обкома, потом попросил политического убежища во Франции. Что и послужило, я предполагаю, основанием для отставки Горячева Ф.С. в последствии.

Училище, в которое поступил Коля, находилось в центре Харькова. Рано утром мы с Машей явились на плац, где должно было произойти торжественное построение. Площадь под оркестр заполнилась строевыми коробочками курсантов по пять человек в ряду. Увидеть своего сына в такой массе людей, одетых в одинаковую форму, было немыслимо. Поэтому мы выбрали место для обзора на возвышенности. Чтобы не мы, а Коля нас заметил. И вот, вся масса людей, одетых в серые шинели, под звуки оркестра пришла в движение.

Богаенко! Не ломай строй, – услышали мы. Это Коля поменялся с товарищем местом в строю, чтобы быть замеченным нами. Рядом с ним шел долговязый парень в очках.

Как же его приняли в училище, в очках, – спросили мы потом Колю, узнав, что у него были затруднения по зрению при зачислении.

Папа маршал, – ответил Коля.

В Харькове мы остановились на ХТЗ у дяди Саши. У Маши установились очень теплые отношения с тетей Таней, женой дяди Саши. Старший их сын Жора, мой двоюродный брат, к этому времени уже женился и жил от них отдельно. Работал он в должности наладчика, и постоянно находился в командировках. Очень хорошо зарабатывал. Тетя Таня говорила, что, если бы он не выпивал, то давно бы мог приобрести автомашину.

87

Так выглядел наш Коля, полноправный курсант училища, после принятия им присяги

Вместе с дядей Сашей и тетей Таней жил их младший сын Юра с женой. Юра работал на птицекомбинате. Отношения между двумя поколениями этой семьи, на наш взгляд, складывались не совсем удачно.

Прожили мы в семье дяди Саши всего несколько дней. Старались больше времени быть около Коли.

С тех пор, как я стал иметь отношение к вопросам содержания и эксплуатации жилья, в моем мозгу произошло неосознанное перепрограммирование в этом направлении. Теперь непроизвольно, везде, где бы мне ни пришлось бывать, я стал обращать внимание на то, как решаются вопросы, относящиеся к проблемам содержания жилья. К примеру, в Харькове, в жилом массиве тракторного завода я увидел и зафиксировал в памяти необычную организацию сбора бытовых отходов. Там для решения этой про-

88

блемы в каждом микрорайоне были построены так называемые мусорные домики, наподобие гаражей на одну машину. В домике был установлен винтовой пресс с ручным приводом. К каждому из таких домиков была подведена холодная и горячая вода, и перед каждым из них была забетонирована специальная площадка. В домике постоянно находится дворник.

Бытовые отходы, собираемые жителями близ расположенных домов, не сваливались в мусорные емкости, как это делается у нас в Новосибирске, а от жильцов принимались хозяином мусорного домика. С учетом пожеланий жителей этого микрорайона для приема бытовых отходов было установлено специальное время. Пищевые отходы принимались отдельно в специальные емкости. Отдельно принималось также и стекло (разные бутылки и банки). Для этих целей на площадке перед домиком были установлены специальные ящики. Остальные бытовые отходы жильцы в присутствии дворника сваливали прямо на площадку перед домиком на специальное место, ограниченное ограждением на высоту борта грузовой автомашины. Над этим местом был сделан навес от дождя. В течение рабочего дня дворник сортировал принятые бытовые отходы. Бумага, картон, тряпье – все это прессовалось в пакеты специальным прессом между двумя листами картона. Пакеты потом обвязываются мягкой металлической лентой. К концу рабочего дня все бытовые отходы оказывались уже рассортированными и превращенными во вторсырье. За ним в установленное время приезжали специальные машины. Вся эта система работала четко, как отлаженный механизм. Работа дворником в таких мусорных домиках считалась очень прибыльной профессией. Устроиться на такую работу, как говорили, можно было только за большую взятку.

Вернувшись из Харькова в Новосибирск, я сразу же по горячему следу встретился с проектировщиками, разрабатывающими проект Затулинского жилого массива, и подробно рассказал им о том, что увидел в Харькове. В рабочем порядке мне удалось договориться с проектировщиками о том, что на Затулинском массиве, разработка проекта которого осуществлялась в тот период, в порядке эксперимента в двух его микрорайонах будет предусмотрено сооружение таких мусорных домиков. Свое обещание

89

проектировщики выполнили. К сожалению, в последующем замысел в натуре осуществлен не был.

Вернувшись в Новосибирск, я с головой окунулся в работу. Нерешенные проблемы накручивались снежным комом. Вопервых, надо было найти приемлемое решение по ремонту нескольких домов постройки тридцатых годов, находившихся в аварийном состоянии.

Первым таким был дом по улице Серебренниковской, № 9. Жильцы этого дома жаловались на холод в квартирах и на продуваемость стен. Кроме того, в доме надо было заменить деревянные перекрытия железобетонными и произвести полную перепланировку. В связи с большим объемом работ дом был полностью отселен от жильцов. Когда ремонтные рабочие вынули из стены одну из оконных коробок, чтобы выяснить, почему стены продуваются, все ахнули. Стены дома на всю его пятиэтажную высоту были пустыми. Строители, возводившие дом в начале первой пятилетки, с целью, надо полагать, экономии материалов, стены дома построили следующим образом: на растворе была выложена наружная верста стены в полкирпича, и таким же образом была сооружена и внутренняя ее часть. Для перевязки этих двух частей стены в одно целое, по высоте в один-два кирпича с шагом в несколько кирпичей были уложены железные проволочки, диаметром 3 мм. Все пространство между наружной и внутренней частью стены было заполнено шлаком. За 40 лет эксплуатации дома шлак уплотнился и усел. Проволочки под влиянием влаги и агрессивного воздействия шлака перержавели. Таким образом, стены дома на всю их высоту были пустыми и держались на честном слове. Вызывает удивление, как они не завалились? А ведь были и землетрясения! Дом же при этом был заселен.

Для сохранения дальнейшей жизнеспособности дома его стены в процессе ремонта были взяты в обойму из металлических швеллеров, связанных меду собой болтами. Объем внутреннего пространства реконструируемых таким образом стен был заполнен пенобетоном.

Вторым домом старой постройки, которому тоже пришлось уделять особое внимание в этот период, был дом «под часами» на Красном проспекте. Что стоит не далеко от кинотеатра им. Маяковского. Не буду утомлять читателя подробностями принятых

90

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]