Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

akimovpanarintextblock

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
2.69 Mб
Скачать

Основные экономические и социальные последствия развития новой системы производительных сил

ции производства. Неизбежно изменчивый и неоднородный человеческий фактор уходит из производства. На качество изделий уже не влияют ни различия между квалификацией работников, ни неизбежные изменения качества работы квалифицированных мастеров.

В-четвертых, возможность быстро перенастраивать станки с ЧПУ и робототехнику приводит к большой гибкости производственного процесса. Если перестроить оборудование достаточно просто и недорого, то мелкие серии и единичные изделия становятся дешевле, эра массовых продуктов, создаваемых на конвейерных линиях, уходит в прошлое. При традиционной системе, в которой роль человека была велика, именно переобучение персонала или его настройка на новые виды работ были сдерживающими гибкость производства факторами.

В-пятых, повышается оперативность выполнения заказов за счет гибкости оборудования и минимизации доли живого труда. Если заказ получен, оборудование, связанное в информационную сеть, быстро перестраивается, а дальше работает 24 часа в сутки семь дней в неделю для выполнения заказа. Когда предприятия связаны информационными сетями, проблемы поиска исполнителя заказа становятся проще, а для него поиск поставщиков и субподрядчиков также не занимает много времени и усилий.

В-шестых, человек больше не занимается вредным, монотонным, изматывающим трудом. Имеющиеся станки с ЧПУ, роботы, информационные системы, искусственный интеллект снимают как физическую, так и умственную работу, связанную с однородными, но утомительными задачами. Остается труд, связанный с творчеством или принятием сложных решений. Появились отрасли промышленности, где человек уже просто физиологически не в силах создавать необходимые изделия, например, производство современных микросхем для электроники. Работа на конвейере при всей ее продуктивности физиологически изматывает. Бухгалтерские вычисления требуют внимания и концентрации при минимальных физических усилиях. Все разнообра-

199

Глава 5

зие профессиональных заболеваний, патологий, нервных срывов, связанное с монотонным трудом и работой в опасных условиях, может уйти в прошлое.

В-седьмых, новые производительные силы все в большей степени становятся интернациональными. Легкость передачи информации и дешевизна транспортировки делают целесообразным широкое международное разделение труда. Международные цепочки создания стоимости, деятельность ТНК работают на распространение новых технологий по всему миру при оптимизации издержек производства и обращения.

Вместе с тем, в-восьмых, современные производительные силы создают возможность для развития национального воспроизводственного комплекса в меньшем мере, чем сейчас, зависимого от импорта как сырья и топлива, так и готовых изделий. Возобновляемая энергетика уменьшает зависимость от импорта топлива, рециркуляция отходов уменьшает зависимость от импорта по многим металлам, аддитивные технологии и программируемая робототехника позволяют создавать изделия без поиска иностранного партнера, если в стране имеются специалисты по управлению этим оборудованием.

В целом вырастает технологический уровень производства, его качественные характеристики и качество продукции, возможности быстро выполнять заказы, которые формируются потребителями, включая физических лиц, фирмы, государство и гражданское общество.

Вместе с тем, обостряется конкуренция по двум направлениям. Это конкуренция старой и новой систем производительных сил, с одной стороны, и конкуренция между субъектами новой системы. Эта ситуация порождает определенные риски.

Во-первых, самым крупным риском новой системы является ее главное достижение – устранение человека из производственного процесса. Если нет человека в производстве, то нет и потребителя с заработанными деньгами, которые он готов потратить на произведенные товары и услуги. Остается

200

Основные экономические и социальные последствия развития новой системы производительных сил

человек, но не экономический агент – потребитель, имеющий свои потребности и экономические возможности их удовлетворить.

Во-вторых, как результат исчезновения производителя, вырастает роль перераспределительных процессов, управляемых государством. Уходит рынок как инструмент регулирования потребностей и ресурсов.

В-третьих, становятся ненужными дешевые трудовые ресурсы, исчезает испытанный механизм развития для развивающихся стран. Большинство историй успеха догоняющего развития в ХХ в. связаны с подключением догоняющих стран к мировой экономике с использованием местных дешевых трудовых ресурсов.

В-четвертых, высокая роль информации в производстве делает его уязвимым для хакерских атак. Сильной стороной новой системы производительных сил является информационная связанность отдельных предприятий, их систем и мира

вцелом. Эта же сторона таит в себе огромную опасность. Многочисленные хакерские атаки, большие потери из-за этих атак

вфинансовом секторе, случаи использования проникновения в информационные сети враждебных государств говорят о росте рисков и величины потерь от них в масштабах отдельных фирм, отраслей, государств и мира в целом.

В-пятых, риск создания большого числа олигополий и монополий. Сложность создания новой техники будет способствовать тому, что будут создаваться специализированные фирмы, которые будут лучше всех в мире в своей узкой нише. Другим фирмам будет невероятно сложно (дорого или долго) достичь такого же уровня. Такие монополисты могут не быть крупными фирмами, но смогут приобрести власть над рынком в силу уникальности своих продуктов или услуг. Фирмы, успешно разработавшие новые технологии, смогут сохранять свое лидерство на рынке за счет большого разрыва

вкачестве кадров, опыте, обладании know-how и патентной защите.

В-шестых, возникает риск распада мира на развитой и развивающийся, при том, что вырваться в категорию раз-

201

Глава 5

витых странам будет чрезвычайно трудно. Возобновляемая энергетика, рециклирование отходов, генная инженерия способны сильно ослабить интерес к природным ресурсам развивающихся стран со стороны развитых. Уже сейчас основными конкурентами за природные ресурсы Африки являются Китай и Индия, а развитые страны мало заинтересованы в природных ресурсах этого региона. Как указывалось выше, трудовые ресурсы низкого качества будут иметь минимальные перспективы на мировом рынке.

В-седьмых, риск, что не только в развивающихся, но и развитых странах сложится меньшинство, которое работает, решая реальные проблемы развития технологий и общества, и оно необходимо для производства и функционирования экономики, а рядом с ним существует большинство, живущее на пособия или же выполняющее работу, которая необходима только для того, чтобы занять безработных. Образуется новая кастовость, разделение общества на способных развивать или хотя бы поддерживать новые производительные силы и на всех остальных, ненужных для этого.

В-восьмых, технологическая зависимость может стать весьма важным фактором в международных отношениях. Описанное выше развитие может привести к появлению нового технологического ядра и периферии в мировом хозяйстве на технологическом уровне. Естественно, переход в ядро из периферии будет возможен, но труден, поскольку в условиях глобализации страны технологического ядра смогут получать необходимых специалистов путем иммиграции («утечка мозгов»).

Вместе с тем, обладание капиталом и возможность купить новые технологии может стать фактором быстрого экономического роста и модернизации хозяйства даже для тех государств, которые не способны создать свой национальный механизм современного производства в силу малых размеров экономики и/или невысокого качества человеческого капитала и отсутствия национальных инженерных кадров. Покупка современного оборудования, которое не тре-

202

Основные экономические и социальные последствия развития новой системы производительных сил

бует для своей работы большого числа неквалифицированных работников, при привлечении малого количества иностранных инженеров и квалифицированных специалистов среднего звена может обеспечить в стране-приобретателе необходимое производство. Элементы такого развития уже заметны в арабских странах-экспортерах нефти Персидского залива.

Таким образом, капитал и квалифицированная рабочая сила в производстве и обслуживании нового оборудования становятся важнейшими в производительных силах, сокращая роль природных ресурсов и больших масс работников средней и невысокой квалификации.

203

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В мире в ходе четвертой промышленной революции складывается новая система производительных сил. Она охватывает все сферы производства, но наиболее ярко проявляется в машиностроении как в средствах производства, так и в продукции этой отрасли. Важнейшей базисной частью технологий четвертой промышленной революции является электроника, которая позволяет создавать сложные устройства, технологии, товары и услуги на основе использования электронных схем, их комбинаций и машиностроительных изделий, созданных на их основе или с их применением.

Важным сдвигом в промышленности становятся аддитивные технологии, которые также базируются на применении электроники для управления процессом создания изделий с применением этих технологий, но принципиальная новизна аддитивных технологий состоит в создании изделий нужной формы без удаления материала с заготовки, как это было практически все время существования промышленности.

Для четвертой промышленной революции характерны параллельные радикальные изменения во многих отраслях. Значительные технологически сдвиги происходят в энергетике. Электроэнергетика переживает переход от углеродного топлива к возобновляемым источникам – энергии солнца и ветра. Эффективное использование этих источников также в большой степени обязано достижениям электроники и программирования, поскольку «умные сети», обеспечивающие управление потоками энергии, полученными от таких неравномерно ее генерирующих источников, как ветряки и солнечные батареи, сделали возможным соединить разрозненные и небольшие по мощности источники в единые сети электроснабжения.

Несколько особняком стоят технологии регенерации отходов, но их развитие также создает новые условия воспро-

204

изводства, существенно сокращая потребности в первичных ресурсах.

Сельское хозяйство находится на пересечении двух тенденций в ходе четвертой промышленной революции. Во-пер- вых, оно получает все те достижения, которые наработаны в области создания новых машин и информационных технологий. Во-вторых, оно использует успехи биологических наук, в частности, генной инженерии для повышения продуктивности сельскохозяйственных растений и животных.

Новые технологии увеличивают производительность, повышают качество товаров и услуг, ускоряют процесс производства, делают результаты более стабильными и предсказуемыми. Вместе с тем, они несут немалые риски. Основные – массовое вытеснение рабочей силы из производства и опасность хакерских атак на экономику, неотъемлемой частью которой, являются электронные сети и информационные потоки.

Новые технологии решают глобальные проблемы (энергетическую, сырьевую, продовольственную), создавая возможности роста производства с меньшей опорой на невозобновляемые ресурсы. Четвертая промышленная революция снимает ограничения, которые создавало для производства старение мирового населения. В то же время, она несет угрозу модели догоняющего развития, которая обеспечивала успех социально-экономического развития многих стран в ХХ веке.

Страны Востока занимают в новой технологической волне передовые позиции по многим аспектам. КНР, Япония, Республика Корея, Тайвань, Малайзия, Сингапур, Израиль, в меньшей степени Индия, Вьетнам, Таиланд, Индонезия занимают лидирующие позиции в мире по производству электронных компонентов и изделий электроники, производству и использованию станков с ЧПУ и промышленных роботов, в гелиоэнергетике, а также ряде новых технологий в сельском хозяйстве.

Мировыми гигантами в сфере программирования, как для собственных нужд, так и офшорного, являются Китай и

205

Индия. Индия также лидирует в области ИТ-услуг. В то же время, в области аддитивных технологий, в создании и поддержании операционных систем для массовых электронных устройств, в искусственном интеллекте лидерство принадлежит странам Запада, в первую очередь, США.

Представим себе такой мыслительный эксперимент – в ходе промышленных революций с Земли целиком исчезают страны Запада или Востока с их хозяйством и человеческим потенциалом. Для первых трех революций исчезновение Запада с его техническими достижениями отбрасывало бы оставшийся Восток далеко назад в технологическом и экономическом развитии. Если бы исчез Восток, развитие продолжалось бы. В случае четвертой промышленной революции ситуация совсем иная. Исчезновение Запада мало скажется на развитии. Появятся лакуны, которые страны Востока смогут быстро заполнить. Исчезновение стран Востока поставило бы Запад в тяжелые условия, восполнить потери было бы трудно, и это потребовало много времени.

Россия отстает в развернувшейся волне новой технологической гонки в мире. В четвертой промышленной революции Россия может позволить себе не спешить только в энергетике и отчасти в сельском хозяйстве, поскольку она обладает огромными природными ресурсами. В тех отраслях, которые относятся к области производства средств производства, в первую очередь, в машиностроении, необходима быстрая догоняющая модернизация.

После 1991 г. ряд отраслей в России практически прекратил свое существование в условиях рынка. Примером служит станкостроение, включая самую современную часть – станки с ЧПУ1 .

С 2014 г. после введения Западом экономических санкций против России модель развития «сырье в обмен на технологии» стала дефектной. Многие товары, которые Россия свободно покупала за рубежом до этого времени, стали ей

1 Акимов А.В. Статистический анализ основных натуральных показателей российской экономики после 1991 г. для определения мер экономической политики // Экономист, №3, 2019.

206

недоступны. Наиболее критична ситуация в сфере инвестиционных товаров. К 2014 г. большинство отраслей успели поменять производственные фонды, закупив импортное оборудование. В добывающих отраслях, в химии и металлургии, машиностроении и легкой промышленности, АПК и сфере услуг успешные фирмы работают на импортном оборудовании, нуждаясь в закупке запасных частей и расходных материалов. В случае полномасштабного применения санкций многие фирмы испытают большие трудности в производстве, поскольку санкции прописаны для многих товаров и технологий, имеющих двойное, то есть гражданское и военное назначение, и в эту категорию попадают очень многие импортные технологии, необходимые для развития отечественной промышленности.

Представляется, что нужно существенно пересмотреть меры экономической политики России для обеспечения долгосрочного устойчивого развития страны. Как представляется, ключевым понятием в экономической политике в новых условиях должно стать многообразие видов и методов политики, варьирующееся для разных отраслей. Видимо, такой универсальный показатель, как прирост ВВП, в новых условиях может давать ложные сигналы о результатах экономического развития. Например, рост сферы услуг, который происходит в большинстве экономик в настоящее время, будет увеличивать ВВП, но никак не скажется на технологической устойчивости России в условиях санкций.

Малый бизнес, который успешен в услугах, способен уменьшить безработицу, поднять доходы населения и качество жизни, увеличить рост ВВП, но решить технологические проблемы страны он не в силах. Задача создать высокотехнологичный малый бизнес, как это делается, например, в Японии, сейчас в России не может быть решена. Технологические прорывы на пути догоняющего развития, как показывает мировой опыт, реализуются крупными фирмами, способными создать среду для кооперации производства сложных изделий. Кооперация на уровне мелких и средних фирм, как это успешно практикуется, например, в Германии,

207

всовременных российских условиях буксует. Таким образом, по отношению к мелкому и среднему бизнесу целесообразно иметь стратегию поддержки в сфере услуг, но государственная поддержка структурных сдвигов в экономике, в производстве средств производства должна быть направлена крупным фирмам.

Представляется, что необходимо в большей мере устанавливать цели развития в натуральных показателях и применять программные методы управления на макроуровне. Видимо, в какой-то степени придется вернуться к инженерному подходу в макроэкономическом планировании, широко применявшемуся в СССР. Важной задачей является определить, что же действительно можно и необходимо сделать

вразвитии технологий для обеспечения устойчивого экономического развития России в условиях санкций. Для тех отраслей, которые необходимы для устойчивого и независимого развития России, необходимо выработать меры государственной поддержки.

Для группы отраслей и производств, потерпевших крах

вусловиях рынка, как это произошло со станкостроением, также нужно вначале определить, насколько конкретные отрасли необходимы стране. Даже самые развитые станкостроительные державы современного мира импортируют станки. Происходит международное разделение труда и кооперация в этой сфере. Россия может некоторое время обходиться имеющимся парком станков, но его обновление необходимо.

Если в результате экономического и инженерного анализа будет выявлено, что некие технологии необходимы России, то их развитием должно заниматься государство, фирмы с государственным участием, казенные предприятия. Создание благоприятных экономических условий для частного бизнеса в этих отраслях, скорее всего не сработает. Не нужно дожидаться, что частные предприниматели придут в технологически сложные отрасли, в которых конечный продукт получается как результат деятельности множества смежни-

208